kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Взаимодействие инь и ян - основа китайской культуры".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образно-смысловая модель урока состоит из 5 частей. урок строится исходя из художественно-педагогической сверхзадачи погружение по типу образ-модель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Взаимодействие инь и ян - основа китайской культуры".»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область



Урок на тему:

«Взаимодействие инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая».





Учитель МХК

Курбатова Галина Николаевна

























2016 год





Цель: развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию китайской архитектуры и размышлению о ее особенностях.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство с особенностями архитектуры храма Неба.

  2. Развитие у учащихся способности к эмоционально-образному созерцанию произведения искусства, умения анализировать и осмысливать материал.

  3. Создание психологически комфортной атмосферы, благоприятствующей погружению и созерцанию архитектуры храма Неба.

Зрительный ряд: иллюстрации на СД и иллюстрации урока 32.

Музыкальный ряд: китайская музыка (по выбору учителя).

Литературный ряд: фрагменты из «Книги Пути и Благодати» («Даодэцзин») Лаоцзы, «Чжуанцзы», книги «Суждения и беседы» («Луньюй») Конфуция, «Вималакирдинирдеша-сутры», стихотворение ЧжуСи «Вдохновение».

Материалы: свиток (бумажный или шелковый) с кратким изложением мифа о Пань-гу, копия схемы храма Неба (илл. 132, с.194) для каждого учащегося, ката китайской космологической символики (приложение 1) и тексты приложений 2-6 для работы в группах, цветные карандаши, ароматные китайские палочки и подставка для них, таблички с названиями групп «Земля», «Человек», «Небо».

Оборудование (ТСО): проектор, экран, музыкальный центр.

Ход урока.

  1. Космогонический миф о гиганте Пань-гу. Идея Гармонии ян и инь как основа китайской культуры и ее отражение в мифе о Пань-гу.

  2. Храм Неба – воплощение идеи Гармонии между Небом и Землей. Традиционное для Древнего Китая понимание храма (дворца) как комплекса павильонов, алтарей, садов, расположенных по оси юг-север и обнесенных стеной. Познавательно-творческое задание «Китайская космологическая символика» (работа в группах).

  3. Жертвоприношение Небу. Древнекитайские предствления о вечном и бесконечном Дао – первоначале Вселенной. Познавательно-творческое задание «Мудрость Древнего Китая» (работа в группах). Эмоционально-образное погружение в атмосферу ритуала. Отражение сакральности чисел в архитектуре Алтаря Неба.

  4. «Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао». Порядок отношений между людьми, установленный Конфуцием. Творческое задание «Мудрость Конфуция» (работа в группах). Воплощение великой триады Вселенной – Небо, Земля, Человек – в схеме расположения главных сооружений храма Неба (иероглиф «царь»). Буддизм 9учение о карме и накоплении заслуг0 и его совпадение с традициями конфуцианства и даосизма в Древнем Китае. Высказывания из «Вималакирдинирдеша-сутры».

  5. Аграрная и цветовая символика храма Неба. Эмоционально-художественое созерцание «Зал Молений об урожае». Отражение назначения храма неба и его космологической символики в цветовой гамме сооружений. Выполнение задания № 28 в рабочей тетради.

  6. Созерцательно-философский финал: стихотворение Чжу Си «Вдохновение».



Методы обучения:

  1. Эмоционально-образное погружение;

  2. Комплексное воздействие искусств;

  3. Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;

  4. Создание ситуаций творческого поиска;

  5. Анализ художественных впечатлений.

Формы обучения: сочетание коллективной и индивидуальной учебно-познавательной, поисково-исследовательской и творческой деятельности.

Сценарий урока.

Художественно-педагогическая мизансцена.

Расположение парт напоминает китайский иероглиф «царь». Три группы учащихся, образуемые такой посадкой, называются «Земля», «Человек», «Небо». В ходе урока работа идет и фронтально, и индивидуально, и в группах, для чего некоторым детям, входящим в крайние группы, на время совместной деятельности надо развернуться лицом к остальным участникам. На доске – экран. Пере ним – проектор. Стол учителя сдвинут влево, на нем – музыкальный центр и методические материалы (рис.19).

1.Космогонический миф о гиганте Пань-гу.

Звучит китайская музыка (по выбору учителя). Учитель разворачивает свиток (бумажный или шелковый) с мифом о Пань-гу и выразительно излагает его ( текст мифа – в учебнике. С.193).

Учитель:

Основу китайской культуры составляет идея гармонии двух полярных начал: мужского небесного ян и женского земного инь.

Учащиеся отвечают на вопросы, размышляют, пользуясь текстом мифа (с.193).

Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника (с.192).

  • Найдите подтверждение этой идеи в мифе о космическом гиганте Пань-гу.

  • Какое эмоциональное впечатление произвел на вас миф?

  • Какие мысли, ассоциации, сопоставления у вас возникли?

Учитель: познакомьтесь с периодизацией китайской культуры. Обратите внимание на устойчивость императорских династий, приверженность китайцев традициям, сохранявшимся веками. Такой консерватизм позволял им ощущать спокойствие и величие Вселенной.



2.Храм Неба – воплощение идеи Гармонии между Небом и Землей.

Учитель: грандиозным воплощением идеи Гармонии между Небом и Землей в архитектуре является храм Неба в Пекине, сооруженный в 15-16 веках.

Приглушенным фоном звучит китайская музыка. На экране – храм Неба (СД).

Учащиеся работают со схемой-планом храма Неба (илл.132, с.194) и с копией схемы для нанесения необходимых знаков, пометок.

Один из учащихся выразительно читает фрагмент текста учебника (предпоследний абзац на с.193).

Учитель выразительно читает текст учебника (с.193): «Храм Неба был задуман как место жертвоприношений Небу – подателю урожая, зависящего не только от качества земли, но и от движения солнца, луны, дождя. Китайский император, будучи «сыном Неба», управляя страной по «мандату Неба», обязан был ежегодно подтверждать законность власти обеспечением богатого урожая. Об этом он просил Небо дважды в году: в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и под Новый год по лунному календарю (в январе –феврале)


Учитель: по китайской традиции, дворец и храм не просто здание, а целый комплекс павильонов, алтарей, садов, расположенных по оси юг-север и обнесенных стеной.

  • Отметьте на схеме ось юг-север, напишите значение этих сторон света, существующее в китайской космологии.

  • Сделайте подписи к сооружениям храма Неба.



Познавательно-творческое задание «Китайская космологическая символика»

Учитель поясняет, каким образом на уроке будет организована работа в 3 группах, но пока не открывает названия этих групп. Учащиеся получают карты китайской космологической символики (приложение 1) и тексты приложений 2.знакомясь с текстами, дети заносят знаки, символы, рисунки на свои карты. После выполнения задания группы кратко обмениваются результатами, впечатлениями.

Учитель демонстрирует иллюстрации (СД). На экране возникают: Зал Молений об Урожае, Зал Небесного Свода, Алтарь Неба.

Фоном звучит музыка.

Выразительное чтение (или художественное слово учителя): «Сооружения храма огорожены стенами, прямоугольными или круглыми, и либо подняты на высокие беломраморные платформы, как Зал Молений об Урожае и Зал Небесного Свода, либо сами являются платформой, как Алтарь Неба. Издали платформы с невысокими балюстрадами, украшенными по окружности мраморными столбиками с рельефами дракона – владыки небесных вод и феникса – стихии огня, кажутся воздушными белыми облаками, возникшими от взаимодействия влаги и жары» (учебник, с.193-194).



Учитель: пользуясь схемой-планом храма Неба, выполните задания в группах.

1 группа. Найдите символику мужского небесного начала (число 3, форма круга), воплощенную в архитектурных особенностях храма.

2 группа. Подумайте, что символизирует широкая, вымощенная каменными плитами дорога, соединяющая все постройки храма Неба.

3 группа. Найдите символику земного женского начала (число 4, форма прямоугольника), воплощенную в архитектурных особенностях храма.

После обсуждения в группе воспользуйтесь материалами учебника на с.193-194 и сравните свои выводы с прочитанным текстом.

(Участники групп знакомят всех с итогами работы, представляют результаты совместного обсуждения, демонстрируют схему, иллюстрации (СД).

3. Жертвоприношение Небу.

Учитель: по древнекитайским представлениям, вечный и бесконечный Дао дает импульс действию активного ян и желанной Гармонии Неба и Земли. Дао – первоначально всех вещей, универсальное лоно, откуда выходит Вселенная и все, что ее составляет. Основоположник даосизма Лаоцзы, живший в 6-5 веке до н.э. называет Дао всеобщим управителем, путем к Гармонии.

Познавательно-творческое задание «Мудрость Древнего Китая».

Учащиеся каждой группы получают по 1-2 текста Лаоцзы или «Чжуанцзы» (приложение 3). Знакомятся с ними, обсуждают, кратко обмениваются впечатлениями.

Учитель:

Ребята, познакомьтесь в группах с отрывками из «Книги Пути и Благодати» («Даодэцзин») Лаоцзы и притчей из другой доской книги, «Чжуанцзы». Обсудите смысл прочитанного, поделитесь своими размышлениями



Другой вариант этого задания: предложить ребятам продолжить рассказ-притчу «Чжуанцзы» (приложение 4), предварительно прочитав ее начало. Работа также может быть организована по группам. Полученные варианты озвучиваются.

Эмоционально-образное погружение в атмосферу ритуала.

Учитель зажигает ароматные палочки (на непродолжительное время). Звучит музыка. На экране возникают иллюстрации: Алтарь Неба (СД), драконы и фениксы Алтаря Неба (учебник, илл.133, с.195), верхняя платформа Алтаря Неба (учебник, илл.134, с.196), Зал Небесного Свода (СД).

Выразительное чтение (или художественнон слово учителя): «Жертвоприношения Небу устраивались ежегодно в день зимнего солнцеворота на Алтаре Неба. Благостно-таинственную атмосферу создавали факелы, горящие на высоких шестах, ароматные клубы дыма, тянущиеся из бронзовых курильниц, мелодичные звуки флейты, цитры, семисена. Поднявшись на последнюю платформу, словно на небесное облако, император давал отчет Небу об управлении страной, приносил жертвенные дары, а затем на земле прокладывал первую символическую борозду» (учебник, с.195).

«Во время ритуала император не только просил благословения и покровительства Неба, но и демонстрировал почтение и послушание своим предкам, как земным, так и божественным – Солнцу, Луне, Дождю, Ветру, Грозе и т.д. он поклонялся им в Зале Небесного Свода, где до сих пор хранятся деревянные таблички, в которых якобы обитает часть их души» (ученик, с.196-197).

Учитель:

Ребята, прочитайте в тексте учебника (с.195-196) о том, как обыгрываются в архитектуре Алтаря Неба сакральные числа, и занесите эту информацию в свою схему храма Неба и карту китайской космологической символики.



4. «Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао».

Учитель: Подобно порядку, который установило Небо между Солнцем, Луной и остальными светилами, в Древнем Китае был разработан порядок отношений между людьми. Его разработал мудрец, философ и мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н.э.), учение которого получило название конфуцианство.

Основу отношений между людьми по учению Конфуция составляет правило подчинения низших высшим: императора – Небу, чиновников – императору, сына – отцу, младших – старшим, жены – мужу.

Творческое задание «Мудрость Конфуция»

Учащиеся каждой группы получают по 2 высказывания Конфуция из книги «Суждения и беседы» («Луньюй») (приложение 5). Знакомятся с ними, распределяют между собой роли, озвучивают тексты по ролям, кратко обмениваются впечатлениями и размышлениями.

Учитель: согласно учению Конфуция, «сын Неба» воплощает собой великую триаду Вселенной – Небо, Землю, Человека. А любовь даосов зашифровывать ключевые понятия в отвлеченных схемах и рисунках нашла воплощение в схеме расположения главных сооружений храма Неба.

Учитель демонстрирует иллюстрации (СД).

На экране возникает храм Неба (общий вид), храм Неба (схема).

Учащиеся также могут использовать схему храма Неба (учебник, илл.132, с.194).

Фоном звучит музыка.

Учитель подходит поочередно к каждой группе и вручает таблички с названиями «Земля», «Человек», «Небо».

Учитель демонстрирует иллюстрации (СД): галерея в саду, камни-«звезды».

Фоном звучит музыка.

Учитель:

представьте общий план всего комплекса сооружений. Вы видите 3 воображаемые горизонтальные линии, на месте которых располагаются Алтарь Неба, Зал Небесного Свода и Зал Молений об Урожае? Эти 3 линии соединяет вертикаль дороги.

Попробуйте в воздухе перед собой нарисовать эти линии… Что у вас получилось? Получается иероглиф «царь» (его изображение дети могут нарисовать, см.с.197 учебника).

Обратите внимание на схему посадки ваших групп. Она тоже отдаленно напоминает этот иероглиф, а названия групп соответствуют великой триаде Вселенной и в классе расположены как бы «снизу вверх», с севера на юг.

Учитель:

Благодаря удивительной адаптации к конфуцианству и даосизму в Китае в 6 веке получил широкое распространение буддизм. Учение о карме и накопление заслуг в буддизме совпало с конфуцианским культом предков, а в буддийской монашеской общине даосы смогли удовлетворить свою тягу к отшельничеству.



Учащиеся (по одному из каждой группы) читают высказывания из «Вималакирдинирдеша-сутры» (приложение 6).

Остальные созерцают иллюстрации на экране, размышляют, кратко обмениваются впечатлениями.

5. Аграрная и цветовая символика храма Неба

Эмоционально-художественное созерцание «Зал Молений об Урожае»

Учитель демонстрирует иллюстрации: дорога к Залу Молений об Урожае (СД), Зал Молений об уроже (изображения в разных ракурсах) (учебник, илл.76 на цв.вклейке), интерьер Зала Молений об Уроже (учебник, илл.74 на цв.вкл.); дракон, играющий с жемчужиной (учебник, илл.75 на цв.вкл.).

Фоном звучит музыка.

Учащиеся рассматривают, созерцают изображения.

Учащиеся раскрашивают фрагменты схемы-плана.

Учащиеся выполняют задание, советуются с участниками своей группы, обсуждают варианты.

Учитель демонстрирует иллюстрации (СД): беседка Тысячи Цветов, павильоны-близнецы, галерея в саду.

Фоном звучит музыка.


Участник группы «Небо»:

«В канун Нового года император возносил молитвы Небу о ниспослании обильного урожая в Зале Молений об Урожае – массивной ротонде, поблескивающей ярко-красным лаком и синей глазурью черепиц» (учебник, с.198).

Участник группы «Земля»:

«Организация внутреннего пространства Зала Молений об Урожае подчинена символике, связанной с аграрным циклом. Сводчатый потолок, символизирующий Небо, поддерживают 3 ряда колонн по числу ярусов крыши. Четыре центральные колонны соотносятся с временами года» (учебник, с.198).

Участник группы «Человек»:

«Внутренняя колоннада соответствует 12 месяцам года, внешняя – 12 сдвоенным часам китайских суток. Их общее число символизирует 28 «домиков» наиболее важных звезд на звездной карте Неба» (ученик, с.198).

Участник группы «Небо»:

«Золотые драконы на потолочных перекладинах и кронштейнах обозначают небесную водную стихию. В центре купола дракон, играющий жемчужиной, символизирует оплодотворяющую силу Неба, соединяющегося с Землей посредством дождя» (учебник, с.198-199).

Учитель:

Большую роль в храме Неба играет цветовая гамма, отражающая назначение храма и его космическую символику. Прочитайте об этом на с.199 учебника и с помощью цветных карандашей внесите цвет в вашу схему-план.

Выполните задание №28 в рабочей тетради (с.38).



Учитель читает стихотворение.

Чжу Си

Вдохновение

Слышал я: некогда Баосиши положил

Творчеству и Исполнению первоначало.

Действие Творчества вторит могуществу Неба.

А исполнение знаки Земли сочетало.

В Высях узрел он начального хаоса круг.

В миге едином умчался на тысячи ли

В долях заметил он форм неподвижный покой,

Древность хранится в податливой толще земли.

Смысл этих образов, стойких вовеки, поняв,

Внидем в ворота добра в единении с ним.

Пусть никогда не иссякнет усердие в этом.

И в преклонении мысли свои укрепим!

Приложение 1.

Красный феникс

Белый тигр



«Сын Неба»



«жёлтый император»



Синий дракон

Чёрная черепаха

Ли:

  1. Китайская мера длины;

  2. В китайской философии: «абсолютные истины» на пути к абсолютному совершенству.

Приложение 2.

Китайская космологическая символика

Высокая стена ограды храма Неба в Пекине, украшенная по верху глазурованной черепицей, имеет прямоугольную форму, связанную с мифологическими представлениями китайцев о модели Вселенной. У каждой стороны здания, соответствовавшей определенной стороне света, был свой охранитель – Синий дракон, Белый тигр, Красный феникс, Черная черепаха.

Синий дракон и Белый тигр, будучи созвездиями, появлялись на небе соответственно в марте и октябре. Синего дракона стали отождествлять с весной и востоком и воспринимать как мифологическое воплощение мужского начала ян. Белого тигра соотносили с осенью и западом и считали воплощением женского начала инь. Красный феникс ассоциировался с солнцем, летом, югом, расположенным в китайской космологии сверху, поэтому являлся воплощением небесного мужского начала ян, а Черная черепаха – с водой, зимой, севером и воплощала земное женское начало инь. Центром управлял верховный небесный правитель Хуан-ди – «желтый император», «сын Неба». Он не только повелевал своим народом, но и был наделен божественной властью и объединял Небо, Землю и человечество.

Вместе с тем дракон символизировал воду, феникс – огонь, а взаимодействуя, они образовывали пар, напоминающий белоснежные небесные облака, что и определило форму Алтаря Неба и платформ, на которых возведены залы Небесного Свода и Молений об Урожае.

Приложение 3.

Отрывки из философских книг Древнего Китая.

Полный сосуд труднее удержать в руках, чем пустой. Лезвие, заточенное слишком остро, служит недолго. Хоромы, полные золота и яшмы, никто не устережет. Похваляясь богатством и знатностью, накличешь на себя беду. Добившись успеха, следует отступить – таков путь Неба.

***

Великое совершенство похоже на изъян. Великая полнота похожа на ущерб. Великое мастерство похоже на неумение. Движение побеждает холод. Покой побеждает жару. Тишина и покой – основа Поднебесной.

***

Умелый полководец не драчлив. Тот, кто умеет сражаться, не дает волю ярости. Тот, кто умеет побеждать врага, не вступает с ним в схватку. Тот, кто умеет использовать других, ставит себя ниже их. Это называется добродетелью, избегающей борьбы. Это называется следовать Небу и древнему началу.

(Лаоцзы. «Книга Пути и Благодати» («Даодэцзин»)

Лаоцзы удил рыбу в реке Пушуй.и вот от чуского князя явились к нему два знатных мужа и сказали:

- Государь пожелал обременить вас службой в своем царстве!

Не выпуская из рук удочки и даже не обернувшись, Лаоцзы ответил им так:

- Слыхал я, что есть у вас в Чу священная черепаха: уж три тысячи лет как издохла, а цари берегут ее останки в храме предков, в ларце, под покрывалом. Так что де лучше для черепахи: издохнуть и удостоиться почестей? Или жить, волоча хвост по грязи?

- Лучше жить, волоча хвост по грязи, - ответили сановники.

- Тогда ступайте прочь, - сказал Лаоцзы. – Я тоже предпочитаю волочить хвост по грязи. («Чжуанцзы»)

Приложение 4.

Притча из книги «Чжуанцзы»

Одноногое Чудище позавидовало Многоножке, многоножка позавидовала Змее, Змея позавидовала Ветру, Ветер позавидовал Глазу, Глаз позавидовал Сердцу.

И Чудище сказало Многоножке:

- Я скачу на одной ноге, а за тобой не поспеваю. Ты же управляешься с десятком тысяч ног – и как только в них не запутаешься?

- Еще чего! – сказала Многоножка. – Ты что, не видело, как плюются? Брызгами, крупными, как жемчуг, и мелкими, как туман, и счета нет – но все, смешавшись, падает на землю. Вот и я двигаюсь с помощью своего естественного устройства, а почему так получается – не знаю.

И Многоножка сказала Змее:

- Сколько у меня ног, а не могу догнать тебя, безногую. Почему бы это?

- Мною движет естественное устройство, - ответила Змея. – Разве можно его изменить? Да и что бы я стала делать с ногами?

И Змея сказала Ветру:

- Я шевелю позвонками и ребрами – и передвигаюсь, как если бы у меня были ноги. Ты же с ревом взмываешь над Северным морем и с ревом бушуешь над Южным – а тебя вроде бы и нет как же это у тебя получается?

- Да, это так, - ответил Ветер. – Я же с ревом взмываю над Северным морем и с ревом бушую над Южным. Но ткни меня пальцем – и меня одолеешь, наступи на меня – и меня победишь. И все же только я один могу валить огромные деревья и сокрушать большие здания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок на тему: "Взаимодействие инь и ян - основа китайской культуры".

Автор: Курбатова Галина Николаевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация к педагогическому совету на тему: "Педагогическая этика в работе с учащимися"."
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiiakpiedaghoghichieskomusovietunatiemupiedaghoghichieskaiaetikavrabotiesuchashchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "296471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456028305"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства