kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник сценариев народных праздников. Часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект. Часть 2

Тема: Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество.

Сборник сценариев народных праздников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник сценариев народных праздников. Часть 2»

Педагогический проект. Часть 2

Тема: Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество.

Сборник сценариев народных праздников.




Автор-составитель:

Жолобова Л.Е.

педагог дополнительного

образования

Срок реализации проекта: 1 год.



Введение:

Актуальность темы самообразования.

В эпоху бурного развития электроники и компьютерной технологии учащиеся большую часть свободного времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье (ослабленное зрение, утомляемость)

Знакомство с народным творчеством, прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.

На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать формированию у обучающихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков;

- Обучить детей вокальным навыкам;

- Обучить выразительному пению.

-Обучение народной манере, стилистике, приёмам многоголосного народного пения;

- Ознакомление учащихся с песенными традициями разных областей России;


Воспитательные:

- Возрождение интереса к русскому народному творчеству,

- Воспитание любви и уважения к своему народу и его традициям

- Формирование музыкального и художественного вкуса.

- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории и гордости за достижения национальной культуры.

- Формировать устойчивый интерес к пению;

- Привить навыки сценического поведения;

- Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях детского творчества);

- Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

Развивающие:

- Развить музыкально-эстетический вкус;

- Развить музыкальных способностей учащихся (музыкальный слух, чувство ритма, - развитие голосовых данных)

-Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма;

- Развитие творческой и эмоциональной активности детей.

Коррекционные:

-Создать условия для пополнения словарного запаса, а так же успешной социализации обучающихся.



Приложение №2

Сценарий народного праздника «Ярмарка»

(Композиция для 2-4 классов)

Хозяюшка:- Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.

Хоровод "Как за нашим за двором"

Хозяюшка:- Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью (обходит всех гостей и детей)

Вбегает Петрушка:- Мое почтенье, добры молодцы, красны девицы! Вот и я, привет мои друзья!

Хозяюшка:- Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки! Гляди-ка сколько детей на ярмарке собралось, время и ярмарку открывать!

Петрушка:- Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел Вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку.

Представление начинается, ярмарка открывается!

Входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребешки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.

Петрушка:- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

Дети:- Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – набирайте про запас.

- Ведерки дубовые, коромысла расписные! Покупайте, выбирайте!

- Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво – приятно, для детей занятно!

- Платки, гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! (ставят лотки на столы)

Выходят девочка и мальчик. Девочка берет коромысло и ведра.

Мальчик: - Красна девица, ты куда ходила?

Девочка:- Я на ярмарку ходила, себе ведра купила.

Мальчик: - Что дала?

Девочка: - Рубль дала, коромысло – полтора.

Мальчик: - Девица, сходи за водицей.

Девочка:- За водицей я пойду и подружек позову!

Исполнение песни «Как за нашим за двором»

Петрушка:- Говорят, что вы все умеете, на все руки мастера. А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?

Хозяюшка:- Наши гости мастера скороговорить!

"Сачок зацепился за сучок"

"Кукушка кукушенку купила капюшон, как в капюшоне он смешон"

" Осип охрип, Архип осип" , «Варвара варила да не выворила»

Петрушка:- Молодцы, справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята из Ольховки, встречайте их.

Инсценировка песни "Лапти мои"

Петрушка:

- Вот так весельчаки-балагуры позабавили. На нашей ярмарке и песне место найдется и пляске и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем!

Дети с петрушкой и родителями встают в круг и грают игры-песни:

«Гори, гори ясно»

Гори,гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птицы летят

Колокольчики звенят

Диги, диги, диги дон

Выходи из круга вон

Раз, два,три,беги

Играющие поют и идут по кругу, ведущий в центре хоровода (в руках платок). Слова песни повторяются движениями. В конце игры, ведущий платком разбивает пару, они бегут по кругу в разные стороны чтобы взять платок у ведущего.

«Золотые ворота »

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И других проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

На третий раз, не пропустим мы вас

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх , образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота. На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая кого-либо из игроков. Так повторяется несколько раз пока все играющие не окажутся в круге.

Хозяюшка:- Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. И гости не отставайте, частушки подпевайте.

Дети исполняют частушки.

Хозяюшка: - У наших добрых молодцев и красных девиц тоже товары имеются, изготовленные своими руками. Мы тебя Петруша благодарим и подарочек тебе дарим, подарок не простой оберег для дома. А также всем нашим зрителям за аплодисменты.

Дети исполняют песню «Ярмарка».


Сценарий народного праздника

«МАСЛЁНА НЕДЕЛЮ ГУЛЯЕТ»

(Композиция для 3-8 классов)

Ведущая:-Здравствуйте, люди добрые. Благодарю вас, что пришли по обычаю древнерусскому с Масленицей повстречаться да в блинах поваляться, душою потешиться, умом повеселиться да речью насладиться.

Дети:- У нас нынче гостья дорогая – Масленица годовая.

- С минуты на минуту Масленицу ждем, блины, оладушки печем.

- Приходи, Маслена, к нам, к нашим масленым блинам.

- Ах, какие блины у нас сочные, и крупитчатые и молочные.

- Блины, блинчики с разносолами. А скоморохи-то какие озорные и веселые!

Ведущая:-Будут, будут вам гости дорогие, скоморохи удалые.

Дети выходят на «Танец скоморохов».


Скоморох-Встреча:

-Подходи, народ честной,

Коли делать нечего.

Я – первый масленичный день,

Называюсь Встреча.

Ведущая:-Для дорогого гостя и ворота настежь (Скоморох проходит под инсценированные ворота).

Дети:

- А мы Масленицу ожидали, киселя с молоком не хлебали.

- Вот и Масленица во двор въезжает,

- Всё на конях вороных, да на саночках расписных.

- А мы, девушки, ее привечаем,

- А мы, красные, ее встречаем,

- Веселенько в хороводах гуляем.

Дети поют песню «А мы Масленицу дожидаем».

Ведущая:

-Вьются ушки гороха

Червячками на крючке.

Вот четыре скомороха,

Как горошины в стручке.

Если вдруг кому-то плохо

И тепла не достает,

Позовите скомороха,

Он вам спляшет и споет.

Скоморох-Заигрыш:

-Эй, народ, поспеши,

День второй – для души!

А название простое – Заигрыши.

Ведущая:

-Ну, а вы, девицы, просто молодцы!

Ну-ка, красные девицы, выходи вперед!

А вот и добрый молодец

Навстречу вам идет.

Ведущая обращается к скомороху:

-Коль загадку отгадаешь,

Приз наш тут же получаешь!

Загадка:

Кругленький, румяненький,

На маслице поджаренный,

На Масленицу пришел

И рот нашел (Блин).

Скоморох-Заигрыш:-А я знаю! Это же блин!

Ведущая:-Верно, а теперь, ребята, ваша очередь загадки отгадывать.

Загадки:

- Летом спят, зимой бегут.

В гору – деревяшка, под гору – коняшка (Сани).

- Что дают – глотает.

Зимой ест и дымит,

А летом голодная спит (Печь).

- Кто в избе рогат? (Ухват).

- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар).

- Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины).

- Красная краса, русая коса,

Бумажное тельце,

Сахарные уста,

Кто это? (Масленица).

Ведущая:-Верно, где-то петушок кричит, нам спать не велит.

Скоморох-Лакомка:

-Ку-ка-ре-ку,

Петушок - на шесток.

Ох, и сладкий мой денек.

Я – третий день, среда,

Прозываюсь Лакомка.

Ай, тин-тинка,

Подай мне блинка,

Оладышка-прибавышка,

Что пекла мне бабушка.

Где блины, тут и мы!

Дети исполняют песню «Блины».

Дети:-Ой, как блинов хочется!

Ведущая:-Блины от нас не уйдут, а вот один скоморох осерчал,

Чуть от нас не убежал.

Ты иди-ка к нам, дружок,

Да потешь ты нас чуток.

Скоморох-Широкий разгул:

-Я – четверг-четверок,

Развеселый денек.

Смешной, широкий,

Озорной и высокий.

На мой роток

Не накинешь платок,

Зовут меня еще Разгул.

Эй, Федул, чего губы надул?

Федул:- Кафтан прожег.

Скоморох:- Зашить-то можно?

Федул:- Да иглы нет.

Скоморох:- А велика ли дыра?

Федул:- Да один ворот остался.

Скоморох:- Вот это да! Дыра так дыра! Не вовремя ты Федул, губы надул.

Федул:- Это почему же?

Скоморох: У нас сударыня Масленица в гостях. Петь, плясать, веселиться надо. Пожалуй, подарю тебе новый кафтан. С тебя – выкуп.

Федул:- Какой?

Скоморох:- Пляши «Барыню»,

Распотешь честную Масленицу!

Федул:- Неохота!

Скоморох:- Эх, Федул… Ребята, выручайте Федула! Кто смелый?

Ведущая:

Все скорей вставайте в круг,

Приглашаем всех подруг.

Веселится весь народ,

И играет, и поет,

«Барыню» плясать идет.

Ведущая:

- Русская барыня еще не затоварена,

Барыня-барыня, Барыня-сударыня.

Дети исполняют танец «Барыня».

Скоморох:- Получай кафтан, Федул!

(Идут Скоморохи.)

Ведущая:- Эй, братья-скоморохи, вы куда?

Скоморохи - Гостевые дни: -В гости на блины!

1 Скоморох: К теще я!

2 Скоморох: К золовке я!

Ведущая:- А, это же гостевые дни! Федул, как называются они?

Федул:- Забыл.

Ведущая:- Вот так да! Помогите-ка, ребятки!

Дети:

- Тещины вечерки.

- Золовкины посиделки.

Скоморохи:

-Спасибо, родимые,

Спасибо, ненаглядные,

Все-то вы знаете,

Старинные обычаи уважаете.

Ведущая:

-Выходите на круг, парни с девками,

Да порадуйте праздник припевками!

Как на Масленицу все с уловками,

Блины тещины да золовкины.

Дети исполняют частушки.

Ведущая обращается к зрителям:

-А теперь и ваш черед

Петь частушки.

Хочешь победить подружку,

Спой веселую частушку!

Проводится конкурс среди зрителей.

Скоморох:

-Вот пришла моя пора.

Прощай, холодная зима!

В воскресенье, день седьмой,

Попрощаемся с тобой!

Дети поют песню «Прощай, прощай, наша Масленица»


Сценарий народного праздника «СВЯТКИ»

(Композиция для смешанного состава)

Ведущая:

-Ну вот, гости мои дорогие, пожилые и молодые,

Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,

Как когда-то наши прадедушки да прабабушки,

Приходили на Святки, где пироги да ладки,

Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

(Входит девушка Марья с корзиной)

Марья:-Ах, как утомилась, пока весь базар обошла. Зато все купила: конфетки, пряники, орешки – будет чем ребятишек угощать. Пританцовывает и поет песню «Весь базар я обходила».

Входит хозяйка:- Танцуй, танцуй, Марья, изба не прибрана, а колядники уже скоро на нашей улице будут.


Марья:- Не сердитесь, мамонька, я сейчас мигом все приготовлю, подмету избу и вам помогу.

(Хозяйка в это время вынимает из печи готовые пирожки, Марья в это время подметает и выносит мусор во двор)

Хозяйка всплескивает руками:- Куда же ты мусор вынесла?

Марья:- Во двор.

Хозяйка:-Кто же перед рождеством мусор из избы выносит? В печь надо бросить, чтобы сгорело (шепотом: а то нечистая сила заведется).

Марья:- Ну что же теперь делать? Не пойду же я его теперь собирать!

Хозяйка:- Ой, Марья, Марья! Ладно уж, иди одевайся, горе ты мое луковое! (Ставит на стол угощение). А пирожки какие вкусные удались! Еще кваску с медом поставлю.

(Слышно пение колядовщиков «Как со вечера». Подходят к дому, стучат в двери)

Колядовщики:- Эй, есть кто дома?

Хозяйка:- Есть, есть! (Выглядывает в окно).

Звучит песня «Вот дома». (На последнем куплете колядовщики поднимают платки и делают «ворота». Через «ворота» выходят хозяйка с Марьюшкой)

Колядовщики:- Добрый вечер, хозяюшка с Марьюшкой.

Хозяйка с Марьей:- Добрый вечер вам, люди добрые.

Колядовщики:

- Встречайте колядовщиков,

- Готовьте пирожки и сало,

- Ведь нас пришло не мало,

- Разрешите поколядовать?

Хозяйка:- Заходите, заходите, колядуйте, мы вас ждали.

Колядовщики:- А сорить тут у вас можно?

Хозяйка:-Сорите, сколько хотите!

Марья:- Приберемся!

Колядовщики поют песню «Сеем, сеем».

Хозяйка:- Спасибо, спасибо на добром слове. А ну, Марья, давай угощай колядников!

(Под музыку «Сеем, сеем» Марья раздает угощенье)

Хозяйка:

-На столе у нас чаек,

Прянички, ватрушки,

Ну-ка, спойте-ка, девчата,

Веселые частушки.

Поют частушки.

Хозяйка:

Весела частушка ваша,

Всем мила,

Да что-то пляска не видна.

Марьюшка, выходи,

Хоровод заводи!


Исполняется песня: «Павочка ходя».

(Гаснет свет. Вбегают два чертенка мешками, пробегают круг под музыку, смеются, достают из мешка угощенья, хвалятся)

1 – Глянь, какие я пирожки у ребятишек стащил!

2 – А у меня больше!

1- Ничего не больше!

2 – Как это не больше! Ты только загляни в мешок!

(Первый чертенок заглядывает, а второй одевает ему этот мешок на голову. Дерутся. Звучит музыка)

Хозяйка:- Что это? Ой, как страшно, это нечистая сила разыгралась! Это, Марья, твоя вина. Говорила я тебе, что мусор надо было в печи сжечь…

Марья:- Ну что же делать? Обращается к колядовщикам: Надо нечистую силу прогнать!

Колядовщики:- А ну, девчонки, берите метелки, да хорошенько метите, чертей в печи сожгите. (Под музыку прогоняют чертей. Затем раздается стук в дверь)

Хозяйка:- А это еще кто к нам пожаловал?

(Заходят другие колядовщики, ведут с собой барашка под музыку «Сеем, сеем»)

Колядовщики:

-Щедрый вечер,

Славный вечер.

Все:

-Добрым людям

На здоровье.

Колядовщики: - Открывайте сундучок, доставайте пятачок

Все:- Да скорее. Озябли мы.

Хозяйка:- Вижу, вижу, а барашек-то у вас не заболел случайно?

Колядовщики:- Да нет, его мельники обидели. Уж били его, колотили его.

Хозяйка:-Как так?

Колядовщики:- А вот послушайте.

Исполняется песня «Где ж ты был, мой черный баран».

Хозяйка:

Бедненький, проходи в избу. Мы тебя в обиду не дадим.

Марья:

А вот вам, молодцы,

Пряники да леденцы.

Обращается к барашку:

А тебе, барашек,

Монетки для потешки.

Колядовщики:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой.

Что б гостей невпроворот

Было в доме каждый год,

На столе – большой пирог, легких вам всегда дорог!



16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник сценариев народных праздников. Часть 2

Автор: Жолобова Людмила Евгеньевна

Дата: 27.06.2023

Номер свидетельства: 634471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Лекция-концерт "В гостях у "Детского альбома" Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(66) "liektsiia-kontsiert-v-ghostiakh-u-dietskogho-al-boma-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "219865"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434393225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Внеклассное мероприятие в начальной школе,посвященное творчеству С.В.Михалкова "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-nachal-noi-shkolie-posviashchiennoie-tvorchiestvu-s-v-mikhalkova"
    ["file_id"] => string(6) "195366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427899663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства