Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество. Педагогический проект
Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество. Педагогический проект
В эпоху бурного развития электроники и компьютерной технологии учащиеся большую часть свободного времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье (ослабленное зрение, утомляемость)
Знакомство с народным творчеством, прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.
Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.
На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество. Педагогический проект»
Педагогический проект
Тема: Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество.
Автор-составитель:
Жолобова Л.Е.
педагог дополнительного
образования
Срок реализации проекта: 1 год.
Введение
Актуальность темы самообразования
В эпоху бурного развития электроники и компьютерной технологии учащиеся большую часть свободного времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье (ослабленное зрение, утомляемость)
Знакомство с народным творчеством, прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.
Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.
На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию у обучающихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков;
- Обучить детей вокальным навыкам;
- Обучить выразительному пению.
-Обучение народной манере, стилистике, приёмам многоголосного народного пения;
- Ознакомление учащихся с песенными традициями разных областей России;
Воспитательные:
- Возрождение интереса к русскому народному творчеству,
- Воспитание любви и уважения к своему народу и его традициям
- Формирование музыкального и художественного вкуса.
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории и гордости за достижения национальной культуры.
- Формировать устойчивый интерес к пению;
- Привить навыки сценического поведения;
- Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях детского творчества);
- Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальных способностей учащихся (музыкальный слух, чувство ритма, - развитие голосовых данных)
- Развитие творческой и эмоциональной активности детей.
Коррекционные:
-Создать условия для пополнения словарного запаса, а так же успешной социализации обучающихся.
Теоретический этап:
Традиции народного творчества диктуют комплексный подход к процессу обучения включающих в себя: народные песни, элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы, наглядный материал (поделки, сувениры) – все это доступно для понимания и исполнения их детьми разного возраста. Знакомство с народными праздниками прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, обучающийся может развиться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.
Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.
На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.
Таким образом, младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для нашей школы наиболее востребованными являются те праздники, в которых традиционно принимают участие дети разных возрастов и взрослые - преподаватели и родители.
Знакомство с народными праздниками прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.
Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать.
Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, включающих в себя элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы – все это доступно для понимания и исполнения их детьми разного возраста. Эти традиции народного творчества диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Конечным итогом совместной деятельности преподавателя и обучающихся является постановка народного праздника , применение их в различных выступлениях, а также успешные выступления в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Практический этап:
Народное пение (хоровое и сольное) обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
-певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса;
-навыки следования дирижерским указаниям;
-слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
На начальном этапе знакомство с народными традициями необходимо начинать с народных игровых песен. Игры обладают большим потенциалом развития:
-Концентрируют внимание детей на социальном значении происходящего;
-Создают поле эмоционального выражения;
-Создают условия для проявления чувства товарищества;
-Способствуют с ранних лет воспитанию коллективизма;
Игра соответствует запросам школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. И развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс практики назидательности.
Все народные игры доставляют детям радость, создают веселое настроение. Народные игры – песни для 1-2 классов представлены в сборнике «Играя, познаем мир».
Приложение №1
Следующий этап-приобщение к русским народным праздникам.
Знание глубинных пластов истории и культуры нашей страны, формирование нравственных, эстетических идеалов. Народные праздники несут в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Они способствуют воспитанию любви к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у детей чувства красоты, пробуждают светлые чувства.
Разработаны сценарии народных праздников: «Маслена неделю гуляет», «Святки», «Ярмарка». Это накопленный опыт работы, доступный и интересный материал представлен в приложении №2.
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия исполнения, оценки своего исполнения;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – творческих композиций, при исполнении вокально – хоровых произведений;
- проявлять доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
-результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся (выступления в концертах, фестивалях)
-Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Продолжать работу по разработке сценариев, концертных выступлений, буклетов, презентаций; обобщение опыта по исследуемой теме.
Мониторинг музыкального развития детей дошкольного возраста.
Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.
Выявление интересов детей, увеличение количества обучающихся
Дальнейшее продолжение проекта, к сценариям народных праздников составить нотный материал.
Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора, песен,
танцев и хороводов по возрастам, игра на шумовых инструментах.
Список литературы
1.Емельянов В. В. Развитие голоса. - С.-П., 2000 г.
2.Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М.: «Академия», 1996 г.
3.Покровский Е. Детские игры: Преимущественно русские. – М.: «Тера», 1997 г.
4.Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: «Музыка», 1985 г.
5.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М., 1997 г.
6.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом: Учебное пособие. – М.: «Музыка», 1988 г.
Список нотной литературы
1.Бухарина Н.И. Русская народная песня. Хрестоматия. Челябинск, 1997 г. 2. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских народных ансамблей, Сост. Т. Новикова, Москва, 1989 г. 3. Веретёнце, Русские народные песни Вологодской области. Сост. В. Попиков, Москва, 1985 г.
4. Во горнице, во светлице. - Челябинск, ЧГАКИ, 2004 г.
5.Калужникова Т.И. «Как Вася – утенок по бережку гулял». Уральские игровые песни – Екатеринбург, 1998
7. Науменко Т.М. «Котенька – коток: русские народные детские песни» - Москва, 1990
8. Науменко Т.М., Якунина Т.Т. «Солнышко – ведрышко: детский музыкальный фольклор» - Архангельск, 1994
9. «Жаворонушки» Вып. 3,4. Г. Науменко. – М.: «Советский композитор», 1984, 1986 гг.
10. Как у наших у ворот. Для фольклорных ансамблей. Сост. С. Браз, ВМО – М.,1988 г.
11. «Заплетися плетень» Русские народные песни и хороводы. Сост. В.А. Агафонников. – М.: 1987 г.
12.Засыпкина Т.А. «Во горнице, во светлице» (вып. 2) - репертуарный сборник для детских ансамблей народной песни. – Челябинск, 2004
13.Засыпкина Т.А. «Солнце, солнце колесом» (вып. 1) – репертуарный сборник для детских ансамблей народной песни. – Челябинск, 2004
14. Глинкин А.В., Лазарев А.И. «Любовь – песня» - народные песни Южного Урала – Челябинск
Приложение №1
«Играя, познаем мир»
(Народные игры - песни для детей 1-2 классов)
«Заинька, погуляй»
«Заиньку» выбирают по считалке. Играющие поют и идут по кругу, заинька в центре хоровода. Слова песни повторяются движениями. В конце игры, заинька выбирает ведущего.
«Гори, гори ясно »
Играющие поют и идут по кругу, ведущий в центре хоровода (в руках платок). Слова песни повторяются движениями. В конце игры, ведущий платком разбивает пару, они бегут по кругу в разные стороны чтобы взять платок у ведущего.
«Пошла коза по лесу »
Играющие поют и идут по кругу, «коза» в центре хоровода, идет по кругу и выбирает пару (который в дальнейшем становится ведущим) .Слова песни повторяются движениями.
«Капустка »
Играющие поют и идут по кругу, ведущий идет по кругу «завивает» капустку на 1ый куплет, на 2 куплет кто оказался с краю «развивает» капустку приводит детей в большой круг.
«Золотые ворота »
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх , образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота. На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая кого-либо из игроков. Так повторяется несколько раз, пока все играющие не окажутся в круге.