kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество. Педагогический проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В эпоху бурного развития электроники и компьютерной технологии учащиеся большую часть свободного времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье (ослабленное зрение, утомляемость)

Знакомство с народным творчеством, прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

          Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.

На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество. Педагогический проект»

Педагогический проект


Тема: Раскрытие музыкальных и творческих способностей обучающихся через народное творчество.


Автор-составитель:

Жолобова Л.Е.

педагог дополнительного

образования

Срок реализации проекта: 1 год.


Введение

Актуальность темы самообразования

В эпоху бурного развития электроники и компьютерной технологии учащиеся большую часть свободного времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на здоровье (ослабленное зрение, утомляемость)

Знакомство с народным творчеством, прекрасный материал для развития эстетических чувств обучающихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.

На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать формированию у обучающихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков;

- Обучить детей вокальным навыкам;

- Обучить выразительному пению.

-Обучение народной манере, стилистике, приёмам многоголосного народного пения;

- Ознакомление учащихся с песенными традициями разных областей России;


Воспитательные:

- Возрождение интереса к русскому народному творчеству,

- Воспитание любви и уважения к своему народу и его традициям

- Формирование музыкального и художественного вкуса.

- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории и гордости за достижения национальной культуры.

- Формировать устойчивый интерес к пению;

- Привить навыки сценического поведения;

- Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах, фестивалях детского творчества);

- Создавать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха.

Развивающие:

- Развить музыкально-эстетический вкус;

- Развить музыкальных способностей учащихся (музыкальный слух, чувство ритма, - развитие голосовых данных)

-Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма;

- Развитие творческой и эмоциональной активности детей.

Коррекционные:

-Создать условия для пополнения словарного запаса, а так же успешной социализации обучающихся.

Теоретический этап:

Традиции народного творчества диктуют комплексный подход к процессу обучения включающих в себя: народные песни, элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы, наглядный материал (поделки, сувениры) – все это доступно для понимания и исполнения их детьми разного возраста. Знакомство с народными праздниками прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, обучающийся может развиться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

Раннее приобщение детей к народному пению и народным праздникам дает положительный результат.

На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Таким образом, младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для нашей школы наиболее востребованными являются те праздники, в которых традиционно принимают участие дети разных возрастов и взрослые - преподаватели и родители.

Знакомство с народными праздниками прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать.

Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети.

Функции народных праздников:

- развивающая

- информационно-просветительная

- культурно-творческая

- рекреативно-оздоровительная.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, включающих в себя элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы – все это доступно для понимания и исполнения их детьми разного возраста. Эти традиции народного творчества диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Конечным итогом совместной деятельности преподавателя и обучающихся является постановка народного праздника , применение их в различных выступлениях, а также успешные выступления в конкурсах и фестивалях различного уровня.


Практический этап:

Народное пение (хоровое и сольное) обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:

-певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса;

-навыки следования дирижерским указаниям;

-слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

На начальном этапе знакомство с народными традициями необходимо начинать с народных игровых песен. Игры обладают большим потенциалом развития:

-Концентрируют внимание детей на социальном значении происходящего;

-Создают поле эмоционального выражения;

-Создают условия для проявления чувства товарищества;

-Способствуют с ранних лет воспитанию коллективизма;

-Развивают творческое воображение, умение «перевоплощаться»преодоление боязни публичных выступлений.

Игра соответствует запросам школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. И развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс практики назидательности.

Все народные игры доставляют детям радость, создают веселое настроение. Народные игры – песни для 1-2 классов представлены в сборнике «Играя, познаем мир».


Приложение №1

Следующий этап-приобщение к русским народным праздникам.

Знание глубинных пластов истории и культуры нашей страны, формирование нравственных, эстетических идеалов. Народные праздники несут в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Они способствуют воспитанию любви к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у детей чувства красоты, пробуждают светлые чувства.

Разработаны сценарии народных праздников: «Маслена неделю гуляет», «Святки», «Ярмарка». Это накопленный опыт работы, доступный и интересный материал представлен в приложении №2.


Ожидаемые результаты обучения.

- умело владеть голосом (чистое интонирование, дыхание, дикция)

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия исполнения, оценки своего исполнения;

- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – творческих композиций, при исполнении вокально – хоровых произведений;

- проявлять доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

-результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся (выступления в концертах, фестивалях)

-Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Продолжать работу по разработке сценариев, концертных выступлений, буклетов, презентаций; обобщение опыта по исследуемой теме.

Мониторинг музыкального развития детей дошкольного возраста.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Выявление интересов детей, увеличение количества обучающихся

Дальнейшее продолжение проекта, к сценариям народных праздников составить нотный материал.

Составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора, песен,

танцев и хороводов по возрастам, игра на шумовых инструментах.


Список литературы

1.Емельянов В. В. Развитие голоса. - С.-П., 2000 г.

2.Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М.: «Академия», 1996 г.

3.Покровский Е. Детские игры: Преимущественно русские. – М.: «Тера», 1997 г.

4.Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: «Музыка», 1985 г.

5.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. – М., 1997 г.

6.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом: Учебное пособие. – М.: «Музыка», 1988 г.

Список нотной литературы

1.Бухарина Н.И. Русская народная песня. Хрестоматия. Челябинск, 1997 г. 2. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских народных ансамблей, Сост. Т. Новикова, Москва, 1989 г. 3. Веретёнце, Русские народные песни Вологодской области. Сост. В. Попиков, Москва, 1985 г.

4. Во горнице, во светлице. - Челябинск, ЧГАКИ, 2004 г.

5.Калужникова Т.И. «Как Вася – утенок по бережку гулял». Уральские игровые песни – Екатеринбург, 1998

6.Науменко Т.М. «Дождик, дождик, перестань: русское народное детское музыкальное творчество» - Москва, 1988

7. Науменко Т.М. «Котенька – коток: русские народные детские песни» - Москва, 1990

8. Науменко Т.М., Якунина Т.Т. «Солнышко – ведрышко: детский музыкальный фольклор» - Архангельск, 1994

9. «Жаворонушки» Вып. 3,4. Г. Науменко. – М.: «Советский композитор», 1984, 1986 гг.

10. Как у наших у ворот. Для фольклорных ансамблей. Сост. С. Браз, ВМО – М.,1988 г.

11. «Заплетися плетень» Русские народные песни и хороводы. Сост. В.А. Агафонников. – М.: 1987 г.

12.Засыпкина Т.А. «Во горнице, во светлице» (вып. 2) - репертуарный сборник для детских ансамблей народной песни. – Челябинск, 2004

13.Засыпкина Т.А. «Солнце, солнце колесом» (вып. 1) – репертуарный сборник для детских ансамблей народной песни. – Челябинск, 2004

14. Глинкин А.В., Лазарев А.И. «Любовь – песня» - народные песни Южного Урала – Челябинск


Приложение №1

«Играя, познаем мир»

(Народные игры - песни для детей 1-2 классов)

«Заинька, погуляй»

«Заиньку» выбирают по считалке. Играющие поют и идут по кругу, заинька в центре хоровода. Слова песни повторяются движениями. В конце игры, заинька выбирает ведущего.

«Гори, гори ясно »

Играющие поют и идут по кругу, ведущий в центре хоровода (в руках платок). Слова песни повторяются движениями. В конце игры, ведущий платком разбивает пару, они бегут по кругу в разные стороны чтобы взять платок у ведущего.

«Пошла коза по лесу »

Играющие поют и идут по кругу, «коза» в центре хоровода, идет по кругу и выбирает пару (который в дальнейшем становится ведущим) .Слова песни повторяются движениями.

«Капустка »

Играющие поют и идут по кругу, ведущий идет по кругу «завивает» капустку на 1ый куплет, на 2 куплет кто оказался с краю «развивает» капустку приводит детей в большой круг.

«Золотые ворота »

Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх , образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота. На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая кого-либо из игроков. Так повторяется несколько раз, пока все играющие не окажутся в круге.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жолобова Людмила Евгеньевна

Дата: 27.06.2023

Номер свидетельства: 634470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Сборник сценариев народных праздников. Часть 2"
    ["seo_title"] => string(47) "sbornik_stsenariev_narodnykh_prazdnikov_chast_2"
    ["file_id"] => string(6) "634471"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1687844037"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства