Открытое мероприятие «Песни в солдатской шинели».
Цель: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; познакомить с историей создания знаменитых песен; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; пробуждать желание петь и слушать песни военных лет.
План мероприятия.
Вступительное слово.
Информационный блок:
«Землянка»
«Темная ночь»
«Синий платочек»
«Священная война»
Поздравление с 23 февраля
«Мир, который нужен мне»
Выступление младшей группы «Буду военным».
Заключительное слово «Россия»
Ход мероприятия.
Вступительное слово.
Учитель. Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни приобретают большую популярность, но внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой.
Классический – значит образцовый, безукоризненный, безупречный.
авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия, и делает песню вечной. К таким песням можно отнести песни Великой Отечественной войны. Тема нашего мероприятия «Песни в солдатской шинели», а эпиграфом можно взять слова Александра Александрова «Песня так же может разить врага, как и любое оружие».
(звучит «Непрошенная война»).
Учитель. Действительно, песня – это и боец, и грозное оружие. Сегодня мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны. Эти песни провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, песни поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, песни шагали вместе с пехотой, ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, песни поднимались на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. Песня – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны.
Ученик1. Песни действительно сражались. Немецкий ученый Эберхард Дикман рассказывал нашему писателю Вадиму Кожинову, что в Германии перед войной вообще не пели лирических песен – повсюду слышались одни марши!
В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация, восхвалялся фюрер и нацистские вожди. Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились фашистские марши по нашей земле.
(звучит немецкий марш)
И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих немецких маршей.
Ученик2. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей. Я перечислю только названия: «Соловьи», «Смуглянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка», «Ой, туманы мои растуманы». Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о весне, о родном доме, о березках, соловьях, о том, что было дорого каждому человеку. Эти лирические песни победили бравые марши! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких.
Учитель. Для вас мы подготовили рассказ об истории создания нескольких песен. Мы послушаем песни, узнаем об истории их создания, мысленно перенесемся в те сороковые, грозовые, представим себе, что чувствовали наши прабабушки и прадедушки, когда слышали эти песни на фронте или в тылу.
(звучит «Землянка»).
Ученик3. («Землянка»)
Нет, наверное, в нашей стране человека, который не узнал бы эту песню.
…Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага…
Эти строки поэт Алексей Сурков написал в 1941 году в землянке, в «белоснежных полях под Москвой». Он не предполагал, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудного боя за Москву. Через год в Москве проездом оказался композитор К. Листов. Он пришел в редакцию фронтовой газеты, где работал поэт Сурков, и попросил дать что-нибудь «песенное». Поэт предложил это лирическое письмо. Композитор сразу сочинил мелодию, записал ее на обычном тетрадном листе – начертил 5 линеек, записал ноты и ушел. Слова и мелодию песни напечатали в газете «Комсомольская правда». Песня получилась очень теплой, душевной, немного грустной, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогла приблизиться к Победе. Ее полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.
(звучит «Темная ночь»).
Ученик 4. Песня «Темная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль в фильме. Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была на одном дыхании. Фильм «Два бойца снимался в 1942 году на Ташкентской киностудии.
Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм без единого изменения. На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в период между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат. Пока не закончилась над нашей страной «Темная ночь» войны.
Ученик 5. Песню «Синий платочек» московские любители джаза распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942 году она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. Лейтенант сочинял всю ночь. Так и появилась песня с военными словами.
- мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - говорила Шульженко. – В них было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.
…строчит пулеметчик
за синий платочек,
что был на плечах дорогих…
Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина. О том, как сражался «Синий платочек», говорят такие эпизоды войны.
Однажды Шульженко давала концерт в авиационном полку. После концерта один из летчиков сказал ей, что «Синий платочек» будет с летчиком во всех боях и первый же сбитый «Юнкерс» или «Мессер» они посвятят ей. Ждать Клавдии Степановне пришлось не долго. На следующий день этот летчик сбил фашистский «Мессер шмитт». «Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою», - говорили солдаты и офицеры.
(Звучит «Синий платочек»).
Ученик 6. Главная песня Великой Отечественной – «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатываются к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…»
- «Это гимн мести и проклятья фашизму» - так говорил об этой песне композитор Александр Александров. Он вспомнил, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, не только бойцы, но и сами исполнители не редко плакали.
Ученик 7. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, которое сразу было напечатано в газете. В одной из газет это стихотворение прочел композитор А.Александров. он был руководителем Ансамбля песни и пляски «Красной Армии». стихотворение произвело на композитора такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день Александров уже репетировал новую песню с ансамблем. А еще через день хор впервые исполнил песню на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт боевые эшелоны.
(Звучит «Священная война»)
Ученик 6. Вот, что писали в «Современнике» об этом первом исполнении:
(…в зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука дирижера и зал постепенно затихает…
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. Когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах…
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь, 5 раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну»…)
Ученик 7. Так начался боевой путь этой песни, славный долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армии, всем народом, стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели повсюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня – гимн. Один из них относится к весне 1942 года.
Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли… и вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
Вставай Страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру… не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».
Учитель. Сегодня вы познакомились с историей лишь нескольких песен Великой Отечественной войны. Но многие из них продолжают жить и сегодня.
«Старые песни о главном» - передача, в которой современные исполнители поют песни военных лет. Как вы думаете, о чем самом главном поется в этих песнях?
Учитель Все дальше уходит от нас Великая отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не только память – они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов. А песни им помогали побеждать, поэтому песни – это тоже ветераны Великой Отечественной войны.
Ученик 1
Проходят столетья, мелькают года...
Родную страну защищали всегда!
И с самых далеких времен было так:
Забудь обо всем, коль приблизился враг!
Крестьянин, рабочий бросали дела,
Когда их защиты Россия ждала!
Ученик2
Про подвиги павших, победы живых
Услышите вы от людей пожилых,
Про то, как сражались в Афгане, Чечне,
Как выжили в этой безумной войне.
Ученик3
Как были достойными званья бойца,
Вам юноши будут твердить до конца.
Защитники нашей прекрасной страны,
Вы дороги нам и безумно нужны!
Ученик4
И в этот прекрасный и радостный день
Нам тысячу раз пожелать вам не лень:
Пусть будет достаток на вашем столе!
Пусть мир укрепится на нашей земле!
Дети:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Мальчик.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья -
Это празднует февраль
Армии рожденье!
Девочка.
Ночью вьюга бушевала,
И метелица мела
И с рассветом нам тихонько
Этот праздник принесла.
Мальчик.
День защитника Отчизны -
Главный праздник всех мужчин!
И поэтому сегодня
Мы поздравить их спешим.
(Звучит «Буду военным»).
Ведущие
Среди забот, среди улыбок,
Таких, как в зале, добрых глаз
Я жизни говорю "спасибо"
За каждый миг, за каждый час,
За лучик солнечного света,
За радость прожитого дня.
Была бы только ты бессмертна,
Земля, вскормившая меня!
И колдовство березы белой,
И материнский вечный зов,
И крик младенца в колыбели,
И смех, и радость, и любовь,
И небо синее без краю
Над золотистым полем ржи...
Мы всех вас, люди, поздравляем
С великим этим счастьем - жить!
(Звучит песня «Россия»).