kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок искусства "Порядок и хаос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

1.      Формирование собственных взглядов на порядок и хаос в жизни и в искусстве.

2.      Развитие  умений  анализа  модернистских течений в искусстве 20 века на примере кубизма, развитие  критического  мышления.

3.      Воспитание  эстетического отношения к действительности.

 Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания).

Ход урока.

Учитель: - Здравствуйте, садитесь!

В начале урока я предлагаю послушать музыку. Представьте, что вы пришли в театр, проходите между рядами, чтобы занять свое место, а из оркестровой ямы слышите такие звуки:

(слушаем беспорядочные звуки настраиваемых музыкальных инструментов)

Немного позже перед началом спектакля вы слышите уже другие звуки, например, такие:(слушаем классическую музыку)

Чтобы решить, о каких понятиях пойдет речь сегодня на уроке, необходимо выяснить: в чем разница первого и второго музыкального отрывка.

Предполагаемые ответы: во втором отрывке музыкальные инструменты звучат в унисон, а в первом - беспорядочно.

Выходим на понятия «хаос» и «порядок».

Учитель: Правильно, речь сегодня пойдет о порядке и хаосе в искусстве, но для начала давайте попробуем дать определения этим понятиям. У вас на столе, а также у меня на доске находятся различные геометрические фигуры. Как они разложены?

Предполагаемые ответы: хаотично!

Учитель: Я предлагаю вам разложить их по порядку.

(Затем желающих вызываю к доске и предлагаю сделать то же самое.)

Учитель:  Обратите внимание, что вариант хаоса – один, а вариантов порядка – несколько. Какие:

  1. По цвету;

  2. По форме (вращения и многогранники);

  3. По форме (выпуклые и вогнутые);

Учитель: Давайте определим, что такое «хаос»?

Предполагаемые ответы: Беспорядок или отсутствие порядка.

Учитель: А что такое «порядок»?

Предполагаемые ответы: Выделение каких-либо признаков предмета или явления и  деление их на группы относительно данных признаков.

Учитель:Чтобы более четко определить для себя понятия, давайте рассмотрим картину (смотрим произведение П.Пикассо «Герника»).

Может быть, кто-то может назвать произведение и автора?

Предполагаемые ответы: Картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника».

Учитель: На ваш взгляд, это порядок или хаос?

 Предполагаемые ответы: Хаос!

 Учитель: Чтобы понять, что изображено на картине, вначале давайте определим, к какому течению в искусстве принадлежит это произведение, т.е. выделим признаки течения, которое называется…  (кубизм)

Задание 1. Перед вами лежат 2 листочка. На одном напечатан текст о кубизме (приложение 1), на другом находится таблица (приложение 2), которую вам необходимо заполнить в результате урока. Внимательно прочитайте вопросы таблицы, затем, читая текст, выделяйте карандашом и делайте пометки на полях текста цифрами, соответственно вопросам таблицы. Выражения в таблице должны быть краткими, емкими и лаконичными. На эту работу дается 10 минут. Текст читаем самостоятельно. Таблицу заполняем в парах, помогая друг другу составить необходимую фразу. Затем самые быстрые и активные помогут мне заполнить таблицу на доске (Задание 2).

(Учащиеся выполняют 1-е задание самостоятельно.

Приложение 1

Кубизм - это модернистское течение в изобразительном искусстве зародившееся в 1-й четверти XX века...

 Затем, с помощью учащихся, учитель заполняет таблицу на доске).

(Приложение 2)

Предпосылки возникновения

...

Когда возникло течение?

Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы".

Когда и кто

дал название течению?

Термин «кубизм» впервые употребил в 1908 франц. критик Л. Восель

Основные представители

Поль Сезанн, Жорж Брак,  Пабло Пикассо

Основные этапы и их характеристика

«сезанновский»:

мощные гранёные объёмы раскладываются на поверхности холста,

"аналитический":

предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга.

"синтетический":

Интерес к фактурным эффектам -- наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте

Произведения

П.Пикассо «Натюрморт», «Авиньонские девицы»

П.Сезанн «Горы в Провансе», «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю»

Хуан Грис «Портрет П.Пикассо»

Время окончания кубизма как течения

1914г – начало 1-ой мировой войны

Учитель: Обратите внимание, что не все графы таблицы мы смогли заполнить с помощью текста. Мы, надеюсь, сможем их заполнить в итоге нашего урока. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания

Задание 3: перед вами находится список событий, произошедших на рубеже 19-20 веков (приложение 3). Вам надо выбрать одно, которое, на ваш взгляд, повлияло на творчество художников, ушедших от реалистичного изображения предметного мира, и положило начало течению в искусстве – кубизму.

(Приложение 3)

Список событий, произошедших на рубеже 19-20вв:

  • Изобретение лампочкии граммофона.

  • Французская буржуазная революция.

  • Творчество художников-импрессионистов.

  • Кризис общества перед Первой мировой войной.

  • Изобретение фотографии и кино.
  • Увлечение африканской культурой.

(Мнения учащихся разделяются: одни говорят, что развитие науки и техники повлияло на появление кубизма, а другие утверждают, что кризис в обществе перед началом 1-ой мировой войны подтолкнул художников к уходу от натурализма и поискам других форм изображения.)

Учитель: Интересен тот факт, что мнения искусствоведов разделились так же, как и ваши. Поэтому пока не будем заполнять эту графу таблицы, возможно, в течение урока мы придем к одному мнению.

Учитель: Давайте еще раз рассмотрим произведение  П.Пикассо  «Герника» и определим: имеет ли эта картина отношение к кубизму.

(Учащиеся высказывают свое мнение по поводу картины).

Учитель: Мы с вами попытались вывести с помощью различных признаков  определенный порядок из хаоса.

Вывод 1: Картина П.Пикассо «Герника» написана художником в кубистической манере.

Учитель: Давайте теперь послушаем сообщение учащегося …о причине  и времени создания художником картины. Послушайте, пожалуйста, внимательно, так как в сообщении скрыто одно несоответствие с нашей таблицей. Вам необходимо его найти.

(Приложение 4)

Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела еще трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина 3,5 м высотой и 7,8 м длиной,  была написана буквально за месяц.

«Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.  «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж Пабло Пикассо вызвали в гестапо. Речь сразу зашла о «Гернике». «Это сделали вы?» — задали мастеру вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали вы». Неизвестно почему фашисты оставили этот ответ без последствий

 

Учитель: (Задание 4) Кто был внимателен? Кто услышал несоответствие текста доклада с таблицей о кубизме?

Предполагаемые ответы: Картина была написана в 1937 году, а кубизм как течение закончился в 1914г. П.Пикассо тоже в это время ушел от кубизма.

Учитель: Правильно! Но, когда в обществе начался кризис, появился хаос, он снова вернулся к кубизму. Возможно, этот факт убеждает нас в том, что все-таки предпосылкой возникновения кубизма явился хаос в обществе, царящий перед первой мировой войной.

 Вывод 2: Предпосылкой возникновения кубизма явился хаос в обществе, царящий перед первой мировой войной.

Учитель: Давайте еще раз посмотрим произведение «Герника» П.Пикассо (Слайд 10), но уже с комментариями. (Учащийся, подготовивший сообщение («гид»), рассказывает о том, что художник изобразил на полотне).

(Приложение 5)

 

(Затем для более полного эмоционального восприятия картины смотрим

фильм «Герника» в 3D» )

Учитель: На самом деле, вы согласитесь, что художник необычайно остро передает своим произведением все ужасы войны, насилия, человеческого страдания и хаоса, творящегося в обществе!

Итог урока:

Учитель: Подводя итоги урока, давайте еще раз ответим на вопросы:

  • Что такое «хаос»?

Предполагаемые ответы:  Беспорядок!

  • Что необходимо сделать, чтобы из хаоса «создать» порядок?

Предполагаемые ответы: Узнать закономерности, выяснить  особенности, раскрыть качества, дать характеристику и разделить по признакам.

  • И всегда ли «хаос» - это отсутствие порядка?

Предполагаемые ответы: Не всегда!

Учитель: Правильно!

Вывод 3: Возможно, «хаос» - это такой порядок, который мы еще не можем осознать!

(Учитель предлагает учащимся заполнить листы самооценки

(Приложение 7) и оценить урок).

Домашнее задание:

Учитель: Домашнее задание на выбор, то есть записываете то, которое вам ближе или хотите найти ответы на вопросы, появившиеся во время урока.

  1. Найти другие произведения П.Пикассо в стиле кубизма и описать одно из них.

  2. Найти современных художников, использующих в своих произведениях творческие методы кубистов.

  3. Нарисовать натюрморт в стиле кубизма

Просмотр содержимого документа
«Урок искусства "Порядок и хаос" »

Цели урока:

1. Формирование собственных взглядов на порядок и хаос в жизни и в искусстве.

2. Развитие умений анализа модернистских течений в искусстве 20 века на примере кубизма, развитие критического мышления.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности.

Оборудование урока

- для учителя:

  • мультимедийная техника, презентация,

  • магнитная доска, магниты,

  • геометрические фигуры из цветной бумаги (приложение 6),

- для учащихся:

    • геометрические фигуры из цветной бумаги (приложение 6),

    • рабочие листы для учащихся (приложения 12,3),

    • лист самооценки (приложение 7).

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания).

План урока.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

в результате урока учащиеся смогут :

  • дать определение понятиям «порядок» и «хаос»;

  • дать определение течению в искусстве - «кубизм»;

  • узнать основные этапы кубизма и выделить основные признаки.

в результате урока учащиеся смогут :

  • анализировать художественные произведения,

  • выбирать стратегии общения,

  • регулировать собственное речевое поведение.


в результате урока учащиеся смогут:

  • сформировать собственное понимание творчества художников-кубистов;

  • сформировать собственное отношение к порядку и хаосу в искусстве и жизни;

  • продолжить развитие способности к самопознанию.

1 этап.

Оргмомент



2 этап. Мотивация

Деятельность учителя

После прослушивания музыкальных отрывков задает вопрос, который позволяет заинтриговать учащихся: «О чем же пойдет речь?»

Деятельность учащихся

выполняют задания

Главное - осознание возникшего интеллектуального интереса, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока «Порядок и хаос».

3 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

- Показывает произведение и задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме;

- Что нужно узнать для решения проблемы?

Деятельность учащихся

- вспоминают нужную информацию,

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты),

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

4 этап.

Целеполагание

и планирование


Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся.

Планирование - определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач

5 этап. «Открытие» нового знания


Деятельность учителя

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы (чтение текста

(приложение 1)

- Формулирует обобщающие вопросы (заполнение таблицы (приложение 2)

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.


Деятельность учащихся

- Работают с разными источниками информации (специальные рабочие листы)

- Работают в парах, над решением учебной задачи.

- Фиксируют в таблице свое «открытие».

- Проводят презентацию результатов работы пары на доске, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

- Выполняют задания учителя

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит:

Организует работу учащихся по анализу произведения с комментариями одного учащегося.

Просмотр видеоклипа «Герника» в 3D»

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

- Выставляет и комментирует отметки.


Деятельность учащихся

- Заполняют самооценочную таблицу (приложение 5).

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть




Ход урока.

Учитель: - Здравствуйте, садитесь!

В начале урока я предлагаю послушать музыку. Представьте, что вы пришли в театр, проходите между рядами, чтобы занять свое место, а из оркестровой ямы слышите такие звуки:

(слушаем беспорядочные звуки настраиваемых музыкальных инструментов)

Немного позже перед началом спектакля вы слышите уже другие звуки, например, такие:(слушаем классическую музыку)

Чтобы решить, о каких понятиях пойдет речь сегодня на уроке, необходимо выяснить: в чем разница первого и второго музыкального отрывка.

Предполагаемые ответы: во втором отрывке музыкальные инструменты звучат в унисон, а в первом - беспорядочно.

Выходим на понятия «хаос» и «порядок».

Учитель: Правильно, речь сегодня пойдет о порядке и хаосе в искусстве, но для начала давайте попробуем дать определения этим понятиям. У вас на столе, а также у меня на доске находятся различные геометрические фигуры. Как они разложены?

Предполагаемые ответы: хаотично!

Учитель: Я предлагаю вам разложить их по порядку.

(Затем желающих вызываю к доске и предлагаю сделать то же самое.)

Учитель: Обратите внимание, что вариант хаоса – один, а вариантов порядка – несколько. Какие:

  1. По цвету;

  2. По форме (вращения и многогранники);

  3. По форме (выпуклые и вогнутые);

  4. Картинка – предлагает учитель.

Учитель: Давайте определим, что такое «хаос»?

Предполагаемые ответы: Беспорядок или отсутствие порядка.

Учитель: А что такое «порядок»?

Предполагаемые ответы: Выделение каких-либо признаков предмета или явления и деление их на группы относительно данных признаков.

Учитель:Чтобы более четко определить для себя понятия, давайте рассмотрим картину (смотрим произведение П.Пикассо «Герника»).

Может быть, кто-то может назвать произведение и автора?

Предполагаемые ответы: Картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника».

Учитель: На ваш взгляд, это порядок или хаос?

Предполагаемые ответы: Хаос!

Учитель: Чтобы понять, что изображено на картине, вначале давайте определим, к какому течению в искусстве принадлежит это произведение, т.е. выделим признаки течения, которое называется… (кубизм)

Задание 1. Перед вами лежат 2 листочка. На одном напечатан текст о кубизме (приложение 1), на другом находится таблица (приложение 2), которую вам необходимо заполнить в результате урока. Внимательно прочитайте вопросы таблицы, затем, читая текст, выделяйте карандашом и делайте пометки на полях текста цифрами, соответственно вопросам таблицы. Выражения в таблице должны быть краткими, емкими и лаконичными. На эту работу дается 10 минут. Текст читаем самостоятельно. Таблицу заполняем в парах, помогая друг другу составить необходимую фразу. Затем самые быстрые и активные помогут мне заполнить таблицу на доске (Задание 2).

(Учащиеся выполняют 1-е задание самостоятельно.

Приложение 1

Кубизм - это модернистское течение в изобразительном искусстве зародившееся в 1-й четверти XX века. Его родоначальниками являлись Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основу концепции кубизма легла “языческая” культура, которая в свое время вызвала к жизни искусство античности, а позднее дала новые ростки в эпоху Возрождения. Она освобождала художественное творчество от салонной легковесности, возвращала его к раскрытию сущности вещей и явлений, делая искусство в соответствии с тенденцией времени инструментом познания. В своих последовательных проявлениях новое течение, условно получившее название “кубизм”, явило зрителям структуры, как бы обнажающие скелеты предметов.

Кубизм знаменовал радикальный поворот от описания внешнего мира к его полному разрушению и перестройке. Предмет разлагался на простые геометрические формы (куб, конус, цилиндр), которые, по мнению кубистов, были призваны обнажать некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы. Другим отличительным свойством кубизма стал отказ от законов перспективы. Предмет определялся не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения.

Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы", необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов.

Слово "кубисты" впервые употребил в 1908 франц. критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса).

Кубизм знаменовал собой решительный разрыв с традициями реалистического искусства. Вместе с тем творчество кубистов носило характер вызова стандартной красивости салонного искусства, туманным иносказаниям символизма, зыбкости живописи позднего импрессионизма. Сводя к минимуму, а зачастую и стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, "первичных" форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907).

В этот «сезанновский» период кубизма (1907--09) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира; мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа; цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объём. В следующей, "аналитической" стадии кубизма (1910 -- 12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга: предметная форма как бы распластывается на холсте.

В последней, "синтетической" стадии (1912--14) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно; появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам -- наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве.

К 1914 кубизм начал уступать место другим течениям, но продолжал влиять не только на французских художников, но и на итальянских футуристов, русских кубофутуристов (К. С. Малевич, В. Е. Татлин), немецких художников "Баухауза" (Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству ("абстрактный кубизм" Р.Делоне), одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера 20 в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) положила конец творчеству многих кубистов. Не будет преувеличением сказать, что после войны, хотя и появлялись отдельные кубистические произведения, кубизм как исторический феномен практически закончился.


Затем, с помощью учащихся, учитель заполняет таблицу на доске).

(Приложение 2)

Предпосылки возникновения



Когда возникло течение?


Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы".

Когда и кто

дал название течению?

Термин «кубизм» впервые употребил в 1908 франц. критик Л. Восель

Основные представители

Поль Сезанн, Жорж Брак, Пабло Пикассо

Основные этапы и их характеристика


«сезанновский»

"аналитический"

"синтетический"

мощные гранёные объёмы раскладываются на поверхности холста,

предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга.

Интерес к фактурным эффектам -- наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте

Произведения


П.Пикассо «Натюрморт», «Авиньонские девицы»

П.Сезанн «Горы в Провансе», «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю»

Хуан Грис «Портрет П.Пикассо»

Время окончания кубизма как течения

1914г – начало 1-ой мировой войны



Учитель: Обратите внимание, что не все графы таблицы мы смогли заполнить с помощью текста. Мы, надеюсь, сможем их заполнить в итоге нашего урока. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания

Задание 3: перед вами находится список событий, произошедших на рубеже 19-20 веков (приложение 3). Вам надо выбрать одно, которое, на ваш взгляд, повлияло на творчество художников, ушедших от реалистичного изображения предметного мира, и положило начало течению в искусстве – кубизму.

(Приложение 3)

Список событий, произошедших на рубеже 19-20вв:

  • Изобретение лампочки и граммофона.

  • Изобретение велосипеда и автомобиля.

  • Французская буржуазная революция.

  • Творчество художников-импрессионистов.

  • Кризис общества перед Первой мировой войной.

  • Изобретение фотографии и кино.

  • Увлечение африканской культурой.

(Мнения учащихся разделяются: одни говорят, что развитие науки и техники повлияло на появление кубизма, а другие утверждают, что кризис в обществе перед началом 1-ой мировой войны подтолкнул художников к уходу от натурализма и поискам других форм изображения.)

Учитель: Интересен тот факт, что мнения искусствоведов разделились так же, как и ваши. Поэтому пока не будем заполнять эту графу таблицы, возможно, в течение урока мы придем к одному мнению.

Учитель: Давайте еще раз рассмотрим произведение П.Пикассо «Герника» и определим: имеет ли эта картина отношение к кубизму.

(Учащиеся высказывают свое мнение по поводу картины).

Учитель: Мы с вами попытались вывести с помощью различных признаков определенный порядок из хаоса.

Вывод 1: Картина П.Пикассо «Герника» написана художником в кубистической манере.

Учитель: Давайте теперь послушаем сообщение учащегося …о причине и времени создания художником картины. Послушайте, пожалуйста, внимательно, так как в сообщении скрыто одно несоответствие с нашей таблицей. Вам необходимо его найти.

(Приложение 4)

Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил налёт на Гернику. На город за три часа было сброшено несколько тысяч бомб; в результате шеститысячный город был уничтожен, около двух тысяч жителей оказались под завалами. После налета Герника горела еще трое суток. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Картина 3,5 м высотой и 7,8 м длиной, была написана буквально за месяц. Первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Создавалось впечатление, что художник уже давно продумал концепцию полотна, и только сейчас воплощал свои идеи в жизнь.

«Герника» представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.

В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж Пабло Пикассо вызвали в гестапо. Речь сразу зашла о «Гернике». «Это сделали вы?» — задали мастеру вопрос о картине. «Нет, — ответил он, — это сделали вы». Неизвестно почему фашисты оставили этот ответ без последствий


Учитель: (Задание 4) Кто был внимателен? Кто услышал несоответствие текста доклада с таблицей о кубизме?

Предполагаемые ответы: Картина была написана в 1937 году, а кубизм как течение закончился в 1914г. П.Пикассо тоже в это время ушел от кубизма.

Учитель: Правильно! Но, когда в обществе начался кризис, появился хаос, он снова вернулся к кубизму. Возможно, этот факт убеждает нас в том, что все-таки предпосылкой возникновения кубизма явился хаос в обществе, царящий перед первой мировой войной.

Вывод 2: Предпосылкой возникновения кубизма явился хаос в обществе, царящий перед первой мировой войной.

Учитель: Давайте еще раз посмотрим произведение «Герника» П.Пикассо (Слайд 10), но уже с комментариями. (Учащийся, подготовивший сообщение («гид»), рассказывает о том, что художник изобразил на полотне).

(Приложение 5)

  • Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей мёртвого ребенка в её руках, стоит бык с широко открытыми глазами.

  • Центральный план занят лошадью, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа.

  • Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.

  • Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади (лампа из камеры пыток).

  • Справа вверху от лошади, античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Её рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую лампу.

  • Непосредственно справа, чуть ниже вплывающей женской фигуры, преисполненная благоговейного страха женщина подалась к центру. Её безучастный взгляд направлен на сверкающую лампочку.

  • Кинжалы, олицетворяющие пронзительный крик, заменяют языки быка, скорбящей женщины, и лошади.

  • За быком, на полке — птица в панике, по-видимому, голубь.

  • На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.

  • Тёмная стена с открытой дверью завершает правый конец фрески.

  • На руках мёртвого солдата видны стигматы (болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей — тех, кто «пострадал как Иисус»).


(Затем для более полного эмоционального восприятия картины смотрим

фильм «Герника» в 3D» )

Учитель: На самом деле, вы согласитесь, что художник необычайно остро передает своим произведением все ужасы войны, насилия, человеческого страдания и хаоса, творящегося в обществе!

Итог урока:

Учитель: Подводя итоги урока, давайте еще раз ответим на вопросы:

  • Что такое «хаос»?

Предполагаемые ответы: Беспорядок!

  • Что необходимо сделать, чтобы из хаоса «создать» порядок?

Предполагаемые ответы: Узнать закономерности, выяснить особенности, раскрыть качества, дать характеристику и разделить по признакам.

  • И всегда ли «хаос» - это отсутствие порядка?

Предполагаемые ответы: Не всегда!

Учитель: Правильно!

Вывод 3: Возможно, «хаос» - это такой порядок, который мы еще не можем осознать!

(Учитель предлагает учащимся заполнить листы самооценки

(Приложение 7) и оценить урок).

Приложение 7

Лист самооценки

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленные вопросы


2

заполнял таблицу


3

работал у доски


4

формулировал аргументы


5

выступал публично


6

участвовал в обсуждении


Шкала оценки:

от 0 - 3 баллов – «3»;

от 4 до 5 баллов – «4»

6 и более баллов – «5»

Домашнее задание:

Учитель: Домашнее задание на выбор, то есть записываете то, которое вам ближе или хотите найти ответы на вопросы, появившиеся во время урока.

  1. Найти другие произведения П.Пикассо в стиле кубизма и описать одно из них.

  2. Найти современных художников, использующих в своих произведениях творческие методы кубистов.

  3. Найти произведения скульптуры в стиле кубизма.

  4. Узнать о кубизме в литературе. Если есть, то найти произведение и автора.

  5. Узнать о кубизме в музыке. Если есть, то записать произведения и узнать авторов.

  6. Нарисовать натюрморт в стиле кубизма.


Литература.

  1. Гомбрих Э., История искусства. - М., 1995.

  2. Дмитриева Н., Пикассо. М., 1971 г.

  3. Крючкова В., Кубизм. Орфизм. Пуризм. — М.: ОЛМА-Пресс. — 2000.

  4. Лифшиц М., Рейнгардт Э., От кубизма к абстракции

  5. Мириманов В., У истоков кубизма. М., 1980 г.

  6. Платонов Н., Синюков В., Энциклопедический словарь.

  7. Шевалье Д., Пикассо. Голубой и розовый периоды. М., 1986 г.

Ссылки.

http://www.bestreferat.ru/referat-39885.html-

http://catalunya.ru/tutorials/article/351-pablo-pikasso-reformator-iskusstva-xx-veka/-

http://otherreferats.allbest.ru/culture/00050113_0.html-

http://www.art-drawing.ru/destinations-and-styles/1831-cubism-

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%E1%E8%E7%EC-

http://yandex.ru/video/search?filmId=ybnbhTvohSY&text=%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%203%20%D0%94- видео «Герника» в 3D»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок искусства "Порядок и хаос"

Автор: Проваленова Ольга Анатольевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок истории в 5 классе "Космос древних греков" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-istorii-v-5-klassie-kosmos-drievnikh-ghriekov"
    ["file_id"] => string(6) "113259"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409677980"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок " Красочность музыкальной гармонии ""
    ["seo_title"] => string(34) "urokkrasochnostmuzykalnoigharmonii"
    ["file_id"] => string(6) "309177"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458749555"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Подросток и правонарушения"
    ["seo_title"] => string(27) "podrostokipravonarushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "313055"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459429938"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) ""Красочность музыкальной гармонии""
    ["seo_title"] => string(30) "krasochnostmuzykalnoigharmonii"
    ["file_id"] => string(6) "268529"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450634940"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства