Просмотр содержимого документа
«Сборник сценариев народных праздников. Часть 2»
Педагогический проект. Часть 2
Тема: Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество.
Сборник сценариев народных праздников.
Автор-составитель:
Жолобова Л.Е.
педагог дополнительного
образования
Срок реализации проекта: 1 год.
Введение:
Актуальность темы самообразования.
В эпоху бурного развития электроники и компьютерной технологии учащиеся большую часть свободного времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье (ослабленное зрение, утомляемость)
Знакомство с народным творчеством, прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.
Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.
На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию у обучающихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков;
- Обучить детей вокальным навыкам;
- Обучить выразительному пению.
-Обучение народной манере, стилистике, приёмам многоголосного народного пения;
- Ознакомление учащихся с песенными традициями разных областей России;
Воспитательные:
- Возрождение интереса к русскому народному творчеству,
- Воспитание любви и уважения к своему народу и его традициям
- Формирование музыкального и художественного вкуса.
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории и гордости за достижения национальной культуры.
- Формировать устойчивый интерес к пению;
- Привить навыки сценического поведения;
- Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях детского творчества);
- Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальных способностей учащихся (музыкальный слух, чувство ритма, - развитие голосовых данных)
- Развитие творческой и эмоциональной активности детей.
Коррекционные:
-Создать условия для пополнения словарного запаса, а так же успешной социализации обучающихся.
Приложение №2
Сценарий народного праздника «Ярмарка»
(Композиция для 2-4 классов)
Хозяюшка:- Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.
Хоровод "Как за нашим за двором"
Хозяюшка:- Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью (обходит всех гостей и детей)
Вбегает Петрушка:- Мое почтенье, добры молодцы, красны девицы! Вот и я, привет мои друзья!
Хозяюшка:- Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки! Гляди-ка сколько детей на ярмарке собралось, время и ярмарку открывать!
Петрушка:- Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел Вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку.
Представление начинается, ярмарка открывается!
Входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребешки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.
Петрушка:- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
- Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво – приятно, для детей занятно!
- Платки, гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! (ставят лотки на столы)
Выходят девочка и мальчик. Девочка берет коромысло и ведра.
Мальчик: - Красна девица, ты куда ходила?
Девочка:- Я на ярмарку ходила, себе ведра купила.
Мальчик: - Что дала?
Девочка: - Рубль дала, коромысло – полтора.
Мальчик: - Девица, сходи за водицей.
Девочка:- За водицей я пойду и подружек позову!
Исполнение песни «Как за нашим за двором»
Петрушка:- Говорят, что вы все умеете, на все руки мастера. А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?
Хозяюшка:- Наши гости мастера скороговорить!
"Сачок зацепился за сучок"
"Кукушка кукушенку купила капюшон, как в капюшоне он смешон"
" Осип охрип, Архип осип" , «Варвара варила да не выворила»
Петрушка:- Молодцы, справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята из Ольховки, встречайте их.
Инсценировка песни "Лапти мои"
Петрушка:
- Вот так весельчаки-балагуры позабавили. На нашей ярмарке и песне место найдется и пляске и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем!
Дети с петрушкой и родителями встают в круг и грают игры-песни:
«Гори, гори ясно»
Гори,гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птицы летят
Колокольчики звенят
Диги, диги, диги дон
Выходи из круга вон
Раз, два,три,беги
Играющие поют и идут по кругу, ведущий в центре хоровода (в руках платок). Слова песни повторяются движениями. В конце игры, ведущий платком разбивает пару, они бегут по кругу в разные стороны чтобы взять платок у ведущего.
«Золотые ворота »
Золотые ворота
Пропустите меня
Я и сам пройду
И других проведу
На первый раз прощается
Второй раз запрещается
На третий раз, не пропустим мы вас
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх , образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота. На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая кого-либо из игроков. Так повторяется несколько раз пока все играющие не окажутся в круге.
Хозяюшка:- Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. И гости не отставайте, частушки подпевайте.
Дети исполняют частушки.
Хозяюшка: - У наших добрых молодцев и красных девиц тоже товары имеются, изготовленные своими руками. Мы тебя Петруша благодарим и подарочек тебе дарим, подарок не простой оберег для дома. А также всем нашим зрителям за аплодисменты.
Дети исполняют песню «Ярмарка».
Сценарий народного праздника
«МАСЛЁНА НЕДЕЛЮ ГУЛЯЕТ»
(Композиция для 3-8 классов)
Ведущая:-Здравствуйте, люди добрые. Благодарю вас, что пришли по обычаю древнерусскому с Масленицей повстречаться да в блинах поваляться, душою потешиться, умом повеселиться да речью насладиться.
Дети:- У нас нынче гостья дорогая – Масленица годовая.
- С минуты на минуту Масленицу ждем, блины, оладушки печем.
- Приходи, Маслена, к нам, к нашим масленым блинам.
- Ах, какие блины у нас сочные, и крупитчатые и молочные.
- Блины, блинчики с разносолами. А скоморохи-то какие озорные и веселые!
Ведущая:-Будут, будут вам гости дорогие, скоморохи удалые.
Дети выходят на «Танец скоморохов».
Скоморох-Встреча:
-Подходи, народ честной,
Коли делать нечего.
Я – первый масленичный день,
Называюсь Встреча.
Ведущая:-Для дорогого гостя и ворота настежь (Скоморох проходит под инсценированные ворота).
Дети:
- А мы Масленицу ожидали, киселя с молоком не хлебали.
- Вот и Масленица во двор въезжает,
- Всё на конях вороных, да на саночках расписных.
- А мы, девушки, ее привечаем,
- А мы, красные, ее встречаем,
- Веселенько в хороводах гуляем.
Дети поют песню «А мы Масленицу дожидаем».
Ведущая:
-Вьются ушки гороха
Червячками на крючке.
Вот четыре скомороха,
Как горошины в стручке.
Если вдруг кому-то плохо
И тепла не достает,
Позовите скомороха,
Он вам спляшет и споет.
Скоморох-Заигрыш:
-Эй, народ, поспеши,
День второй – для души!
А название простое – Заигрыши.
Ведущая:
-Ну, а вы, девицы, просто молодцы!
Ну-ка, красные девицы, выходи вперед!
А вот и добрый молодец
Навстречу вам идет.
Ведущая обращается к скомороху:
-Коль загадку отгадаешь,
Приз наш тут же получаешь!
Загадка:
Кругленький, румяненький,
На маслице поджаренный,
На Масленицу пришел
И рот нашел (Блин).
Скоморох-Заигрыш:-А я знаю! Это же блин!
Ведущая:-Верно, а теперь, ребята, ваша очередь загадки отгадывать.
Загадки:
- Летом спят, зимой бегут.
В гору – деревяшка, под гору – коняшка (Сани).
- Что дают – глотает.
Зимой ест и дымит,
А летом голодная спит (Печь).
- Кто в избе рогат? (Ухват).
- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар).
- Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины).
- Красная краса, русая коса,
Бумажное тельце,
Сахарные уста,
Кто это? (Масленица).
Ведущая:-Верно, где-то петушок кричит, нам спать не велит.
Скоморох-Лакомка:
-Ку-ка-ре-ку,
Петушок - на шесток.
Ох, и сладкий мой денек.
Я – третий день, среда,
Прозываюсь Лакомка.
Ай, тин-тинка,
Подай мне блинка,
Оладышка-прибавышка,
Что пекла мне бабушка.
Где блины, тут и мы!
Дети исполняют песню «Блины».
Дети:-Ой, как блинов хочется!
Ведущая:-Блины от нас не уйдут, а вот один скоморох осерчал,
Чуть от нас не убежал.
Ты иди-ка к нам, дружок,
Да потешь ты нас чуток.
Скоморох-Широкий разгул:
-Я – четверг-четверок,
Развеселый денек.
Смешной, широкий,
Озорной и высокий.
На мой роток
Не накинешь платок,
Зовут меня еще Разгул.
Эй, Федул, чего губы надул?
Федул:- Кафтан прожег.
Скоморох:- Зашить-то можно?
Федул:- Да иглы нет.
Скоморох:- А велика ли дыра?
Федул:- Да один ворот остался.
Скоморох:- Вот это да! Дыра так дыра! Не вовремя ты Федул, губы надул.
Федул:- Это почему же?
Скоморох: У нас сударыня Масленица в гостях. Петь, плясать, веселиться надо. Пожалуй, подарю тебе новый кафтан. С тебя – выкуп.
Федул:- Какой?
Скоморох:- Пляши «Барыню»,
Распотешь честную Масленицу!
Федул:- Неохота!
Скоморох:- Эх, Федул… Ребята, выручайте Федула! Кто смелый?
Ведущая:
Все скорей вставайте в круг,
Приглашаем всех подруг.
Веселится весь народ,
И играет, и поет,
«Барыню» плясать идет.
Ведущая:
- Русская барыня еще не затоварена,
Барыня-барыня, Барыня-сударыня.
Дети исполняют танец «Барыня».
Скоморох:- Получай кафтан, Федул!
(Идут Скоморохи.)
Ведущая:- Эй, братья-скоморохи, вы куда?
Скоморохи - Гостевые дни: -В гости на блины!
1 Скоморох: К теще я!
2 Скоморох: К золовке я!
Ведущая:- А, это же гостевые дни! Федул, как называются они?
Федул:- Забыл.
Ведущая:- Вот так да! Помогите-ка, ребятки!
Дети:
- Тещины вечерки.
- Золовкины посиделки.
Скоморохи:
-Спасибо, родимые,
Спасибо, ненаглядные,
Все-то вы знаете,
Старинные обычаи уважаете.
Ведущая:
-Выходите на круг, парни с девками,
Да порадуйте праздник припевками!
Как на Масленицу все с уловками,
Блины тещины да золовкины.
Дети исполняют частушки.
Ведущая обращается к зрителям:
-А теперь и ваш черед
Петь частушки.
Хочешь победить подружку,
Спой веселую частушку!
Проводится конкурс среди зрителей.
Скоморох:
-Вот пришла моя пора.
Прощай, холодная зима!
В воскресенье, день седьмой,
Попрощаемся с тобой!
Дети поют песню «Прощай, прощай, наша Масленица»
Сценарий народного праздника «СВЯТКИ»
(Композиция для смешанного состава)
Ведущая:
-Ну вот, гости мои дорогие, пожилые и молодые,
Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,
Как когда-то наши прадедушки да прабабушки,
Приходили на Святки, где пироги да ладки,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!
(Входит девушка Марья с корзиной)
Марья:-Ах, как утомилась, пока весь базар обошла. Зато все купила: конфетки, пряники, орешки – будет чем ребятишек угощать. Пританцовывает и поет песню «Весь базар я обходила».
Входит хозяйка:- Танцуй, танцуй, Марья, изба не прибрана, а колядники уже скоро на нашей улице будут.
Марья:- Не сердитесь, мамонька, я сейчас мигом все приготовлю, подмету избу и вам помогу.
(Хозяйка в это время вынимает из печи готовые пирожки, Марья в это время подметает и выносит мусор во двор)
Хозяйка всплескивает руками:- Куда же ты мусор вынесла?
Марья:- Во двор.
Хозяйка:-Кто же перед рождеством мусор из избы выносит? В печь надо бросить, чтобы сгорело (шепотом: а то нечистая сила заведется).
Марья:- Ну что же теперь делать? Не пойду же я его теперь собирать!
Хозяйка:- Ой, Марья, Марья! Ладно уж, иди одевайся, горе ты мое луковое! (Ставит на стол угощение). А пирожки какие вкусные удались! Еще кваску с медом поставлю.
(Слышно пение колядовщиков «Как со вечера». Подходят к дому, стучат в двери)
Колядовщики:- Эй, есть кто дома?
Хозяйка:- Есть, есть! (Выглядывает в окно).
Звучит песня «Вот дома». (На последнем куплете колядовщики поднимают платки и делают «ворота». Через «ворота» выходят хозяйка с Марьюшкой)
Колядовщики:- Добрый вечер, хозяюшка с Марьюшкой.
Хозяйка с Марьей:- Добрый вечер вам, люди добрые.
Колядовщики:
- Встречайте колядовщиков,
- Готовьте пирожки и сало,
- Ведь нас пришло не мало,
- Разрешите поколядовать?
Хозяйка:- Заходите, заходите, колядуйте, мы вас ждали.
Колядовщики:- А сорить тут у вас можно?
Хозяйка:-Сорите, сколько хотите!
Марья:- Приберемся!
Колядовщики поют песню «Сеем, сеем».
Хозяйка:- Спасибо, спасибо на добром слове. А ну, Марья, давай угощай колядников!
(Под музыку «Сеем, сеем» Марья раздает угощенье)
Хозяйка:
-На столе у нас чаек,
Прянички, ватрушки,
Ну-ка, спойте-ка, девчата,
Веселые частушки.
Поют частушки.
Хозяйка:
Весела частушка ваша,
Всем мила,
Да что-то пляска не видна.
Марьюшка, выходи,
Хоровод заводи!
Исполняется песня: «Павочка ходя».
(Гаснет свет. Вбегают два чертенка мешками, пробегают круг под музыку, смеются, достают из мешка угощенья, хвалятся)
1 – Глянь, какие я пирожки у ребятишек стащил!
2 – А у меня больше!
1- Ничего не больше!
2 – Как это не больше! Ты только загляни в мешок!
(Первый чертенок заглядывает, а второй одевает ему этот мешок на голову. Дерутся. Звучит музыка)
Хозяйка:- Что это? Ой, как страшно, это нечистая сила разыгралась! Это, Марья, твоя вина. Говорила я тебе, что мусор надо было в печи сжечь…
Марья:- Ну что же делать? Обращается к колядовщикам: Надо нечистую силу прогнать!
Колядовщики:- А ну, девчонки, берите метелки, да хорошенько метите, чертей в печи сожгите. (Под музыку прогоняют чертей. Затем раздается стук в дверь)
Хозяйка:- А это еще кто к нам пожаловал?
(Заходят другие колядовщики, ведут с собой барашка под музыку «Сеем, сеем»)