Литературно-музыкальная композиция рассчитана для обучающихся старших классов. Основой мероприятия является чтение стихотворений на тему любви под музыку из кинофильмов в год Российского кино.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Страна любви - великая страна"»
Литературно-музыкальная композиция «Страна любви – великая страна»
Звучит фонограмма: В. Высоцкий, «Баллада о влюбленных», видеофрагмент
Звучит музыка. На сцену выходят 2 ученика.
Ученик
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Ученик
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
Ученик
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Ученик
Во все времена мудрецы, философы, поэты да и самые обычные люди стремились словами описать это уникальное явление - любовь. Нет на свете другого слова, которому было бы посвящено столько человеческого внимания, и любовь достойна этого!
Ученик: О любви написано много - тысячи страниц! И в то же время о любви написано мало - это чувство неисчерпаемо, как сама жизнь. О любви говорить трудно, ведь никто еще до сир пор не дал четкого ответа на вопрос: «Что же такое любовь?»
Ученик: «Любовь – есть Бог!» Так говорят. Ведь пока жив на земле человек, пока бьется его сердце, будут звучать в прекрасных стихах голоса тех, кто воспел это чувство.
Ученик
Колумбом любовной лирики принято считать итальянского поэта эпохи Возрождения Франческа Петрарку. Именно его возвышенные строки, посвященные прекрасной Лауре, открыли новую страницу в поэзии Нового времени. Великие гуманисты Западной Европы впервые обратились в своем творчестве к этому чувству.
Ученик
Среди них особое место занимает поэзия английского драматурга конца XVI века Уильяма Шекспира – автора бессмертной трагедии «Ромео и Джульетта» и прекрасных сонетов о любви.
Уходят, им на смену на сцену поднимаются 2 других ученика.
(под фонограмму без слов романса Дианы «Любовь, зачем ты мучаешь меня» из к/ф «Собака на сене» ученики читают сонеты Петрарки и Шекспира)
Петрарка
Сердца влюбленных с беспощадной силой
Тревога леденит, сжигает страсть,
Тут не поймешь, чья пагубнее власть:
Надежды, страха, стужи или пыла.
Иных бросает в жар под высью стылой,
Дрожь пробирает в зной, что за напасть!
Ведь жаждущему просто в ревность впасть
И дев считать вздыхателями милой.
Я ж обречен лишь от огня страдать
И лишь от жажды гибну ежечасно,
Слова бессильны муку передать.
О, что мне ревность! Пламя так прекрасно!
Пусть видят в нем другие благодать,
Им не взлететь к вершине - все напрасно.
.
Шекспир
Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирает руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас.
На сцену поднимается вокальная группа. Ученики исполняют песню «Ланфрен-ланфра» из к/ф «Гардемарины, вперед!»
Ученик
Пытаясь ответить на вопрос «что же такое любовь?» и не находя ответа, люди часто повторяют старинную и возвышенную фразу о любви: «Тайна сия велика есть…». Повторяют часто бездумно, а нередко и иронично.
Ученик
А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах великих русских поэтов и писателей… Многие из этих произведений были написаны чуть ли не два века тому назад, но до сих проникновенные строки о любви способны играть на струнах наших сердец.
Ученики выходят в образах русских поэтов и читают различные отрывки из их произведений под музыку
Ученик:
Александр Пушкин.
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Ученик:
Михаил Лермонтов
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан её не стан богини,
И грудь волною не встаёт.
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признаёт.
Однако все твои движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Ученик:
Афанасий Фет.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Летали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали
Как и сердца у нас, за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь…
Ученик:
Александр Блок
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Ученик
Сергей Есенин
Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою,
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.
Ученик:
Иннокентий Анненский.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими,
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
Ученик:
Как же проникновенно писали о любви великие русские поэты. Кто знает, может быть, они потому и стали великими, что сами любили и на себе испытали космическую мощь этого чувства.
Ученик:
И примеров тому в русской литературе множество: Александр Пушкин и Наталья Гончарова, Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина, Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе, Александр Блок и Любовь Менделеева, Сергей Есенин и Зинаида Райх. И этот список можно продолжать и продолжать. Одну из историй любви мы хотим вам сегодня поведать.
Ученик: Имя Александра Сергеевича Грибоедова известно всем. Его бессмертное произведение «Горе от ума», написанное в 1824 году, с успехом идет на сценах театров и поныне – спустя почти два столетия гениальная комедия не утратила своей актуальности. А его замечательный «Вальс» и по сей день пленяет сердца любителей музыки. Давайте вспомним эти произведения.
Отрывок из комедии «Горе от ума» под музыку вальса Грибоедова.
Чацкий
Дождусь ее и вынужу признанье:
Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
(Входит София.)
Вы здесь? я очень рад,
Я этого желал.
София (про себя)
И очень невпопад.
Чацкий
Конечно, не меня искали?
София
Я не искала вас.
Чацкий
Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?
София
Ах! боже мой! весь свет.
Чацкий
Кто более вам мил?
София
Есть многие, родные.
Чацкий
Все более меня?
София
Иные.
Чацкий
И я чего хочу, когда всё решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
София
Хотите ли знать истины два слова?
Малейшая в ком странность чуть видна,
Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы…
Чацкий
Я сам? не правда ли, смешон?
София
Да! грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.
Чацкий
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
София
Примеры мне не новы;
Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
Чацкий
(держит ее)
Постойте же.
(В сторону.)
Раз в жизни притворюсь.
(Громко.)
Оставимте мы эти пренья,
Перед Молчалиным не прав я, виноват;
Быть может, он не то, что три года назад:
Есть на земле такие превращенья
Правлений, климатов, и нравов, и умов;
Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
Душою — вы, вам угожденье?..
Сам это чувствую, сказать я не могу,
Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
Не пожелал бы я и личному врагу,
А он?.. смолчит и голову повесит.
София
(про себя)
Вот нехотя с ума свела!
(Вслух.)
Напрасно: это всё относится к другим,
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним.
Чацкий
(с жаром)
Зачем же вы его так коротко узнали?
София
Я не старалась, бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит.
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Чацкий
Сатира и мораль — смысл этого всего?
(В сторону.)
Она не ставит в грош его.
София
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Чацкий
(в сторону)
Шалит, она его не любит.
(Вслух.)
Докончить я вам пособлю
Молчалина изображенье.
Слуга
Сударыня, за мной, сейчас
К вам Алексей Степаныч будет.
София
Простите, надобно идти мне поскорей.
Чацкий
Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.
София пожимает плечами, уходит, за ней уходит Чацкий
Ученик: Однако не меньше, чем имя самого Грибоедова, известно имя его жены, Нины Чавчавадзе, чья любовь к мужу стала символом верности. Со своей будущей женой Грибоедов познакомился в доме ее отца, известного грузинского поэта и переводчика – Александра Чавчавадзе. Александр Сергеевич был старше своей избранницы, но несмотря на разницу в возрасте, Нина ответила писателю взаимностью. Ее утонченная внешняя красота, прекрасные манеры, вкус, обаяние, образованность покорили Грибоедова.
Ученик: Однако счастье супружеской четы было недолгим: свадьба состоялась в сентябре 1828 года, а в конце января 1829 года Грибоедова не стало. На русское посольство в Тегеране, где Александр Сергеевич выполнял дипломатическую миссию, напала толпа фанатиков из местного населения. Все, кто находился в этот момент в здании, погибли – в их числе и Грибоедов.
Ученик: За гибель российского посланника персидский шах принес русскому императору официальные извинения и преподнес в подарок один из самых известных в мире драгоценных камней - алмаз «Шах». Грибоедов был похоронен в Тифлисе. Над могилой писателя был поставлен памятник, на нем слова Нины Чавчавадзе – их нельзя читать без слез: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Ученик: Нина Чавчавадзе была счастливой женой всего несколько месяцев, хранила же верность своему погибшему супругу 30 лет – до самой своей смерти. Она больше никогда не вышла замуж, хотя нисколько не была обделена ни внешностью, ни прекрасными душевными качествами, к тому же была ещё очень молода.
Ученик: Нина отвергала все ухаживания. Она никогда не снимала траура по мужу, в родном городе её так и называли «черная роза Тифлиса». Вдова тратила огромные суммы на благотворительность, помогала всем, кому требовалась помощь. Её имя было окружено почетом и уважением. Умерла Нина Чавчавадзе в 1857 году во время эпидемии холеры в возрасте сорока шести лет и похоронена рядом с мужем.
Ученик
Есть вечная любовь
В глазах её ищите,
Что говорят честней,
Чем губы и язык.
Есть вечная любовь
Беснуйтесь, трепещите,
Кто чахлые цветы
Тайком срывать привык!
Ученик
Есть вечная любовь
Она чиста, как ландыш,
Не водит за собой поклонников гурьбой
Ей вовсе не нужны
Банальные рулады
Она идёт на бой
И жертвует собой.
Ученик
Есть вечная любовь
Мне жаль вас, кто не верит,
Кто крылья обломал
И не взовьётся вновь,
Ученик
Вы проглядели жизнь,
Не вам её измерить
Есть солнце! Есть гроза!
Есть вечная любовь!
На сцену поднимается вокальная группа. Ученики исполняют песню М. Таривердиева «Не исчезай»
Ученик. Сколько бы самых прекрасных слов ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить и она останется с тобой. (Л. Толстой)
.
Ученик. Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано………
Ученик (читает ст. К. Ваншенкина «Мальчишка»)
Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюбленно
Окрестная смотрела детвора.
Она к нему пристрастие имела,
Поскольку он командовал везде,
А плоский камень так бросал умело,
Что тот, как мячик, прыгал по воде.
В дождливую и ясную погоду
Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,
И посторонним не было прохода,
Едва он появлялся у пруда.
В сопровожденье преданных матросов,
Коварный, как пиратский адмирал,
Мальчишек бил, девчат таскал за косы
И чистые тетрадки отбирал.
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну.
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну.
Забор вкруг сада был довольно ветхий -
Любой мальчишка в дырки проходил,-
Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки
И девочке дорогу преградил.
Она пред ним в нарядном платье белом
Стояла на весеннем ветерке
С коричневым клеенчатым портфелем
И маленькой чернильницей в руке.
Сейчас мелькнут разбросанные книжки -
Не зря ж его боятся, как огня...
И вдруг она сказала:- Там мальчишки...
Ты проводи, пожалуйста, меня...
И он, от изумления немея,
Совсем забыв, насколько страшен он,
Шагнул вперед и замер перед нею,
Ее наивной смелостью сражен.
А на заборе дряхлом повисая,
Грозя сломать немедленно его,
Ватага адмиральская босая
Глядела на героя своего.
…Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.
И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.
Ученик И вот «любовь взрослеет», становится серьёзной и романтичной. Это уже поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза. Как важно за сказкой о любви не пропустить чего-то важного и настоящего.
(на фоне фрагмента из Алых парусов
Ты веришь, ты ищешь любви большой,
Сверкающей, как родник,
Любви настоящей, любви такой,
Как в строчках любимых книг.
Когда повисает вокруг тишина
И в комнате полутемно,
Ты часто любишь сидеть одна,
Молчать и смотреть в окно.
Молчать и видеть, как в синей дали
За звездами, за морями
Плывут навстречу тебе корабли
Под алыми парусами...
То рыцарь Айвенго, врагов рубя
Мчится под топот конский,
А то приглашает на вальс тебя
Печальный Андрей Болконский.
Вот шпагой клянется д'Артаньян,
Влюбленный в тебя навеки,
А вот преподносит тебе тюльпан
Пылкий Ромео Монтекки.
Проносится множество глаз и лиц,
Улыбки, одежды, краски...
Вот видишь: красивый и добрый принц
Выходит к тебе из сказки.
Сейчас он с улыбкой наденет тебе
Волшебный браслет на запястье.
И с этой минуты в его судьбе
Ты станешь судьбой и счастьем!
Когда повисает вокруг тишина
И в комнате полутемно,
Ты часто любишь сидеть одна,
Молчать и смотреть в окно...
Слышны далекие голоса,
Плывут корабли во мгле...
А все-таки алые паруса
Бывают и на земле!
И может быть, возле судьбы твоей
Где-нибудь рядом, здесь,
Есть гордый, хотя неприметный Грей
И принц настоящий есть!
И хоть он не с книжных сойдет страниц,
Взгляни! Обернись вокруг:
Пусть скромный, но очень хороший друг,
Самый простой, но надежный друг,
Может, и есть тот принц?!
Ученик
Любовь – это безмерное счастье, которое даже на расстоянии помогает почувствовать другого человека, волноваться о нем, стремиться к нему. Любовь нельзя получить откуда-то или взять от кого-то. Человек сам творец Любви.