В конце учебного года, традиционно, в нашей школе проходят вступительные прослушивания для желающих обучаться музыкальному искусству. Но, к сожалению, в настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», считая классическую музыку немодной, несовременной. Это создаёт обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Напротив детям, которые часто соприкасаются с классической музыкой, свойственен более богатый духовный мир чувств, они более отзывчивы к переживаниям других.
Большое значение здесь имеют отношения в семьях и заинтересованность родителей в музыкальном образовании. Пример родителей, их слово имеет определенное воздействие на подрастающее поколение. Именно от них зависит то, как будет формироваться культура их детей.
Определенную роль играют черты характера самих детей: здесь речь идет о лени и неумении доводить начатое дело до конца, возрастные особенности, загруженность уроками в общеобразовательной школе, неправильно организованный режим дня, приводящий к усталости и т.д. Все это приводит к отсутствию желания посещать музыкальную школу, где кроме уроков, есть еще и домашние задания.
А вместе с тем, все времена музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. Ребёнок обязательно слышал колыбельные песни матери, народную музыку, во многих семьях устраивались коллективные домашние музицирования, детей обучали игре на музыкальных инструментах. В итоге, несмотря на отсутствие СМИ в те времена, ребёнок получал духовно и нравственно ценные музыкальные впечатления.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Человек XXI века – это гармонически развитая личность и именно обучение музыке предоставляет ему прекрасную возможность для разностороннего развития. Понимание смысла и сущности музыкального обучения в современном обществе под влиянием различных наук о человеке, приводит к осознанию его не как дополнительного, а как необходимого!
Отсюда возникает потребность в поиске форм работы, для того чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание профессионально заниматься музыкой.
Цель проекта:
Пропаганда музыкального искусства и привлечение к обучению в музыкальной школе детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи проекта:
Знакомство с музыкальными инструментами, на которых ведется преподавание в школе, с историей их создания
Формирование интереса к обучению доступными для дошкольников и младших школьников методами
Приобщение дошкольников и младших школьников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства
Расширение музыкального кругозора
Формирование общекультурной компетентности (культура исполнителя и культура слушателя)
Организация деятельности музыкальной школы для привлечения к обучению будущих первоклассников в социально-важных проектах
Организационно-подготовительный этап:
Создание творческой группы для подготовки и реализации проекта (преподаватели и учащиеся музыкальной школы.)
Определение даты реализации проекта.
Согласование даты и времени проведения концерта.
Приглашение гостей.
Выбор ведущих.
Подготовка концертных номеров.
Подготовка мультимедийного оборудования, для проведения концерта.
Оформление концертного зала .
Создание буклетов с реквизитами школы и расписанием проведения консультаций и вступительных экзаменов.
Участники проекта:
Обучающиеся и преподаватели школы
воспитанники дошкольных учреждений и младшие школьники
воспитатели, учителя, родители
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: творческий
Срок реализации проекта: март 2024
Форма организации проекта: групповая.
Обоснование проекта:
Одной из форм популяризации деятельности нашей музыкальной школы является ежегодное проведение различного рода мероприятий и тематических концертов для жителей города. Реализация творческого проекта «Музыка всегда с тобой!», по моему мнению, может быть рекомендована, как одна из форм работы подобного рода деятельности.
Основная часть проекта адресована определенной зрительской аудитории, которая включает воспитанников детских садов, а также учащихся младших классов общеобразовательных школ. Будучи и сами активными участниками концерта-путешествия (разгадывание загадок, участие в коллективных играх), маленькие зрители не только расширяют свои пока еще небольшие знания о мире музыки и музыкальных инструментах, но и слышат, как тот или иной инструмент звучит не в записи, не с экрана телевизора, а в «живом» исполнении. Это особенно актуально для нашего небольшого населенного пункта, в котором нет специальных концертных залов и филармоний. Исполнять же эту «живую» музыку будут со сцены их ровесники, ребята, которые обучаются в музыкальной школе.
Конечно никто не может гарантировать того, что все дети, которым понравился тот или иной музыкальный инструмент, сообщат родителям о желании научиться играть на нём, а родители, в свою очередь, приведут ребенка в музыкальную школу. Однако подобного рода мероприятия вызывают у маленьких слушателей яркие эмоциональные впечатления, активизируют их познавательный интерес к музыкальному искусству, расширяют кругозор, повышают общий культурный уровень. А у выступающих на сцене юных музыкантах, формируют навыки публичного выступления на сцене, доставляют радость общения со зрителями и способствуют профессиональному росту и творческому вдохновению.
Материально-техническое обеспечение:
Концертный зал
Музыкальные инструменты (рояль, скрипка, аккордеон, баян, гитара).
Банкетка ,стулья.
Пюпитр для нот.
Аппаратура для эстрадного вокала.
Средства мультимедиа (экран, проектор, ноутбук).
Творческий этап:
Исследовательская деятельность учащихся хорового класса в процессе написания сценария мероприятия.
Подбор музыкальных номеров концерта.
Написание сценария концерта.
Подготовка презентации
Составление программы концерта.
Проведение репетиций концерта.
Проведение генеральной репетиции с ведущими концерта.
Основная часть проекта
Концерт «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
План проведения концерта:
Вступительное слово ведущего.
Программа концерта.
Слова благодарности.
Раздача буклетов.
Ведущая - Добрый день, уважаемые гости! Наши маленькие зрители, а также преподаватели, воспитатели и родители. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы и хотим пригласить вас в путешествие по удивительной стране музыкальных инструментов. Мы долго готовились, очень волнуемся и надеемся, что вам будет интересно. Итак, мы начинаем, а помогать мне сегодня будут учащиеся хорового класса Маркина Виктория и Фролова Таисия.
М.В.- Девчонки и мальчишки, воспитатели, родители! Концерт наш музыкальный, увидеть, не хотите ли?
Услышать, как поют здесь юные таланты?
Увидеть, как играют наши музыканты?
Тогда места свои скорей вы занимайте
И музыкой, искусством сегодня наслаждайтесь!
Ф. Т. - Но прежде, чем начнется концерт наш музыкальный,
Хочу я вам, друзья мои, открыть большую тайну.
Концерт наш - путешествие в прекрасную страну.
Страну, где льются звуки, где нет минуты скуки,
Где все поют, играют, и сердце замирает!
М. В.-Ну что, ребята, вы догадались, в какую страну мы совершим сегодня наше увлекательное путешествие? (Ответы детей)Конечно же, в страну музыкальных инструментов. А помогут нам в этом учащиеся и преподаватели нашей музыкальной школы. На чем же мы с вами совершим наше путешествие? Какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей). Я предлагаю начать наше путешествие на машине (на экране изображение машины измультфильма). Представьте, что вы настоящие водители. Занимайте свои посадочные места, пристегните ремни безопасности, возьмите в руки руль и поехали… (Зрители вместе с ведущей изображают водителей машины).Молодцы!
- Ребята, мы долго ехали, и вот, наконец, наша первая остановка. А называется она «Клавишныеинструменты».(На экране изображение рояля)Как выдумаете, что это за станция и чем здесь занимаются? ( Ответы детей)
М.В - Правильно, на станции под таким названием вы услышите, как звучит музыкальный инструмент, который называется рояль. Итальянский мастер из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались громкие (форте) и тихие (пиано) звуки, поэтому инструмент и получил название фортепиано. Концертная разновидность инструмента называется рояль.
- Отделение фортепиано, Пианистов учат тут.
Все играют на рояле,
В дружбе с музыкой живут.
М. Мусоргский «Гопак» исполняет фортепианный дуэт Богданович Милана и Буланова Мария.
О .Геталова «Мышиный пир» исполняет ученица отделения «Хоровое пение» Ершова Светлана.
Ф.Т. -Ну а мы путешествуем дальше. Только теперь мы полетим на самолете. (На экране изображениесамолета)Согласны? Тогда занимайте свои посадочные места, пристегните ремни безопасности и полетели… (Зрители вместе с ведущей изображают самолет – руки в стороны, и издают звук «уууу..»)Мы прибыли на станцию«Струнные инструменты»(на экране изображение скрипки).
- Приставив скрипку к подбородку,
Скрипач ноктюрн играет нам
Слегка качаясь, будто в лодке,
Плывущей в море по волнам.
-Скрипка относится к струнно-смычковым инструментам, то есть звук из нее извлекается при помощи смычка. Скрипка - царица среди музыкальных инструментов, ее голос похож на звучание человеческого голоса.
«Воздушная песня» М. Старокадомского прозвучитв исполнении Шевченко Арины, а аккомпанировать ей на рояле будет преподаватель нашей школы Булатова Н.А.. Ф.Т. - Еще один струнный инструмент зазвучит сейчас со сцены в нашем зале. (На экран изображение гитары)Гитара - струнный щипковый инструмент, один из самых любимых во многих странах мира.
В. Калинин «Вальс» исполняет Липова Мария.
М. В. – Вижу , что всем очень понравилось. Путешествуем дальше? Только на этот раз нас ждет поезд. (На экране изображение поезда)
Занимайте свои посадочные места. И поехали... ((Зрители вместе с ведущей изображают паровозный гудок и стук колес поезда. На экране появляется изображение «Станция загадок»)
- Куда это мы с вами попали, ребята? Что это за остановка? Кажется она не простая, а волшебная, с сюрпризом. Кто из вас любит отгадывать загадки? (Ответы зрителей) Тогда будьте внимательны:
- Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий. Балалайка (файл)
- Со мною весело в пути,
Со мной в поход легко идти.
Я и крикун, я и буян,
Я круглый, звонкий…Барабан (файл)
- У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет, и поет — если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем. Весельчак, а не буян, голосистый наш… Баян (файл)
-Звенит струна, поет она, и песня всем ее.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...Гитара (файл)
- От гармони он родился, с пианино подружился.
Он и на баян похож. Как его ты назовёшь? Аккордеон (файл.)
- Как будто девушка запела
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло все: играет… Скрипка (файл)
Ф. Т. - Ну, ребята, молодцы, все загадки отгадали! Продолжаем наше путешествие. Вновь летим на самолете. (За кулисами слышится звук баяна)Ребята, вы слышите эти волшебные звуки? Куда это мы с вами прилетели? (Выходит баянист) Я поняла, мы прилетели на станцию под названием «Народные инструменты».(На экранеизображение баяна )
Почему она так называется? Потому что здесь вы услышите,как учащиеся народного отделения играют на баяне. А баян - это русский народный инструмент, названый в честь древнерусского сказителя и певца Бояна. Латышскую народную песню«Петушок»исполняет ученик первого класса Семенов Игорь.
- На народном отделении обучают также игре на аккордеоне.
Аккордеон - один из самых популярных инструментов в России, Италии, Германии, Франции... Произошел он от губной гармошки, известной нам, как детская игрушка. ( На экране изображение аккордеона)
Е.Левин «Ночной бал» исполняет Лещенко Даниил.
М. В. - Ребята, а вы любите шутить и веселиться? Тогда я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Готовы?
Игра
- Кто с утра почистил зубки ? Хлопайте в ладоши.
Кто забыл почистить зубки? Не стесняйтесь тоже.
Кто зарядку утром сделал? Хлопайте в ладоши,
Кто забыл зарядку сделать, не стесняйтесь тоже.
Кашку манную кто ел? Хлопайте в ладоши,
Кто совсем ее не ел, не стесняйтесь тоже. В тихий час из вас кто спал? Хлопайте в ладоши,
Бушевал кто в тихий час, не стесняйтесь тоже.
М. В. - Молодцы! все честно отвечали. А нам пора двигаться дальше.Путешествиепродолжим под стук колес поезда (На экране вновь изображение поезда). Занимайте своипосадочные места и поехали...
Нас встречает станция «Песенная».(На экране певцы хора) Ребята, а вы знаете, что у каждого из вас есть свой музыкальный инструмент. Это ваш голос.
- Если голос дан вам с детства,
То научат вас, друзья,
В музыкальной школе нашей
Петь, не хуже соловья.
С.Баневич песня« Звездная река» из мюзикла «Том Сойер»прозвучит в исполнении Николаева Бориса.(Выстраивается хор)
Т.Ф. - Что такое песня?Это верный друг.
Песня - это радость, звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой...
Ничего нет в миремузыки чудесней,
Потому что музыка - всегда с тобой!
Я. Дубравин «Ты откуда, музыка?» исполняет хор первого класса
руководитель Цыганкова Н.А., концертмейстер Богодомова Т.А.
(на сцену выходят все участники концерта)
Ведущая - Уважаемые гости, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну музыкальных инструментов. Вам понравилось, как играют и поют наши ребята? А вы хотите тоже научиться?
Ф. Т. - Если только захотите,
Попросите пап и мам,
Взяв вас за руку покрепче,
Привести скорее к нам.
М. В.- Вы о нашем приглашении
Постарайтесь не забыть.
Мы желаем вам, ребята,
Вместе:
- Вечно с музыкой дружить!
Ведущая – Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебный мир музыки. Всем большое спасибо за внимание. Давайте еще раз поблагодарим участников за прекрасный концерт и пожелаем им творческих успехов! А дорогих гостей мы ждем в нашей музыкальной школе. До скорой встречи! (раздача буклетов)
Заключение
Проект «Музыка всегда с тобой» был реализован в марте 2024 года.
Концерт «Путешествие в страну музыкальных инструментов» состоялся 26 марта 2024 года в концертном зале нашей школы. Зрителями концерта были воспитанники детских садов, учащиеся младших классов общеобразовательных школ города, воспитатели, преподаватели, родители. В процессе подготовки и реализации данного проекта принимали участие преподаватели и учащиеся фортепианного, струнного, народного, хорового отделений. Маркина Виктория и Фролова Таисия, обучающиеся у меня в классе общего фортепиано, подготовили рефераты о музыкальных инструментах, они же помогали мне в проведении концерта. Ершова Светлана - выступила с концертным номером. Таким образом, проект явился результатом совместной творческой деятельности учащихся и преподавателей. Участие в проекте способствовало активизации творческих способностей учащихся, формированию таких качеств как: ответственность, инициатива, коммуникативность, уверенность в себе, способность к сотрудничеству. В процессе составления программы концерта, мною проводилась репетиционная работа, была создана презентация, подготовлены атрибуты для оформления зала, распечатаны красочные буклеты с реквизитами школы и расписанием консультаций и приемных экзаменов.
Я считаю, что поставленная цель проекта была достигнута, задачи выполнены. Концерт-путешествие прошел на высоком эмоциональном подъеме. Ребята послушали в исполнении учащихся школы классические произведения на фортепиано, аккордеоне, скрипке, гитаре, а так же хоровые и эстрадные песни. Концерт проходил в атмосфере добра и позитива, ребята и наставники получили большое эстетическое удовольствие, а юные артисты и преподаватели услышали много слов благодарности.Юные музыканты ярко и вдохновенно исполнили свои концертные номера, а зрители в зале долго не отпускали их со сцены громкими аплодисментами. Будучи и сами активными участниками мероприятия, они с удовольствием разгадывали загадки о музыкальных инструментах, узнавали их на экране и принимали участие в предложенных играх. Многие ребята изъявили свое желание к обучению в музыкальной школе.
Используемая литература:
Б. Валясэк «Метод проектов, как творческая работа педагога»// Первое сентября №9-2004г.
М.Б.Романовская «Метод проектов в учебном процессе».Методическое пособие. М Центр «педагогический поиск»2006г.
Приложение
Программа концерта
«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
М. Мусоргский «Гопак» исполняет фортепьянный дуэт учениц первого класса Богданович Милана и Буланова Мария.
О. Геталова «Мышиный пир» исполняет ученица первого класса Ершова Светлана.
М. Старокадомский «Воздушная песня» исполняет ученица первого класса Шевченко Арина, концертмейстер Булатова Н.А..
В. Калинин «Вальс» исполняет ученица первого класса Липова Мария.
Латышская народная песня«Петушок»исполняет ученик первого класса Семенов Игорь.
Е.Леви «Ночной бал» исполняет ученик первого класса Лещенко Даниил.
С.Баневич песня« Звезднаярека» из мюзикла «Том Сойер»
исполняет Николаев Борис.
Я. Дубравин «Ты откуда, музыка?» исполняет хор первого класса руководитель Цыганкова Н.А., концертмейстер. Богодомова Т.А .