Задачи: развитие эстетических чувств, умения слышать музыку и двигаться в соответствии с ней; воспитание интереса к музыке; осуществление взаимодействия с семьей.
Оборудование: портрет Моцарта, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов (клавесин, орган, скрипка, фортепиано), мультмедиапроектор, аудиозаписи произведений Моцарта.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная гостиная «В гости к Моцарту» »
Музыкальная гостиная «В гости к Моцарту».
Цель: приобщение детей к искусству.
Задачи: развитие эстетических чувств, умения слышать музыку и двигаться в соответствии с ней; воспитание интереса к музыке; осуществление взаимодействия с семьей.
Оборудование: портрет Моцарта, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов (клавесин, орган, скрипка, фортепиано), мультмедиапроектор, аудиозаписи произведений Моцарта.
Вед. 1: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе.
Вед. 2: А я знаю другое высказывание. Если о каком-то человеке хотят сказать, что у него незаурядные способности, то нередко произносят: «Гениален как Моцарт».
Вед. 1: Я согласна с этим высказыванием. И, правда, музыка этого венского композитора, который родился в середине восемнадцатого века, продолжает нас радовать и сегодня, почти три века спустя. В чём же причина того, что Моцарт был признан гением уже в раннем детстве?!
Вед. 2: Кому из вас уже знакома музыка, которая прозвучала в начале? С музыкой Моцарта мы знакомы ближе, чем вам кажется.
Вед. 1: Что вы говорите?
Вед. 2: Да-да, и не стоит этому удивляться. Ответь, пожалуйста, тебе знакома эта мелодия? /звучит мелодия колыбельной песни «Спи, моя радость, усни»/.
Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни.
Птички замолкли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Вед.1: Да, я знаю эту песенку. Это- « Колыбельная».
Вед.2: А ведь её написал Моцарт, он был очень добрым мальчиком. Однажды в Париже Моцарт встретил бедного мальчика, голодного, плохо одетого. А на улице была зима. Моцарт снял свой нарядный кафтан и отдал его бедняге. А спустя много лет Моцарт написал песню, которую мы все знаем и любим. Эта песня - воплощение нежности, любви и ласки /звучит колыбельная «Спи, моя радость, усни» в записи./
Но это ещё не всё! Известна ли тебе такая детская песенка?
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Вот как, вот как, серенький козлик.
Вед.1: Неужели и это Моцарт?
Вед.2: Совершенно верно. Говоря современным языком, это такие хиты, которые по своей популярности и долголетию побили все мировые музыкальные рекорды.
Вед.1: Вот почему, музыка этого композитора так популярна до сих пор! Оказывается, мы знакомы с ней уже с младенчества!?
Вед.2: Знакомы! И продолжим знакомство в музыкальной гостиной, отправляясь в «Путешествие с музыкой В.А.Моцарта». /слайд2 /.
Вед.1: Уважаемые гости, нашей музыкальной гостиной, сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству великого австрийского композитора В.А. Моцарта /слайд 3/. /муз. композиция/
Вед.2: Есть в Австрии замечательный город Зальцбург. Это небольшой город. Прямо за городом вырастают горы Альпы – одни из красивейших гор в Европе. Солнце по утрам своими лучами освещает сначала вершины гор, а затем проникает в Зальцбург. В этом городе живут веселые и талантливые люди. Они очень любят петь, плясать, играть на музыкальных инструментах /слайды 4,5,6/. В этом солнечном городе родился мальчик. Назвали мальчика Вольфганг Амадей Моцарт. Его родители были музыкантами. /муз. композиция/
Сказать про этого музыканта, что он замечательный, всё равно, что ничего не сказать. «Такого гения больше не родит земля»- говорили про него при его жизни, говорят и сейчас и, наверное, будут говорить всегда. В 3 года он уже играл на скрипке и клавесине, с 5 лет началась его концертная деятельность. /слайд 7/.
Вед.1: Жизнь гениального композитора удивительна и необычна. Моцарт прожил 35 лет. Но успел создать много музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения. На необыкновенную судьбу В.А.Моцарта оказал огромное влияние его отец – Леопольд Моцарт. /слайд 8/.
Отец начал обучать игре на клавесине его семилетнюю сестру. Наблюдая за занятиями сестры, Моцарт сам выучился музыкальной грамоте. И для него не было большего удовольствия, как находить на клавесине приятно звучащие аккорды. В пять лет он сочинял небольшие пьесы и играл их отцу, а тот записывал их в тетрадь. Моцарт овладел игрой на скрипке и органе. Отец и его друзья-музыканты не переставали удивляться такому быстрому развитию мальчика. /муз. композиция/.
Но Леопольд Моцарт решил, что будет лучше, если восхищаться его талантливыми детьми будут королевские дворцы Европы. И вот тогда вся семья Моцартов отправляется в Мюнхен. Там их очень похвалили. Дети стали заниматься ещё лучше и прилежнее. И снова поездка, но уже по странам Европы – Париж, Лондон, Женева, Амстердам. Поездка продолжалась 4 года и превратилась в триумфальное шествие.
Вед.2: Но давайте попросим высказать свои впечатления от этих концертов современниц Моцарта – придворных дам короля Франции.
(Появляются две придворные дамы) /слайд 9,10,11/.
Сударыни, мы слышали, что во время концерта при королевском дворе вас ожидал какой – то сюрприз?
Сцена двух придворных дам:
1дама: О, да! Эти маленькие австрийцы!
2дама: Господин Моцарт устроил для нас небывалое увеселение!
1 – Концерты детей Моцартов вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга.
2 – Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке, органе. ОН импровизировал произведения на заданную тему, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд, одарённый ребёнок!
Вед.2: А как выглядел этот вундеркинд?
1 – Публику занимала внешность виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Кроме этого, как требовала мода 18 века – его одели в расшитый золотом, тяжёлый придворный костюм, на голове его был большой завитой парик.
Вед.2:А не тяжело для него было выступать перед взрослой аудиторией?
2 – Наверное, это было нелегко. Концерты продолжались по 5-6 часов. Слушатели заставляли играть Вольфганга, не глядя на клавиши, или исполнять т рудные пассажи одним пальцем.
1 – Я вспоминаю презабавнейший случай. После одного из своих концертов маленький Вольфганг, утомлённый долгим выступлением, побежал к маме, но споткнулся и упал. Слезы брызнули из его глаз. Тут к нему подошла принцесса, подняла его на руки, вытерла ему слезы и стала утешать. Мальчик сказал: «Вы так добры. Когда я вырасту, я женюсь на Вас». Вечером Моцарт получил от принцессы в подарок новый бархатный камзол, штанишки, туфли с пряжками на каблуках и серебряную шпагу. Так он стал принцем австрийской музыки.
2 – Да – да, я вспоминаю. Она помогла ему подняться. А ребёнок важно поблагодарил её и сказал: «Когда я вырасту большой, то женюсь на вас».
/Дамы уходят, смеясь/.
/Звучит музыка из оперы «Свадьба Фигаро»/./слайд 12,13/
Вед.1: Мы тоже сейчас начнем бал.
/«Менуэт» в исполнении танцевальной группы / /слайд14,15,15/
Вед.2: На балах танцы чередовались с исполнением музыкальных произведений.
/муз. композиция в исполнении учащегося или преподавателя/.
Педагог-психолог: Музыка Моцарта постоянно звучит в наши дни. Ее используют в детских садах и школах, в театрах, в фильмах. А я вам предлагаю выполнить упражнение, снимающее усталость
/психолог приглашает всех гостей музыкальной гостиной поделать упражнения под музыку В.А.Моцарта/.
Вед.1: Музыка не только лечит наши души, утешая и радуя нас, она способна помочь человеку в борьбе с серьёзным недугом и постепенно болезнь отступает. Музыка способна пробуждать воспоминания людей, их чувства и возрождать их.
Автор: Сейчас мы познакомимся с героями рассказа К.Паустовского «Старый повар» и встретимся в этом повествовании с великой прекрасной музыкой!
Итак, два века назад на одной из улочек Австрийского города Вены остановила прохожего заплаканная девушка…
О чём же они говорили? Что произошло дальше?...
Сейчас мы узнаем…
/появляются девушка и прохожий, они встречаются в центре сцены/
Мария:
Прохожий! Умоляю, подождите!
Быть может, вам и некогда, простите!
Но вас прошу я мне в беде помочь!
Слепого старца – повара я дочь!
Он умирает и меня послал,
Чтоб с улицы сейчас я привела
Случайного прохожего в наш дом!
Он хочет исповедаться во всём,
В чём согрешил! Явите милость к старику!
Моцарт:
Идёмте же к нему! Я помогу!...
/дочь за руку подводит прохожего к креслу, в котором сидит старик укрытый пледом. Прохожий садится на стул возле старика, наклоняется к нему, берёт ег оза руку и говорит/
Вас слушать я готов! И понимаю ваши чувства,
Ведь я - служитель вечного искусства,
И знаю я порой болит душа…
Повар:
Мой господин! Пред смертью, чуть дыша, -
Покаяться хочу я в том, что сделал!
Я повар графский! И однажды заболела
Моя жена! А врач велел кормить
Её едою лучшей и купить,
Лекарства дорогие!...Нищ я был!...
Откуда б столько денег я добыл?!!!!
И блюдо дорогое я украл,
Разбил его на части и продал!
С тех пор стыд отравляет дни мои!...
Моцарт:
Вы грех сей совершили из любви, -
Пусть этот случай вас не мучит боле!
Скажите о последней вашей воле!...
Повар:
О дочери меня тревога гложет:
Когда умру я, кто же ей поможет?!
Моцарт:
О ней я позабочусь!...Что ещё?!
Повар:
Во мне одно желанье горячо:
Увидеть бы, - как много лет назад,-
Жену живую и цветущий сад,
И над землёй весенней – солнца свет!...
Но это невозможно…
Моцарт:
Вовсе нет!
Повар:
Но я старик! К тому же слеп!!!
Моцарт:
Так что же?!
Пусть музыка увидеть вам поможет!...
/встаёт со стула, подходит к краю сцены и обращается к зрителям/
Моцарт:
В углу старинный клавесин стоял,
Коснувшись клавиш, тихо заиграл
Я о весне, о юности былой,
О том, как сад цветущий молодой
Весь полон солнца и весенних сил!
Повар:
И я о том, что слеп, вдруг позабыл!
Увидел сад, жену, и молодость, и счастье!
Моцарт:
Да, музыка наделена такою властью!
Мария:
Отец мой плакал, он растроган был
И имя у прохожего спросил…
(кланяясь зрителям)Вольфганг Амадей Моцарт!
Автор: Вот такая удивительная история произошла когда-то. И главным действующим лицом в ней стала прекрасная музыка! И сейчас мы её все услышим!
/звучит фрагмент из второй части симфонии В. А. Моцарта «Юпитер»/
/слайд 16,17,18,19/
Вед.2: В наше время все очень любят музыку Моцарта, она звучит повсюду.
В.А.Моцарт сказал:
«Музыка – голос нашего сердца»!
Ученик читает стихотворение:
Я слышу музыку повсюду:
Среди ветров, в бурленье вод.
С восходом солнца меня будит,
А на закате спать кладет.
Она идет со мной по лесу
И через поле, где цветы,
Она под радужным навесом
Мелькнет и спрячется в пути.
Она как верная подруга,
Меня не бросит, не предаст.
Она и в дождь со мной повсюду,
И в праздник, и в тревожный час.
Викторина:
На каких музыкальных инструментах играл В.А.Моцарт? /клавесин, скрипка, орган/
Во сколько лет начинается концертная деятельность композитора? /5 лет/
Сколько длилось первое путешествие по Европе? /4 года /