kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Работа над певческим дыханием в хоровом пении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Постановка дыхания- это первый, самый необходимый этап обучения пению и постановки голоса обучающихся, это источник энергии для возникновения звука. Правильное певческое дыхание является основой вокальной техники, а также способствует укреплению здоровья.

    Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, широты диапазона.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Работа над певческим дыханием в хоровом пении»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»







Методические рекомендации

Тема:«Работа над певческим дыханием в хоровом пении»













Подготовила преподаватель

высшей квалификационной категории

Зубрицкая О.Н.













г.Унеча

2021г.





Содержание

I. Введение

II. Основные типы певческого дыхания.

III.Взаимосвязь певческого дыхания и других элементов вокальной техники.

  1. Фазы певческого дыхания.

  2. Опора дыхания.

  3. Атака звука.

IV.Методы работы над певческим дыханием.

1.Упражнения для развития и укрепления певческого дыхания.

2. Упражнение на тренировку брюшного пресса.

3. Упражнения для работы над певческим дыханием.

4.Упражнение для развития экономного выдоха.

5. Упражнения для развития опоры дыхания.

6.Звуковые упражнения.

V.Заключение.

VI.Литература.

VII.Приложение.

























I.Введение.



Постановка дыхания- это первый, самый необходимый этап обучения пению и постановки голоса обучающихся, это источник энергии для возникновения звука. Правильное певческое дыхание является основой вокальной техники, а также способствует укреплению здоровья.

Дыхательные упражнения способствуют развитию физической выносливости, а также ведущих качеств певческого голосообразования: яркости звука, силы и гибкости голоса, длительности звучания, широты диапазона.

В хоровой практике, особенно на начальном этапе работы дети не заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, берут дыхание, где это им необходимо. Это отражается на звучании голосов, интонации как отдельных певцов, так и всего хора в целом: нарушается протяжённость звучания, появляются «звуковые провалы».

Необходимость владения правильным певческим дыханием и применение его при пении считаю обязательным в своей работе. Данную проблему считаю актуальной.

Цель: изучить и обобщить методические разработки и практический опыт в области формирования певческого дыхания в младшем хоре.

Задачи:

- изучить и проанализировать методические разработки в области постановки и развития певческого дыхания.

- выявить особенности певческого дыхания и определить наиболее оптимальный тип дыхания в младшем хоре.

- выявить роль вокальных упражнений в формировании певческого дыхания.

Практическое значение методической разработки состоит в том, что хормейстеры найдут в ней полезную информацию и практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности.











II.Основные типы дыхания.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Основной задачей произвольного управления певческого дыхания является формирование навыка плавного и экономичного выдоха во время пения.

Различают следующие типы дыхания.

-ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;

-грудной- внешне дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, диафрагма(непарная мышца,разделяющая грудную и брюшную полости )при вдохе поднимается, а живот втягивается;

-брюшной или диафрагмальный- дыхание осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;

-смешанный-грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины. Диафрагма активно участвует в регуляции дыхания и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по своей окружности. В результате туловища певца как бы увеличивается в объёме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение. Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно. Вдох через нос способствует углублению дыхания. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет лёгкие воздухом, и поэтому является самым лучшим для пения.













III.Взаимосвязь певческого дыхания и других элементов вокально-хоровой техники.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Большая роль в развитии дыхания принадлежит руке дирижёра. Целенаправленная работа по активации внимания к жесту дирижёра даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.

Тип и качество дыхания певцов определяют характер звучания хора в целом, так как певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием. Например, из-за перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, зажатость артикуляционных органов, что приводит к неразборчивой дикции, напряжённости звучания голоса, детонации и быстрому утомлению певцов.

Фазы певческого дыхания.

Процесс дыхания состоит из трёх этапов или фаз: вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать сознательно, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение лёгких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Шум при вдохе создаётся от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Такой вдох создаёт посторонний шум во время пения и также вреден для голосовых связок. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание. Вдох надо брать в нижний отдел грудной клетки при этом энергично поднимать и расширять нижние рёбра, которые растягивают прикреплённую к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для её работы длительного сокращения с наименьшим напряжением. Вместе с нижними рёбрами во время вдоха поднимается и выдвигается верхняя часть живота. Вдох, взятый в верхний отдел грудной клетки называется поверхностным, неглубоким и часто бывает шумным.

При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо находиться в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает влияние на голосообразование (его округление и высокую позицию). Напряжение мягкого нёба при зевке через нервные окончания вызывает необходимый тонус диафрагмы. Надо следить с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на «полузевок».

Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох через нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, и на первых уроках может помочь найти это ощущение. Но вдох через нос при закрытом рте осуществим только при пении упражнений и неудобен при исполнении произведений, когда после каждой музыкальной фразы придётся закрывать рот для вдоха. Обычно применяется вдох с приоткрытым ртом, дыхание через рот и нос, но основное предпочтение отдаётся носовому дыханию.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой- остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха, или, иначе вдыхательной позиции. (Находящаяся в положении вдоха грудная клетка и особая подготовка ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка).

Основными задачами правильного певческого выдоха являются:

-экономное расходование дыхания (т.е. воздуха, набранного при вдохе),

-создание необходимого для нормальной работы голосовых связок давления в подскдадочном пространстве,

-плавный выдох.

Умение расходовать дыхание так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, не растрачивалось бесполезно определяет мастерство владения певческим дыханием. В вокальной педагогике имеется методический приём-сохранение вдыхательной установки, или состояния вдоха, на всё время пения. Положение ещё напряжённого по окончании вдоха вдыхателя, лишь постепенно расслабляющегося, и составляет опору дыхания. Опора дыхания-это умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха.

Опора дыхания – это «игра» дыхательных мышц, чётко координированное взаимодействие их во время сокращения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой.

Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объёмным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округлённый вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему не опёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно «полётный», несобранный, ниже оптимальной силы. Пение на опоре-это основная характеристика, отличающая академическое пение от «домашнего напевания». Опора благоприятно влияет на качество звука. Снимает напряжение с гортани и голосовых связок. Отсутствие опоры в пении-вялое дыхание, форсированное пение-вдох шумный с перебором количества воздуха.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки.

-При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно, необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы обучающиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых связок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени. А также степенью напряжения и сближения голосовых складок.

1. Твёрдая атака-голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твёрдую атаку, так называемую «каркающую», с сильным жёстким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака-момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают.

3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстаёт от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха.

Правильное певческое дыхание существенно влияет на красоту звука, на выразительность исполнения. Развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации дозировки певческого тренажа. На первом году музыкальный материал (короткие музыкальные фразы, умеренные темпы) не мешают воспитанию непродолжительного и неглубокого дыхания у маленьких детей. В дальнейшем дыхание укрепляется, продолжительность воздуха увеличивается, появляется задача выработка быстрого, но спокойного вдоха в подвижных песнях и между фразами, не разделёнными паузами, требуется умение распределять дыхание в песнях напевного характера с различными динамическими оттенками и при усилении и ослаблении звучности, вырабатывается навык цепного дыхания.

Цепное дыхание – это коллективный навык, который требует от певцов особого внимания.

Основные правила цепного дыхания.

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот.

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание без толчка, с мягкой атакой, интонационно точно;

- Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Для выработки навыка цепного дыхания упражнение, построенное на нисходящей гамме с большими длительностями на слог лю.













Дирижёру необходимо следить, чтобы певцы брали дыхание не на стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно внутри длинных нот. Также поём на слог ли закрытым ртом длинные по протяжённости звуки, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен.

IV. Методы работы над певческим дыханием с детьми.

Прежде всего, надо научить брать вдох. Начинать с глубокого, равномерного и спокойного вдоха, расширяющего низ грудной клетки. Вдох берётся носом, бесшумно (шумный вдох свидетельствует о зажатости). В первых упражнениях вдох должен быть полным, в последующих (выполняемых на звуке) – берётся экономно и разной полноты в зависимости от длительности звука, музыкальной фразы и её динамики. Вдох наполняет лёгкие воздухом, задержка способствует активизации голосового и дыхательного аппарата в фонации. Желательно сразу уяснить разницу вдоха, его задержки при разных видах типах атак звука. Для наиболее полного вдоха помогает представление ощущения аромата цветов (при вдыхании приятных запахов дыхательные органы работают в полную силу, как бы с удовольствием).

После тренировки вдоха можно переходить к освоению медленного и постепенного выдоха, при этом важно тренироваться не доводить воздух до иссякания и его остаток активно выдыхать (иссякание воздуха повлечёт за собой понижение интонации).

У начинающих петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания (привычка поднимать плечи). Этот недостаток особенно распространён среди детей младшего школьного возраста. Также нужно отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые также довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы заметно быстрое спадение(оползание) стенок грудной клетки. Это указывает, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует. Обучающиеся должны осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путём постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.

Самым удобным для обучения считается грудо-брюшное дыхание. Необходимо обратить внимание на работу дыхательных мышц дыхательного аппарата. Если они вялые. То нужно применять беззвуковые упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру (физическая зарядка перед пением). Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на формирование звука. Для развития и постановки правильного певческого дыхания следует работать над звуковыми упражнениями.

Упражнения для развития и укрепления певческого дыхания.

  1. Положите руки на рёбра (на бока, пальцами к центру груди и глубоко вдохните, не поднимайте плечи. Руки ощутят, как расходятся рёбра под напором воздуха. Это значит, что вы взяли достаточный объём воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали рёбра.

  2. Поведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов идёт твёрдое нёбо. Ощутите зону: корни передних резцов, твёрдое нёбо. На вдохе, контролируя руками рёбра, ощутить объём входящего воздуха, а на выдохе считаем чётким громким голосом (1,2,3,4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток воздуха, и там звучит наше слово, причём ваше воображение должно вам помочь. Представьте себе, что твёрдое нёбо очень «высокое», куполом, как крыша зонта.

Такая речь на контролируемом выдохе и вдохе и называется поставленной. Нужно следить, как по мере расходования воздуха плавно, а не толчками опускаются рёбра. Это плавно выходит воздух их лёгких, расходуясь на произношение звуков, слов.

3 )Активно (через рот) берём дыхание, а на выдохе говорим слог да-да-да…..,ощущая корни передних зубов, «щёлочку» между передними зубами, через которую идёт звук. Язык дробно ударяет по твёрдому нёбу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но не падает.

4)Глубокий вдох, на выдохе, на удобной тесситуре протянуть звук «М» на хорошем продыхе. Губы слегка сомкнуты, не сжаты, руки следят за дыханием. Звук должен наполнить всю грудь и голову, то есть «заполнить вас» своим объёмом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем можно присоединить гласную, проследите чтобы форма звука не менялась, дыхание не рвалось. «МАааааа». Точно также говорить слоги с ударением на второй. Второй слог потянуть. (ма-м’а; ма-м’о; ма-м’у; ма-м’э; ма-м’ы).Брать дыхание перед каждой парой.

5) «Свечка» - основой является: вдох- задержка-выдох. Положите руки на рёбра. Вдохните и начинайте дуть на «свечку». Воздух из лёгких выходит постепенно, рёбра не опадают сразу, а постепенно по мере выдувания. Струя дыхания должна быть под напором, как струя фонтана, на котором потом сверху будет держаться звук, а струя воздуха будет собственно опорой. Такой же выдох должен быть при пении. Это упражнение даёт очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Важный момент, когда вы начинаете дуть на «свечку», то между вдохом и выдохом должна быть крошечная пауза (перестройка с вдоха на выдох).

6) Очень полезно в качестве тренировки заставить почувствовать певца ощущение беззвучного крика «Ау, мама». Внимание должно быть сосредоточено на ощущение диафрагмы: чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее он на диафрагме.

7) Интонируем слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. Начало звука должно быть стремительным, зафиксированным на диафрагме. Именно в этом месте находиться опора звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «и», ощущая плотное свободное звучание на опоре и диафрагме.

Упражнение на тренировку брюшного пресса включает две позиции:

  1. Выпячивание живота и опущение диафрагмы.

  2. Подтягивание живота и приподнимание диафрагмы.

Долготу удержания позиции постепенно увеличивать.

Широкое применение нашли упражнения, которые можно проводить с младшими школьниками в игровой форме.

1. «Надувание шарика» (пресс + диафрагма»)

2. «Дышим как собачка» (пресс + диафрагма») -быстрый короткий вдох и выдох, язык опускается на нижнюю челюсть.

3. «Испугайся»

4. «Насосики»(активно вдох через нос, выдох через рот и наоборот).

Широкое применение при обучении хоровому пению получили дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой. Элементы данной методики можно применять в игровой форме.

Упражнения «Ладошки». Станьте прямо, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки нужно согнуть в локтях, локти опустить вниз, а раскрытые ладони развернуть вперед. На вдохе резко сожмите ладони в кулак, а на выдохе – медленно раскройте.

«Обними плечи». (Встаньте прямо, руки держите перед собой присогнутыми. «обнимите» себя за плечи, руки как бы бросьте с силой за лопатки. Вдох (выдох). Повторите 8 раз и отдохните. Руки менять нельзя!).

«Повороты головы». (Станьте прямо, плечи расслаблены. Поверните голову вправо и сделайте резкий вдох, голову влево – вдох. Повторите 8 раз и отдохните).

«Ушки». (Встаньте ровно, ноги слегка расставьте. Наклоните голову вправо, к плечу, коснувшись его ухом на вдохе, при подъеме головы – выдох).

В результате данных упражнений происходит тренировка лёгочной ткани, диафрагмы (дыхательный мускул), мышц гортани и носоглотки.

Упражнения для работы над певческим дыханием.

  1. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией внимания. Каждый обучающийся контролирует свои движения. Положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

  2. Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время звучания увеличивается. Выдох осуществляется с ощущением пеня «на себя», а не из себя, т.е. певец должен стремиться сохранить состояние вдоха (зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии). Выдох производиться ровно и постепенно (как бы дуешь на зажжённую свечу).

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы- на одном занятии по несколько раз. На нах уходит не более 2-3 минут.

Упражнения для развития экономного выдоха.

Известно, что чем чётче и разборчивей проговариваешь текст, тем экономнее выдох, и. наоборот, при невнятном произношении расход воздуха увеличивается, в основном за счёт возникновения излишнего придыхания.

  1. «Тренировка губ для экономного выдоха». Для развития упругости губ полезно тренироваться на коротких «Б» и «П», которые мы будем присоединять после слогов, начинающихся с любой согласной, после которой идёт гласная «У»: «буп», «вуп», «губ», «дуп». Короткие «Б» и «П» нужно произносить, немного подворачивая губы внутрь, первый слог не должен быть очень коротким.

  2. «Увеличение продолжительности выдоха на звуке». На выдохе начинать чётко выговаривать каждый звук, но не очень громко и не очень быстро: «Как на нашем на пригорке стоят двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и. т. д.

  3. Следующее упражнение хорошо развивает подвижность губ. Снимает напряжение и мышечные зажимы языка и челюсти, что очень важно для хорошего звука, а также для выработки экономного выдоха. На выдохе, не спеша, то собирать губы к центру, то растягивать в улыбке. Губы всё время напряжены.

Упражнения для развития опоры дыхания.

Задача следующего упражнения: формируя гласные на правильной форме зевка, добиться плавного перехода их в долгий согласный «М-М» той же громкости и высоты. Причём звук должен быть не столько громким, сколько плотным, уверенным. (это и есть опора дыхания).

1) На выдохе проговариваем слоги: «буу-мм+ боо-мм+баа-мм+бэ-мм+быы- мм» (где + это пауза и вдох). Гласные и согласный «М» должны быть достаточно продолжительными. Но не до полного истощения дыхания. Затем звук «Б» заменить на «Ж», «З».

2) Тренировка задержки дыхания на время, сначала время минимальное, а потом постепенно увеличивается время задержки дыхания.

3) Тренировка опоры дыхания на «ПФФ». В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а точками. Сделать вдох, затем короткий выдох «пфф», небольшая пауза, снова «пфф» и так несколько раз. Но не до полного выдоха. При этом воздушная волна как бы мягко бьёт в переднюю стенку живота. Внимание должно быть сосредоточено на глубине дыхания, работе брюшного пресса, сбережении воздуха. Потом следует пауза, вдох.

4) на выдохе произнести слоги «буууччч» - пауза возврат дыхания- «вуууччч», пауза, возврат дыхания и далее с начальными звуками «Г», «З», «Ж». Не расслаблять брюшной пресс, постепенно увеличивать частоту и длину ряда «Ч». После овладения этим упражнением на одном дыхании произнести несколько слогов с количеством «Ч» 10 и более.

5) Сохраняя позицию на протяжении всего выдоха. Произнести на «звукосочетание «бутотатэти», после паузы и вдоха поменять первый звук на «В». Это упражнение активизирует мышщы рта на опоре дыхания. Важно сохранять правильную форму зевка.

6) Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произнести на выдохе слог «бубдл» или «вубдл» и т.д. с другой начальной согласной. При этом важно, чтобы в сочетании «бдл» не было никаких дополнительных гласных.

7) Метод произнесения слов песни активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, также тренирует артикуляционный аппарат.

Звуковые упражнения начинать в средней тесситуре, на среднем нюансе, выдержанный звук закрытым ртом (на мягкой атаке). Далее переходить на гласные, слоги, другие неподвижные нюансы, постепенно расширять диапазон. Пиано должно быть опёртым, стаккато на «ку», позже крещендо-диминуэндо- следить за единством принципа регулирования усиления и ослабления звука.

1) Упражнение «Поющая органная труба». Важно следить за ровностью звучания гласных, которая напрямую зависит от равномерности выдоха и положения корпуса. Очень важно распределить выдох, и. соответственно более глубоко взять вдох.

-У_О_А_Э_Ы;

-О_Э_Ы_У_А;

-А_О_У_Э_Ы и т.д.

2) Упражнение «Слоги». «Ми-Мэ-Ма-Мо-Му» на одном звуке.

Гаммообразные упражнения, начиная с секунды. Арпеджио. Скачки. Чем больше диапазон упражнений, чем они плавнее, тем больший расход требуется расход дыхания.





















Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука. Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь, на качество певческого дыхания. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться.

  1. Упражнение, построенное на нисходящем гаммаобразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания.





На начальном этапе работы с хором нужно выбирать произведения с учётом степени развитости навыка экономного распределения дыхания при пении: от песен с короткими музыкальными фразами и постепенно переходить к песням с более длинными. Если музыкальная фраза оказалась для певцов слишком длинна, то в процессе разучивания произведения допустимо немного ускорить темп, а затем постепенно замедлить его до нужного.

Данные дыхательные упражнения, распевки способствуют развитию межрёберно- диафрагмальных и грудных мышц, осознанию детьми значения дыхания в пении, его прямой связи со звукообразованием, звуковедением, дикцией и артикуляцией. Несомненно, певческое дыхание оказывает общеукрепляющее действие на детский организм в целом.

Примеры упражнений, которые можно использовать на уроках хора. (Приложение)



V.Заключение.

Воспитание правильного певческого дыхания одно из самых сложных процессов при обучении пению. Правильная постановка дыхания-это прежде всего, использование полного объёма лёгких, мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

В голосе ценится тембр, объёмность, полётность, звонкость, активная подача звука. Добиться этих качеств нельзя без последовательной работы над выработкой певческого дыхания. От качества дыхания зависит характер атаки звука. Дыхание в пении как бы обратно речевому. В речи оно тратиться, естественно вытекает, и живот при этом втягивается, а в пении живот идёт несколько вперёд. В пении нельзя давать животу проваливаться, должно быть стремление удержать его и подать вперёд.

Выполнение приведённых упражнений приучает учеников понимать, что дыхание в пении должно находиться под контролем их сознания. Большую роль в приобретении хорошего дыхания играют как физические ощущения, так и сознание с целенаправленным вниманием, без которых устойчивость дыхания достигнута быть не может. В процессе обучения пению упражнения на укрепление дыхательного и голосового аппарата, свободное и правильное владение ими, неразрывно связаны между собой.

Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирование таких певческих навыков как интонация, дикция, характер исполнения музыки, вокальный строй.







VI.Литература.

1.Велижанин Д.Н. Записки хормейстера-Тюмень: «Вектор Бук», 2002

2.Вербов А. Техники постановки голоса-М., 1962

3.Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн: Музыкальное воспитание в школе, вып.16 - М., «Музыка»,1985

4.СтуловаГ.П. Дыхательные упражнения для работы с детским хором

5.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором- М., «Владос»,2002

6.Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом-М., «Музыка» 1988

7.Яковлев А. Физиологические закономерности атаки звука-Л., «Музыка»,1971







































VII. Приложение.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Работа над певческим дыханием в хоровом пении»

Автор: Зубрицкая Ольга Николаевна

Дата: 20.10.2021

Номер свидетельства: 589073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Работа над постановкой дыхания с детьми"
    ["seo_title"] => string(42) "rabota-nad-postanovkoi-dykhaniia-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "207207"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430373822"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Работа над дыханием и двухголосием на уроках хора"
    ["seo_title"] => string(56) "rabota_nad_dykhaniiem_i_dvukhgholosiiem_na_urokakh_khora"
    ["file_id"] => string(6) "366734"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481086788"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Работа над певческим дыханием в хоровом пении»"
    ["seo_title"] => string(52) "rabota_nad_pievchieskim_dykhaniiem_v_khorovom_pienii"
    ["file_id"] => string(6) "453602"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517311945"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Развитие навыков многоголосного пения и пения без сопровождения"
    ["seo_title"] => string(68) "razvitiienavykovmnoghogholosnoghopieniiaipieniiabiezsoprovozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459257031"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Навыки многоголосного пения и пения без сопровождения"
    ["seo_title"] => string(64) "navyki-mnoghogholosnogho-pieniia-i-pieniia-biez-soprovozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459257467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства