Просмотр содержимого документа
«Лекция - концерт "В ритме вальса"»
Разработка внеклассного мероприятия.
Форма проведения: Лекция – концерт
Цель:
1.Познакомить учащихся с жанром «танец», с историческим развитием танца, лучшими образцами танцевальной музыки.
2.Развитие интереса к предмету, развитие музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора.
3.Воспитание интереса к классической музыке, воспитание духовной культуры учащихся.
Использование материалов: Иллюстрации
Портреты композиторов
Муз. материал для слушания
Видеоматериалы.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир музыки, в небольшое путешествие во времени. Помните, как в сказке «Волшебник изумрудного города», Элли со своими друзьями тоже отправилась в путь. У каждого была мечта, которую они хотели осуществить: Элли – поскорее вернуться домой, Соломенный Страшила – приобрести ум, Железный Дровосек – любящее, настоящее сердце, Трусливый Лев – смелость.
И нам тоже пригодятся и умная голова (чтобы быть внимательным) и понимающее, чуткое сердце (чтобы понимать музыку). Слушать музыку не так-то просто. Нужно не просто слушать, а услышать ее. А чтобы услышать и понять музыку, нужно научиться слушать тишину.
1. Игра:
«Слушаем тишину»
Продолжим наш разговор о музыке, а говорить мы будем о танцевальной музыке, о танце, который танцуется уже три столетия. Недаром я вам сказала, что мы отправимся в музыкальное путешествие во времени. Мы проследим историю этого танца XVII века и до наших дней.
Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Ядро каждого танца – это темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.
--- Ребята, а кто из вас знает, под какой счет танцуется вальс? (ответ уч-ся)
«Раз-два-три, раз-два-три» - так много лет назад танцевали жители австрийских деревень и маленьких городков. По праздникам собирались они на лужайке в нарядных костюмах и грубых деревянных башмаках. Бойко притоптывая, плясали под нехитрую музыку скрипочки. Парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали в танце. Эта пляска называлась - немецкий народный танец и с вальсом было мало общего (только размер). Вскоре этот танец дошел до главного города Австрии – Вены. А жители Вены любили танцевать и на балах, и у себя дома, и в гостях. Сначала на этот танец они смотрели свысока и пренебрежительно говорили: «Ландаль! (что означает «деревенщина»). Как грубо они танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать! В городе люди ходят важно, плавно, мягко. А если его так и исполнить?»
Затем у немецкого танца появилось другое название: Лендлер. А сам танец стал благородней предыдущего.
Исполнение:
2. Л.Бетховен «Немецкий танец»
3. Ф.Шуман «Немецкий танец»
К концу XVIII века танец получил новое название – вальс. Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся». Музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца. Вскоре вальс распространился во всей Европе. «Королем вальса» называют австрийского композитора Иоганна Штрауса – сына. Им было написано более 600 танцев, его вальсы – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» - знают и любят люди всего мира.
Слушание:
4. И.Штраус «Весенние голоса».
Помимо танцевальных вальсов, есть вальсы для концертного исполнения. Лучшие из них написаны Ф.Шубертом, Ф.Шопеном, П.Чайковским и другими. Среди 17 вальсов Ф.Шопена очень популярен вальс до минор. Он построен на чередовании эпизодов различного характера: грациозного, подвижного, песенно – лирического.
Слушание:
5. Ф.Шопен «Вальс»
Вальсы есть в творчестве каждого композитора. По характеру они могут быть разные: медленные, мечтательные, стремительные, фантастические. Исполняться могут на разных инструментах и симфоническим оркестром.
Исполнение:
6. С.Майкапар «Вальс»
7. Д.Б.Кабалевский «Вальс»
8. А.Гречанинов «Вальс»
9. Э.Григ «Вальс»
10. П.Морис «Вальс голубого перса»
11. А.Гречанинов «Вальс»
Многие композиторы включали вальсы в оперные и балетные спектакли. Широко известны вальсы из балетов П.И.Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин».
Исполнение:
12. П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»
13. П.И.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»
Мы очень часто можем услышать вальс по радио и на телевидении. Они звучат в спектаклях, музыкальных сказках, в кинофильмах. Многие композиторы пишут музыку к кинофильмам. Если музыка красива и запоминающая, она становится визитной карточкой фильма.
Исполнение:
14. А.Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»
15. Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
В наше время тоже танцуют вальс. Танцоры разных хореографических коллективов исполняют разные танцы: венский вальс, медленный вальс, фигурный вальс.
Просмотр видео:
16. «Фигурный вальс» в исполнении ансамбля «Звездный экспресс»
17. «Медленный вальс»
18. «Венский вальс» в исполнении танцоров спортивно-бальных танцев.
Вальс обогатил и народную песню, и городской романс. В песне – вальсе может «высказаться» вся жизнь. Первый школьный вальс и вальс выпускного бала. Вальс первой влюбленности и свадебный вальс. Если прислушаться – невольно удивляешься, как часто звучит вальс вокруг вас, а мы этого не замечаем.
Исполнение:
19. Музыка Я.Дубравина сл. С.Суслова «Вальс»
20. Музыка В.Литвинова сл. Л.Хохловой «Вальс расставанья»
Мы подошли к концу нашего пути, ребята. Я думаю, вы придете еще к нам, в нашу музыкальную гостиную. Ведь музыка так разнообразна и интересна. Я хочу пожелать вам светлых, радостных музыкальных дорог. До свиданья, до новых встреч!