Методическая разработка "Сценарий конкурса "Музыкальные старты""
Методическая разработка "Сценарий конкурса "Музыкальные старты""
«Музыкальные старты» - увлекательный конкурс по сольфеджио для учащихся 4-х классов детской школы искусств. Конкурсные задания в рамках программы по сольфеджио и теории музыки направлены на выявление знаний музыкальных правил и определений. Однако формы представленных заданий (чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии, устный диктант) позволяют превратить стандартный урок сольфеджио в увлекательную игру, близкую детскому пониманию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Сценарий конкурса "Музыкальные старты""»
Сценарий конкурса «Музыкальные старты»
номинация «Методическая разработка»
Щеглова Валентина Анатольевна,
Звонникова Наталья Эдвардовна,
преподаватели теоретических дисциплин
МБУДО «Детская школа искусств
№2 им. П.И. Чайковского»
1. Название и формы проведения мероприятия
«Музыкальные старты» - увлекательный конкурс по сольфеджио для учащихся 4-х классов детской школы искусств. Конкурсные задания в рамках программы по сольфеджио и теории музыки направлены на выявление знаний музыкальных правил и определений. Однако формы представленных заданий (чтение с листа, подбор аккомпанемента к мелодии, устный диктант) позволяют превратить стандартный урок сольфеджио в увлекательную игру, близкую детскому пониманию. Необходимость давать быстрые ответы способствует развитию творческого мышления. Работа в команде рождает чувство коллективизма, способствует сплочению группы. А соревнование между командами формирует у учащихся коммуникативные навыки, служит профилактике конфликтов в коллективе, создаёт положительную психологическую атмосферу. Проводимый в канун зимних каникул, конкурс, наполненный музыкой, загадками, весёлыми стихами, призами позволяет трактовать его как "музыкальную встречу" наступающего Нового года.
2.Оборудование, оформление
Для конкурса подготавливаются и используются: музыкальный центр, ноутбук, фотоаппарат, карточки - пазлы, распечатка тестов, ключи к тестам, нотное пособие.
3.Задачи проводимого мероприятия (предполагаемый метод проведения, возраст детей, условия для проведения, осуществления).
Конкурс «Музыкальные старты» проводится в зале ДШИ № 2 им. П.И. Чайковского ежегодно уже в течение десяти лет. Мероприятие рассчитано на учащихся 4 класса ДШИ, когда дети уже получили начальные исполнительские навыки по специальности, элементарные знания в курсе сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы. Участники конкурса делятся на команды (3 или 4), между которыми происходит соревнование в выполнении конкурсных заданий. Очень важно, что во время подобного состязания дети не только проверяют свои знания, но и учатся показывать их в нестандартной ситуации, что важно для их будущей взрослой жизни. Так же они учатся добиваться цели и конкурировать, сплачиваться в команду, переживать дух соперничества и бороться за победу.
Цели конкурса «Музыкальные старты» - формирование целостного сознания ученика, развитие духовно- творческой личности юного музыканта
позволяют ставить и решать в процессе проведения мероприятия следующие задачи:
Обучающие:
Обучить быстрой ориентации в нестандартной обстановке. Формировать навык творческого подхода к решению задач.
Научить ученика раскрывать свой внутренний мир различными художественными средствами.
Развивающие:
Развитие образного мышления.
Развитие творческих способностей, стремления личности к самовыражению и оригинальности.
Воспитание чувства товарищества и мотивации к совместной деятельности.
Способствование познавательной активности детей.
Формирование навыков бесконфликтного поведения.
К методам проведения и приёмам, создающим ситуации успеха, относятся: диалог ведущего и участников, ответы на блиц вопросы, упражнения в виде игровых заданий, тестирование, поощрение по итогам конкурса.
4.Методические советы на подготовительный период
В подготовительном периоде к конкурсу должны быть задействованы все участники процесса: и учащиеся, и преподаватели. Проводя предварительную беседу на уроке в классе, преподавателям необходимо: прорекламировать предстоящий конкурс, сохранив интригу мероприятия и сделав акцент на познавательно-игровые задания; организовать явку учащихся на конкурс в выходной день, дать учащимся понять необходимость и важность проведения данного мероприятия, ответственность за участие в конкурсе.
Поскольку в «Музыкальных стартах» обычно участвует сразу несколько команд, подготовку к конкурсу можно начать уже заранее, дав учащимся задание придумать лозунг, девиз команды, выбрать капитана. Подобная творческая задача уже с самого начала заинтересует учащихся.
Чёткое распределение поручений среди преподавателей для подготовки к конкурсу обсуждается на совещании отдела. Назначаются: ответственный за подготовку музыкального материала к заданиям конкурса, режиссёр-постановщик, фотограф, ведущий конкурса и члены жюри. Ответственный за конкурс должен: подготовить зал, распечатку и материал к конкурсным заданиям для участников конкурса, тексты грамот для награждения победителей. Режиссёр-постановщик отслеживает сценарий конкурса, организует конкурсную работу учащихся в командах и оказывает техническую помощь ведущему конкурса. Ведущему конкурса необходимо: продумать техническое обеспечение конкурса, музыкальное оформление, тексты сценария, подготовить вопросы к заданию №1, организовать сладкие поощрительные призы. Членам жюри необходимо заранее ознакомиться с критериями подсчёта баллов при оценивании всех заданий.
5.Сценарный план, ход проведения мероприятия.
При составлении сценария «Музыкальных стартов» необходимо, чтобы прослеживалась общая идея мероприятия и конечная цель: активно бороться за победу, испытывая удовольствие и удовлетворение от процесса игры. Разнородное смешение конкурсов интересно детям не будет. А вот поэтапно разделенная общая программа, которую связывает что-то общее, способна захватить многих участников конкурса.
ПЛАН конкурса «Музыкальные старты»
В начале конкурса учащиеся делятся на 3-4 команды, в каждой команде выбирается капитан и девиз. Участникам конкурса представляются ведущие конкурса и жюри (из преподавателей отдела). На конкурс представлено 7 заданий, каждое задание оценивается жюри, которое объявляет промежуточный и итоговый результат участникам конкурса.
Практические задания к конкурсу «Музыкальные старты»
Задание 1 «Устная разминка».
Каждой команде задаётся по 2 вопроса, в которых нужно исправить по 1 - 2 ошибке в определениях или правилах. Жюри присуждает: по 2 балла - за каждый правильный полный ответ; по 1 баллу - если исправлены не все ошибки; 0 баллов – нет ответа (право ответа передаётся другой команде).
Максимальное количество баллов по заданию – 4 балла.
Например: Задания с одной ошибкой:
Дайте однозначный ответ («да» или «нет») о правильности суждения. Если это суждение считаете ошибочным, дайте правильный ответ:
а) Римские цифры нужны для записи телефонов и интервалов,
б) Знак «V» означает, что нужно играть громко,
в) Тетрахорд – это часть гаммы. Есть три тетрахорда: верхний, средний и нижний.
Задания с двумя ошибками:
а) Тональность нужно определять по размеру и самому первому звуку в произведении,
б) «Бемоль» - это знак, который повышает ноту на целый тон,
в) Трезвучие – это интервал, в котором три звука, расположенных по высоте.
Задание 2 «Путаница в словах» (время на подготовку задания – 5 минут)
Каждой команде выдаётся по 5 карточек, в которых надо составить по 5 слов (определений). В данных словах могут быть перепутаны буквы или слова читаться с конца. Жюри присуждает по 2 балла за каждую карточку и 1 балл команде за скорость выполнения. Максимальное количество баллов по заданию – 10 (11) баллов.
Например: Прочитайте правильно слова, имеющие отношение к теории музыки: ДРОККА, АКИТОН, РИНОМ, ДИЛОМЕЯ, и т.д. (см. Приложение 1)
Задание 3 «Тестирование» (время на подготовку задания –10 минут)
Каждой команде выдаётся по три одинаковых листа с тестами, которые совместно по подгруппам пишут участники команды, капитан пишет тесты самостоятельно. Тестирование включает 12 вопросов. Максимальное количество баллов по заданию – 13.Одновременно подводятся итоги тестирования капитанов команды. Жюри подсчитывает и суммирует все баллы.
Выбери правильную букву ответа:
Сколько ступеней в септиме?
а) шесть б) семь в) пять
2.В какой интервал обращается большая секста?
а) ч3 б) м2 в) м3
3.Какие интервалы бывают чистыми?
а) примы б) септимы в) квинты
4. Каков правильный порядок диезов в тональностях?
Задание 4 «Чтение с листа» (время на подготовку задания –1 минута):
Командиры выбирают тональность и номер ответа. Каждая команда должна спеть с листа мелодию. В качестве нотного примера предлагается вариант мелодии украинской народной песни из сборника Г. Фридкина «Музыкальные диктанты» № 256. Жюри оценивает каждую команду по пятибалльной системе.
Задание 5 «Подбор аккомпанемента» (время на подготовку задания – 5 минут):
Команда подбирает предложенные аккорды к заданию №4, вписывает аккорды и подписывает их обозначения. Далее любой участник из команды играет мелодию с аккомпанементом. Жюри присуждает: по 1 баллу за каждый правильный такт; по 3 балла за правильные обозначения аккордов; оценивает игру мелодии с аккомпанементом по пятибалльной системе.
Задание 6 «Исправить ошибки: Угадай мелодию, исправь ошибки (время на подготовку задания – 10-15 минут)
Команда должна угадать известную записанную мелодию, исправить в ней ошибки после двух проигрываний. В качестве нотного примера предлагается мелодия песни (Л. Бекмана на слова Р. Кудашёвой) «В лесу родилась ёлочка».
Максимальное количество баллов по заданию - 10 баллов за все исправленные ошибки плюс 1 балл команде, которая раньше всех правильно угадает название мелодии.
Задание 7 «Сложить мелодию» (время на подготовку задания – 10 минут)
Участникам команды после 4 проигрываний на фортепиано надо сложить мелодию (пазлы). В качестве нотного примера предлагается фрагмент мелодии С. Рахманинова «Итальянская полька». Жюри присуждает за каждый правильный такт по 1 баллу. Максимальное количество баллов по заданию- 8.
В конце конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов по каждой команде и определяет команду победителя. Также подводятся итоги по номинации «Лучший командир» и «Самый активный участник конкурса». Все участники - победители конкурса награждаются грамотами и призами.
Сценарий мероприятия «Музыкальные старты»
Участники мероприятия собираются в зале школы. На сцене – наряженная, сверкающая огоньками ёлка. Звучит весёлая новогодняя музыка.
Ведущая: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы проводим с вами необычный урок по сольфеджио. Скоро Новый год! А в канун наступающего года мы всегда ждём приятных сюрпризов, розыгрышей, подарков. Вот и наше сегодняшнее мероприятие скорее будет напоминать «новогодний мешок» конкурсов, загадок, соревнований и, конечно, подарков. А оценивать их выполнение будет жюри.
Представляю членов нашего жюри: 1. ________ 2. _______ 3. ________
Ведущая: Сейчас я попрошу вас дать название своей команде, придумать девиз, выбрать капитана. (Капитан озвучивает название команды, команда вместе читает девиз).
За отлично придуманные названия команды и боевой девиз каждая из команд получает по 2 балла. (Команда, которая первой справилась с этим заданием, первой начнёт следующий конкурс)
Задание 1. «Устная разминка».
Ведущая: Ребята, вы хорошо знаете термины, которые встречаются в музыке? Тогда вам нужно максимально быстро дать правильный ответ на два вопроса. Те, кто знает ответ, поднимают руку, а капитан выбирает, кто будет отвечать.
Жюри присуждает: по 2 балла за каждый правильный ответ; по 1 баллу, если исправлены не все ошибки; 0 баллов - нет ответа (право ответа передаётся другой команде). Максимальное количество баллов по заданию – 4.
Задание 2. «Путаница в словах».
Ведущая: Следующее задание тоже будет связано с музыкальными терминами. Каждая команда получает по 5 карточек, в которых надо правильно прочитать слова - музыкальные определения. Будьте внимательны! Слоги или буквы в словах могут быть перепутаны, или слово написано необычным способом.
Жюри присуждает по 2 балла за каждое правильное слово и 1 балл команде за скорость выполнения. Максимальное количество – 10 (11) баллов.
Прошу жюри огласить промежуточный результат по 2-м заданиям.
Задание 3. «Тестирование».
Ведущая: Сейчас каждая команда получит листки с тестами. На каждый из 12-ти вопросов даются 3 варианта ответов. Нужно выбрать и отметить правильный вариант ответа. Вопросы на всех листах – одинаковые. Команды работают по 2-3 человека над каждым листом, капитан пишет тесты самостоятельно.
Максимальное количество баллов по этому заданию – 13. (Звучит негромкая фоновая музыка – таймер). Время выполнения этого объёмного задания - 10 мин.
Задание 4. «Чтение с листа».
Ведущая: Ребята! Кто скажет, что означает слово «сольфеджио»? Да, это пение по нотам. И следующее задание проверит, как вы сможете чисто пропеть ансамблем (командой) незнакомую мелодию, т. е. прочитать с листа. Сейчас вы получите листок с записанной мелодией. Мелодия для всех команд – одна, но тональности для пения – разные. Командир вытягивает жетон с названием тональности и очерёдностью ответа. Пение оценивается по 5- бальной системе.
Задание 5. «Подбор аккомпанемента»
Ведущая: Следующее задание №5 является продолжением работы над мелодией из задания №4. Вам нужно правильно вписать готовые аккорды аккомпанемента в каждый такт под мелодией, затем подписать их обозначения (функции) – T, S, D. Далее команда выбирает того, кто сыграет эту мелодию с аккомпанементом.
Жюри присуждает по 1-му баллу за каждый правильно подписанный аккорд, по 3 балла за правильные обозначения аккордов и оценивает игру мелодии с аккомпанементом по пяти - бальной системе.
Жюри подсчитывает баллы за задание и суммирует все баллы за 5 заданий. Задание 6. «Исправить ошибки». (Угадай мелодию, исправь ошибки)
Ведущая: Ребята! Сейчас вам предстоит угадать известную мелодию, записанную нотами. Потом посмотрите внимательно на нотную запись и исправьте в ней 10 ошибок. Два проигрывания мелодии помогут вам справиться с заданием.
За все исправленные ошибки команда получает максимально 10 баллов, плюс 1 балл прибавляется той команде, которая первой угадает название мелодии. Это новогодняя песня «В лесу родилась ёлочка». (Звучит музыкальное сопровождение песни, дети поют вместе с ведущей конкурса.) Задание 7. «Сложи мелодию».
Ведущая: Вы все знаете, что написание диктантов развивает музыкальный слух, память, а умение их писать говорит о способностях музыканта, о его таланте. Сейчас вам предстоит командой написать диктант, а точнее, сложить правильно по тактам уже записанную мелодию (пазлы). Четыре раза эта мелодия будет сыграна, прежде чем вы дадите правильный вариант записи. За каждый правильный такт жюри присуждает по 1 баллу. Максимальное количество баллов по заданию – 8 баллов.
Пока жюри подсчитывает общее количество баллов и определяет победителей, предлагаю немного отдохнуть под знакомую новогоднюю музыку.
Жюри объявляет команду - победителя и команды, занявшие 2-е и 3-е места. Также подводятся итоги по номинациям «Лучший командир», «Самый активный участник конкурса». Победители конкурса награждаются грамотами, все участники – сладкими призами за участие.
6. ИТОГИ: Методические советы организаторам и постановщикам
При подготовке и проведении любого конкурса, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, то есть должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, аудиозаписи.
6. Мероприятие не должно быть «мероприятием». Активное применение игровых и занимательных форм работы на конкурсе должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы.
Конкурс-эстафету следует продумать. Главное – не переусердствовать с количеством заданий, дети не должны устать, иначе конкурса-праздника не получится. Сценарий конкурса должен иметь определенный хронометраж, который отслеживается членами жюри. Для учащихся среднего возраста это примерно полтора часа.
Еще одна важная особенность – наличие приза в конце. Это могут быть почетные грамоты, дипломы для победителей, призы для самых активных участников конкурса, капитанов команд. Так же, каждый участник за работу на конкурсе должен получить сладкий приз.
7.Список литературы.
Амазарян А., Даниленко Г., Романова М. «Записная книжка» по сольфеджио для новичков. Издательство «Гармония», Санкт-Петербург, 2005 год.
Амазарян А., Даниленко Г. «Мои любимые песни», выпуск 1. Издательство «Люмьер», Санкт-Петербург, 2006 год.
Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2006 год.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах». Москва, 1999 год.
Вендрова Т., Пигаева И. «Воспитание музыкой». Издательство «Просвещение», Москва, 1991 год.
Выготский Л. С. Психология искусства. Издательство «Педагогика», Москва, 1987 год.
Григорович В., Андреева З. «Слово о музыке». Издательство «Просвещение», Москва, 1977 год.
Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. Издательство «Владос», Москва, 2000 год.
Кабалевский Д. «Про трёх китов и про многое другое». Издательство «Детская литература», Москва, 1972 год.
Картавцева М. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. Москва, 1989 год.
Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1990 год.
Клёнов А. «Там, где музыка живёт». Издательство «Педагогика», Москва, 1985 год.
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. Издательство «Музыка», Москва, 1982 год.
Лёхина Л. «Аккордовые сказки для больших и маленьких». Учебно-игровое пособие. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2012 год.
Лёхина Л. «Ладовые сказки, тональные подсказки». Учебно-игровое пособие. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2012 год.
Лёхина Л. «Путешествие в страну интервалов». Учебно-игровое пособие. Издательский дом «Классика - XXI», Москва, 2012 год.
Медушевский В., Огановская О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Издательство «Педагогика», Москва, 1985 год.
Первозванская Т. «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей» часть I, II. Учебник сказка.
Сведения из Википедии (Интернет-ресурсы).
Столова Е., Кельх Э. «Музыкальный детектив». Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2006 год.
Червоная М. «Интервалы мы поём» Издательство «Союз художников», Санкт-Петербург, 2004 год.
Фридкин Г. «Музыкальные диктанты». Издательство «Музыка», Москва, 1981 год.
8. Приложение №1
Ключи – ответы к заданиям конкурса «Музыкальные старты»
Задание1. «Устная разминка».
Вопросы с одной ошибкой:
1. Высказывание неверно. Римские цифры нужны для записи ступеней.
2. Высказывание неверно. Знак «V» обозначает окончание фразы или нужно взять дыхание.
3. Высказывание неверно. Есть два тетрахорда гаммы – верхний и нижний.
Вопросы с двумя ошибками:
1.Высказывание неверно. Тональность в произведении определяется по знакам при ключе и последнему звуку.
2. Высказывание неверно. Знак «бемоль» понижает ноту на ½ тона.
3. Высказывание неверно. Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных через один (по терциям).
Задание2. «Путаница в словах».
1. дрокка- АККОРД 2.нотулап – ПОЛУТОН 3. ремзар – РАЗМЕР