«Обновление содержания эстетического образования через внедрение инновационных технологий в обучение»
«Обновление содержания эстетического образования через внедрение инновационных технологий в обучение»
Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер ворвался в нашу жизнь, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности – как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.
Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку – будь то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, к/ф, теле- и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развёрнутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодёжи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обновление содержания эстетического образования через внедрение инновационных технологий в обучение» »
Тема:
«Обновление содержания эстетического образования через внедрение инновационных технологий в обучение».
Инновация (нововведение) – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер ворвался в нашу жизнь, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности – как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.
Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку – будь то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, к/ф, теле- и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развёрнутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодёжи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.
Цифровой инструментарий завоёвывает всё более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В ДМШ, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования стран СНГ открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности всё чаще прибегают и на уроках в общеобразовательной школе.
Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях? Они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Конечно, вопросов много. Не повлечёт ли использование компьютеризированной музыки к снижению уровня музыкальной культуры? Ведь не секрет, что электронная музыка, по сути элитарное направление, ограниченное рамками поп- и рок-музыки, в большинстве случаев построено на примитивных штампах. Но и игнорировать этот процесс уже просто невозможно.
В результате технической революции произошли кардинальные перемены в художественной сфере – возникло понятие цифровые искусства, обозначающие такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная фаза которых определяется цифровой средой. Многое здесь ещё активно обсуждается, однако однозначно то, что новые средства рождают и ранее не существующие художественные жанры и формы (трёхмерная анимация, виртуальная действительность, интерактивные системы, Интернет и т.д.)
К сожалению, общество ещё не готово к кардинальным преобразованиям, и специалисты, сознавая все трудности и проблемы применения цифровых технологий, постоянно работают над новыми концепциями художественного образования.
Педагоги, освоившие язык программирования, считают, что различие между цифровым изобразительным искусством и традиционным больше, чем между инструментальной и электронной музыкой. Поэтому традиционным художественным школам изобразительного искусства, по сравнению с музыкальными, требуется больше времени на адаптацию к технологическим переменам.
Общеизвестно, что современные электронные инструменты обладают широким диапазоном возможностей. Во многом это обусловливается «эффектом новизны» электронного звука. Всё новое обычно спонтанно приковывает внимание человека и, как следствие этого, лучше запоминается. Появление в музыкальном произведении партии необычного инструмента или изменение какого-либо тембрового компонента слушатель заметит почти наверняка, хотя, возможно, и не зафиксирует на этом внимание. Вспомним хотя бы всем известную исполнительницу Ванессу Мэй и её электронную скрипку.
Эффект новизны подобен лёгкому шоку и, как любой лёгкий шок, встряхивает организм, придавая заряд энергии. Такая встряска может вызвать целый спектр эмоций (удивление, восхищение, негодование и т.д.), что способствует свежему взгляду на всё произведение в целом. Слушатель начинает бессознательно сравнивать обновлённое звучание со старым, тем самым, оживляя общий фон. (Например: слушание и сравнение пьесы «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй с III частью «Гроза»2-го концерта для скрипки с оркестром А.Вивальди).
Следует отметить, что непривычное звучание может погрузить слушателя в ассоциативный ряд, связанный с новыми ощущениями, или актуализировать старые, давно забытые эмоции. Именно это позволяет слушателю иначе взглянуть на окружающую реальность и открыть нечто в самом себе. Эффект новизны также стимулирует жизненные ресурсы человека, что даёт шанс ему более полно реализовать себя в творчестве.
Возможность внесения иного зависит от общего социокультурного контекста, его настроенности на определённый спектр эмоций и свободу самовыражения. Внесение в традиционную культуру элементов непривычных или неожиданных (незнакомый тембр, ритмический рисунок, необычная пространственная локализация и т.д.) подчас оказывает на неё стимулирующее воздействие и способствует возникновению новых духовно-творческих тенденций и направлений.
Например:
«Фредерик Шопен. Жизнь и творчество в ритме вальса»
«Джоаккино Россини. Интерактивное жизнеописание великого мастера и кулинара.»
Лицензионные программы м пособия, созданные учителями музыки и др.
В настоящее время учителя всё чаще используют на уроках электронные учебники. Существует такой учебник и для нас. В большей степени он всё же для уроков музыки, но активно может использоваться и учителями ИЗО. Это электронный учебник Балтабаева Мурата Хамитовича по его программе по музыке «Елим-iй». Подробно содержание этого учебника было представлено на специальных курсах в пед. колледже.
В своей работе я использую на каждом уроке презентации, с уже прикреплённым музыкальным материалом. Для этого пять лет назад я начала работу по созданию презентаций. Весной 2012 года эта работа совместно с Остапенко Л.Г. была завершена получением лицензии на электронное пособие для учителей и учащихся начальной школы «Музыка». В прошлом году это пособие, доработанное материалом по программе 2014-15 года, вновь подтвердили значимость и нужность этого пособия, получив лицензию Областного Экспертного совета при Региональном научно-практическом центре «Қостанай дарыны».
Наша работа состоит из презентаций на каждый урок с 1 по 4 класс. Есть аудиоархив, видеоархив, материал по нотной грамоте, дополнительный материал по композиторам и инструментам и нотный материал по классическим произведениям в облегчённом варианте.
Теперь немного подробнее о содержании. Учитель может использовать данные презентации так как считает нужным. Здесь есть материал и по «Трём китам», нотной грамоте – тема «Интонация», отдельные презентации по музыке народов мира – Венгрия, Польша, Чехия, Италия, Япония, Африка и т.д. А так же по нардам Казахстана – кавказские народы, славянские, тюркские ( кыргызская музыка, уйгурская, татарская, туркменская, узбекская).
И, конечно, большой объём материала по казахской музыке. Это и эпос «Алпамыс», и песенно-поэтические жанры (терме, тоғау, өсиет, арнау), знакомство с великими кюйши и акынами, особенностями казахской народной музыки. Рассказ об айтысе и тартысе, их видах. Знакомство с инструментами, их звучанием, манерой игры и внешним видом. Большое место отводится и композиторам и певцам-исполнителям XX века: А. Жубанов, Г. Жубанова, С. Мухамеджанов, М. Тулебаев, Е. Брусиловский, К.Жантилеуов, М. Ержанов, Г. Курмангалиев и другие.
Музыкальный материал подобран так, чтобы возможно было продемонстрировать то, о чём рассказывает учитель.
При создании пособия мы постарались учесть тот факт, что, порой, учителю необходимо просто включить музыкальный материал. Поэтому навигация позволяет сделать это без особых трудностей, войдя в раздел «Аудиоархив» или «Видеоархив».
Получила лицензию ещё одна работа: «Методические рекомендации. Музыка. Здоровье. Психология». Этот электронный продукт возможно использовать, как дополнительный материал для выполнения зарядки в интересной, увлекательной интерпретации. Также предоставляются упражнения для релаксации или активизации деятельности учащихся. Для облегчения использования или вариативности музыкального сопровождения упражнений в «рекомендациях» включён раздел «Аудиоархив» и «Видеоархив», где можно найти музыку не только используемую авторами, но и дополнительную.
Есть рекомендации психолога по возрастным особенностям школьников.
Оснащение школ на данный период уже даёт возможность внедрять новые электронные технологии во всех учебных учреждениях, поэтому осваивать и быть готовыми к применению этих технологий необходимо всем педагогам, не зависимо от возраста и опыта работы..