Конспект внеклассного мероприятия "Из истории военной музыки"
Конспект внеклассного мероприятия "Из истории военной музыки"
В методической разработке сценария представлен достаточно подробный материал о месте и роли военной музыки в российской армии от древнейших времён до современности; сформулированы цели и задачи данного мероприятия. Для создания образной исторической картины сценарий снабжён фактами, музыкальными примерами, художественными иллюстрациями, соответствующими каждой эпохе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Из истории военной музыки"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск
Конспект
внеклассного мероприятия
«Из истории военной музыки»
Выполнила:
преподаватель фортепианного отделения
Андреева Галина Владимировна
г. Ульяновск, 2016 г.
Аннотация
В методической разработке сценария представлен достаточно подробный материал о месте и роли музыки в российской армии от древнейших времён до современности; сформулированы цели и задачи проведения данного мероприятия. Для создания образной исторической картины сценарий снабжён фактами, иллюстрациями, музыкальными примерами, соответствующими различным эпохам.
Содержание
I. Пояснительная записка.
2.Ход мероприятия:
1.Рассказ педагога (с использованием художественных и музыкальных иллюстраций).
2.Использованные источники и литература.
«Из истории военной музыки»
I.Пояснительная записка
Данное мероприятие традиционно проводится накануне 23 февраля.
Мы не так часто говорим о патриотизме на уроках фортепиано, поэтому для классного часа была выбрана военная музыкальная тематика. История военной музыки – это история души русского человека, то наш золотой музыкальный запас, это наша память. Знать историю русской военной музыки – это знать истории Российского государства. Русский народ имеет законное право гордиться своими традициями, своим языком и национальной культурой.
Цели мероприятия:
формировать чувство патриотизма, как духовно-нравственную и социальную ценность;
познакомить слушателей с историй развития военной музыки и её значения в победах русского оружия.
Задачи:
развивать чувство гражданственности, основанное на изучении исторического музыкального материала, жизни и деятельности выдающихся военных композиторов.
Форма проведения: концерт-беседа.
Оборудование и технические средства: рояль, ноутбук, экран.
Наглядное оформление: на экране тема, эпиграф.
Музыкальное оформление: исполнение произведений учащимися и преподавателями школы:
1. Ф.Шуберт. Военный марш.
2.С. Прокофьев. Вставайте, люди русские (хор из музыки к к/ф «Александр Невский»).
3.Франц фон Зуппе (1819-1895). Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия».
5. Обр. Е.Аксенова, перел. М.Куликова, ред.Л. Рошевской. Марш 11 гренадерского Фанагорийского Генералиссимуса Князя Италийского Графа Суворова – Рымникского полка.
6.С. Чернецкий. Марш Первого Украинского фронта.
Вступление Красной Армии в Будапешт.
Победный марш «Слава Родине».
7. Д.Тухманов. День Победы.
Методические советы по проведению: проводятся предварительные организационные мероприятия:оформляется афиша, возможно оформление приглашений для родителей, подбираются и утверждаются концертные номера и музыковедческий текст ведущего. Данное мероприятие традиционно проводится накануне 23 февраля.
II.Ход мероприятия
Эпиграф:
«Военная музыка – это музыка, которая обеспечивает
жизнедеятельность войск. Регулярная военная музыка
в России была установлена указом Петра I от 1711 г.,
где была проведена строгая регламентация оркестров
по количеству и по составу исполнителей: флейтщики,
гобойщики, фаготы, барабанщики и т.д. Бить зарю,
игра на марше и прочее – это и есть военная музыка.
Она поддерживает ритм армии, энергетику армии».
В.Халилов
Музыкальная иллюстрация в исполнении учащихся школы:
Военная музыка, созданная в армии и для армии – это уникальное явление в музыкальной культуре страны. Военная музыка, имеющая большую историю, прошла очень долгий путь развития от языческих танцев до современного оркестра с множеством правил и законов. Военная музыка и военные оркестры выполняют важнейшую функцию в жизни страны и армии. Помните, как начинается военный парад на Красной площади? Четко, красиво и слаженно шагают юные барабанщики – воспитанники Московского военно-музыкального училища, будущие военные музыканты. И завершают парад тоже музыканты – огромный «тысячетрубный» сводный духовой оркестр проходит по Красной площади, исполняя торжественный праздничный марш. То, что военный парад на главной площади страны начинают и завершают именно музыканты это не только уважительная дань традициям, но и свидетельство всеобщего признания важной и ответственной роли, которую играло и играет музыкальное искусство в жизни армии.
Художественная иллюстрация:
Сводный военный оркестр на Красной площади
Музыкальная иллюстрация в исполнении преподавателей:
С. Чернецкий. Марш Первого Украинского фронта.
Иногда все же возникают вопросы: почему музыканты – представители едва ли не самой миролюбивой профессии – на протяжении многих тысячелетий, с незапамятных времен становятся полноправными участниками битв и сражений, походов и учений, воинских церемоний и ритуалов? И тем более, зачем вообще нужны они в сегодняшней армии, боевая мощь которой во многом определяется развитием военной техники и электроники? На эти вопросы можно дать ответ.
Для этого перенесемся в эпоху, когда еще не было артиллерии и танков, самолетов и ракет. В разгаре сражения необходимо дать команду к перестроению, наступлению или отступлению войск. Мало кто в шуме битвы услышал бы голос или обратил внимание на световые сигналы. Пожалуй, лишь короткий (всего несколько звуков), запоминающийся и яркий призыв трубы выполнил бы эту задачу. Далее. Шаг солдат на марше будет уверенней, а движения – четче и слаженней, если они будут сопровождаться ритмичным барабанным боем или задорной строевой песней. И здесь музыка также незаменима.
Главное, музыка – как никакое другое искусство – сплачивает людей в едином эмоциональном порыве, она способна внушить воинам чувство воодушевления и решимости в преддверии грядущего сражения. Она нередко возвещает радость победы, но может выразить и глубокую скорбь о погибших.
С самого своего зарождения и по сей день военная музыка выполняет двуединую задачу – не только осуществляет управление войсками, оповещение, связь, сигнализацию, но, что особенно важно, способствует патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию воинов.
С тех пор, как существуют войны, существует и военная музыка. В гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона археологи нашли бронзовые и серебряные трубы, на которых играли воины более трех тысяч лет назад. Но кроме труб в армии древних египтян использовались и многие другие инструменты: двойной гобой, продольные флейты, рога, барабаны, литавры. Вступая в сражение, воины пели хором боевые песни.
Художественная иллюстрация:
Трубы времён правления фараона Тутанхамона
В античной Греции (особенно в Спарте) большое значение придавалось воспитанию у будущих защитников родины стойкости духа, силы воли, мужества. И музыка играла здесь огромную роль. Чрезвычайно распространен был танец пиррихий – воинственная мужская пляска, движения которой изображали характерные боевые приемы. Пляска эта возбуждала и ободряла, приводила ее участников в надлежащее перед битвой состояние духа. Для этого же использовалась игра на музыкальных инструментах – кифаре и особенно на пронзительной экстатичной флейте (авлосе), под звуки которой древние греки нередко шли в бой.
Воинственная мужская пляска «Пиррихий»
Армия Древнего Рима была по численности значительно больше греческой, и музыкальные инструменты, применявшиеся в походах и сражениях, стали более громкими – трубы, различные шумовые приспособления.
Художественные иллюстрации:
Музыканты Древнего Рима
В средневековой Европе военная музыка в основном выполняла церемониальные функции, например, звучала во время рыцарских турниров в феодальных замках. Стратегия и тактика ведения военных действий в эпоху средневековья, характер вооружений почти полностью свели на нет роль военной музыки в бою. Да и трудно даже вообразить закованного в тяжелые доспехи, восседающего на коне рыцаря, играющего при этом на трубе или барабане.
Цилиндрический барабан духовой музыкальный инструмент
Лишь в Новое время, когда начали распространяться наемные армии и появилась общая система обучения военному делу, военная музыка стала интенсивно развиваться. Великая французская революция вывела ее на площади, в огромные залы публичных собраний; она сопровождала различные празднества этой бурной эпохи. Ее авторами были такие знаменитые композиторы, как Л.Керубини, Э.Н.Мегюль, Ф.Ж. Госсек. Под управлением Госсека оркестр Национальной гвардии исполнял не только военные марши и гимны, но и целые симфонии. Такого важного места в государственной и общественной жизни военная музыка не занимала никогда.
Художественная иллюстрация:
Парад императорской гвардии в Париже
Музыкальная иллюстрация в исполнении преподавателей школы:
Франц фон Зуппе (1819-1895). Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия».
На Руси музыканты издавна сопровождали походы боевых дружин. «Пойде полк по полце бьюще в бубны и трубы», - свидетельствует летописец о походе Святослава Игоревича. Для сигналов использовались турьи рога. Однако военных оркестров в нашем современном понимании не было. Так называемые «сыгрыши» состояли лишь из нескольких человек, причем состав их отнюдь не отличался постоянством – варьировались и количество участников, и инструменты. Началом истории военно-оркестровой службы в России следует считать 19 февраля 1711 года. В этот день был подписан указ № 2319, а затем осуществлена военная реформа выходом в свет «Устава воинского». Реформы Петра I преобразили облик русской военной музыки, он сам был большим любителем этого рода искусства и неплохо играл на барабане.
Художественная иллюстрация:
Военный оркестр эпохи Петра I
Что же сделал Петр в области русской военной музыки?
Во-первых, учредил, как мы бы сейчас сказали, «штатные» оркестры в каждом пехотном полку; регламентировал действия солдат под музыку.
Во-вторых, ввел единообразие в состав оркестра: две флейты, четыре гобоя, две валторны, две трубы, литавры и барабан. Звучал такой оркестр достаточно громко, стройно и уравновешенно. Музыканты обязаны были знать нотную грамоту, а для их профессионального обучения при каждом гарнизоне создавались специальные школы.
В-третьих, способствовал расширению репертуара военных оркестров. Канты, марши, гимны, виваты – типичные жанры военной музыки Петровской эпохи – сыграли большую роль в развитии всего русского музыкального искусства. Нужно сказать, что звучали они не только в армии, но и стали частью официальных торжеств, придворных церемоний, праздников.
В XVIII веке состав военного духового оркестра постепенно расширялся. В России привились большой («турецкий») барабан, тарелки, треугольники. Но, пожалуй, самым интересным и экзотическим «янычарским» инструментом оказался бунчук – до сих пор неотъемлемая принадлежность любого военного оркестра. Выглядит он чрезвычайно впечатляюще: длинный шест, на верху которого нежно и мелодично позвякивают колокольчики и тарелочки, развеваются пучки конских волос, а на самом острие – изображение звезды и полумесяца (позже эмблемы стали другими). Оркестрант держит этот шест и потряхивает им в такт.
Другим новшеством в русской военной музыке XVIII столетия был роговой оркестр, правда, не получивший в дальнейшем распространения. Каждый инструмент исполнял лишь один звук, а всего инструментов насчитывалось несколько десятков.
Роговые оркестры были организованы в Егерском, Преображенском, Конногвардейском полках. Как свидетельствуют современники, роговые оркестры звучали громко и красиво.
Музыкальная иллюстрация в исполнении преподавателей школы:
В тех многочисленных войнах, в которых участвовала Россия на рубеже XVIII и XIX веков, военная музыка занимала значительное место. Великому русскому полководцу А.В. Суворову принадлежат замечательные слова: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил». Однако в XIX и особенно в XX веке военная музыка звучит на поле боя все реже и реже. Но ее моральное, воспитательное, эстетическое значение трудно переоценить. Военный духовой оркестр был едва ли не самым важным элементом массового музыкального быта. Духовые оркестры играли повсеместно – в парках, садах, сопровождали праздники, балы. Словом, определяли музыкальную атмосферу, особенно в небольших провинциальных городах России.
Интересно, что почти все знаменитые русские композиторы писали для военного духового оркестра – Д.С. Бортнянский, А.Н. Верствовский, М.И.Глинка (ввел духовой оркестр в обе свои оперы – «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), А.А.Алябьев, Н.А.Римский-Корсаков (в свое время он даже был инспектором военно-духового оркестра Морского флота), А.К. Лядов, П.И. Чайковский (в увертюре «1812 год» наряду с симфоническим оркестром предусматривается участие духового).
Художественная иллюстрация:
Граф Российской империи с наименованием Суворов-Рымникский
Музыкальная иллюстрация в исполнении преподавателей школы:
Марш 11 гренадерского Фанагорийского Генералиссимуса Князя Италийского Графа Суворова – Рымникского полка.
События XX века, особенно Великая Отечественная война, наложили свой отпечаток на развитие военной маршевой музыки. Музыканты выступали с концертами по радио и на передовой, поднимая боевой дух солдат. Они давали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами все трудности войны. В репертуарах военных оркестров преобладали произведения отечественных композиторов, а также народная музыка, но основой репертуара оставались марши.
Музыкальная иллюстрация в исполнении учащихся школы:
С. Прокофьев. Вставайте, люди русские (хор из музыки к к/ф «Александр Невский»).
Самым востребованным произведением этого времени явилась песня А.В.Александрова «Священная война». Ее популярность была настолько
велика, что армейские и флотские оркестры использовали ее в качестве марша.
Художественные иллюстрации:
А.В.Александров
Получил широкую известность и сохранившийся в репертуаре военных оркестров и ансамблей до наших дней марш «Прощание славянки» В.Агапкина.
В.Агапкин
В военные годы композиторы проявили повышенный интерес к жанру военного марша. Особенно активной была работа С.А. Чернецкого, который за 4 года написал более 50 маршей. Генерал-майор Семен Александрович Чернецкий (1881-1950) – военный дирижер, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), профессор (1946), инспектор военных оркестров. На знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным военным оркестром. Можно с уверенностью сказать, что С.А.Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XXвека.
С.А.Чернецкий
Музыкальная иллюстрация в исполнении преподавателей школы:
С.Чернецкий. Вступление Красной Армии в Будапешт.
В послевоенное время произошли изменения в системе Вооруженных сил, которые отразились на роли и формах развития военной музыки. Снизилось ее значение на маневрах и в походах. Но заметно повысилось ее значение в воспитании войск, возросли организующие функции при проведении различных торжественных и церемониальных мероприятий, народных праздников. Сейчас в Вооруженных силах России около 250 оркестров. Самые маленькие коллективы – в звене полков и соединений. Затем – оркестры военно-учебных заведений. Потом идут оркестры штабов военных округов, флотов. А вершиной своеобразного военно-музыкального олимпа являются образцовые оркестры. Это – Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ, Концертный Образцовый оркестр Военно-Морского флота имени Н.А. Римского-Корсакова и Образцовый оркестр Почетного караула, который привлекается к встречам и проводам глав государств и правительств.
Художественная иллюстрация:
Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ
Концертный Образцовый оркестр Военно-Морского флота имени Н.А. Римского-Корсакова
Образцовый оркестр Почетного караула
Главным, ведущим жанром в репертуаре оркестров остается все же строевой марш и его разновидности. Трудно назвать композитора – прошлых веков или современного, который не прибегал бы к жанрам, формам, выразительным средствам военной музыки. Советские композиторы, такие, как Н.П.Иванов-Радкевич, С.А.Чернецкий, И.В.Петров, сумели вдохнуть в этот традиционный жанр поистине новую жизнь. Они насытили его мелодику интонациями революционных и советских массовых песен, придали оркестровке красочность и блеск.
Музыкальная иллюстрация в исполнении преподавателей школы:
С.Чернецкий. Победный марш «Слава Родине».
Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства и творческого потенциала, военные музыканты сыграли заметную роль в развитии отечественного музыкального искусства.
В современный период военные оркестры обеспечивают не только проведение воинских ритуалов, но и принимают активное участие во всех значимых общественных мероприятиях, проводя большую концертную и просветительскую работу. Оркестры являются носителями музыкальной культуры, сохраняют и преумножают славные традиции отечественной музыки. Как говорит главный дирижер России Р. Халилов «Военная музыка зародилась и продолжает жить в сфере армии, но она нужна людям и в мирное время: она вдохновляет, дает небывалый заряд бодрости».
Музыкальная иллюстрация в исполнении учащихся школы:
Д.Тухманов. День Победы.
2.Список использованных источников и литературы:
1. Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963
2. Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л, 1965
3. Музыкальный энциклопедический словарь,1990
4. «Военная музыка России», Воениздат, 2007, Москва
5. OXFORD Большая энциклопедия школьника, «Росмэн», 2001