Разработка бинарного урока по самопознанию и литературе "Всё начинается с любви" в 9 классе Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения. Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбия, показать богатство, полноту и красоту человеческих чувств в лирике Пушкина; на примере поэзии Пушкина показать учащимся красоту человеческих отношений: развивать чувство любви к окружающему миру; умения сравнивать, доказывать свою точку зрения по проблеме; учить выражать свои чувства; формировать коммуникативные навыки (умение работать в группе); создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки; воспитывать эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные качества. Ход урока Круг радости: (слайд №2) Учитель самопознания. Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны). Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки). Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки). Приветствие учителей. 3 . Психологический настрой. Подготовка к введению понятия. Учитель самопознания: Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо. Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: “Учитель, помоги мне, пусть у меня все получится”. Почувствуйте тепло руки и сердца. Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза. Садимся и начинаем работать. Учитель лит-ры: Чтобы определить тему сегодняшнего урока, обратите внимание на стих-ние Р.Рождественского, в котором пропущено одно главное ключевое слово. Как вы думаете, какое? (ЛЮБОВЬ) (слайд №3) На экране появляются строки из стихотворения с пропущенными словами, дети пробуют узнать это слово и выходят на тему урока «Всё начинается с любви» 5. Учителя читают стих-ие полностью. (слайды №4-5) Все начинается с любви... Твердят: "Вначале было слово..." А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!..
Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка - все начинается с любви.
Все начинается с любви, С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть - родная и вечная сестра любви.
Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг - все начинается с любви...
Весна шепнет тебе: "Живи..." И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви! Актуализация жизненного опыта . II Операционный этап. Учитель самопознания: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о теме вечной, пронизывающей пространство и время. Любовь… Что такое любовь?.. На этот вопрос пытались ответить люди на протяжении тысяч и тысяч лет. Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. (слайд № 6-цели урока) 1.Работа в группах. Необходимо в группах составить кластер по заданной проблеме.(слайд №7) 1). Работа в группах: кого и что можно любить? Ответ на предложенный вопрос изобразите в схеме или с помощью рисунка. 2)Работа с ассоциациями. Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим слово “Любовь”? 3) Работа с понятием “Любовь”. Какие эпитеты характеризуют это чувство? Дети читают эпитеты - понятия по цепочке. 2.Прослушиваются ответы от групп, другие дети могут дополнить. Учитель самопознания. Итог: Любовь – большое теплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной. Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир. Учитель лит-ры: На каких уроках вы встречались с понятием и проявлением чувства любви? В каких ранее изученных вами произведениях мы с вами с этим чувством знакомились? (слайд №8) Дети перечисляют произведения о любви. Литература. Учитель литры: Какому русскому поэту 19 века принадлежит известное стих-ние «Я помню чудное мгновенье»? Читая стихи А.С. Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, мир безумных волнений и чувств. Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. (слайд №9) Какие же точные и яркие слова умел найти Пушкин, чтобы передать в строчках стихов мир своих ощущений, чувств и переживаний? Давайте на примере краткого анализа 3х стих-й попытаемся увидеть, как этот поэт описывал внутреннее душевное состояние влюблённого человека. Работа в группах. Анализ стих-й. (слайд №11) 1группа – «Явас любил» Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. 2 группа - «На холмах Грузии лежит ночная мгла» На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. 3 группа – отрывок из стих-ния «Признание» Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю!... Задания для групп: Найти в тексте ключевые слова, описывающие любовь лирического героя. Какая она? Каким настроением проникнуто стих-ие? Чем оно вас, может быть, удивило? Что осталось непонятным? Выступления групп с прочтением текста. Учитель лит-ры: Для А.С. Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека. Но при этом она у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…» Мы прочитали с вами стихи-признания в любви. А как можно признаться в чувствах, если боишься это сказать в глаза? (написать письмо) Вспомните, в каком изученном нами произведении главная героиня призналась в любви через письмо? (роман «Евгений Онегин») Давайте послушаем диалог Татьяны и Онегина в сокращённом варианте. Диалог-переписка Татьяны и Онегина (инсценировка). (слайды № 12-13) 1.Татьяна Я к вам пишу. Чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. 1.Онегин Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. 2.Татьяна Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался 2.Онегин Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я... 3.Татьяна Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в высшем суждено совете... То воля неба: я твоя. 3.Онегин Да, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! 4.Татьяна Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю 4.Онегин Да, так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Учитель лит-ры: Основная роль писем – это раскрытие внутреннего мира персонажей. Без откровенной и проникновенной исповеди Татьяны трудно представить себе этот женственный и лирический образ. А письмо Онегина открывает его отношение к миру больше, чем весь текст романа. Оба письма построены как признание в любви. Оба героя любят друг друга. Казалось бы, что ещё нужно для счастья двух любящих самозабвенно людей? Но вспомните последние слова Татьяны: (слайды № 14-15) Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Значит, есть что-то сильнее, чем любовь? Давайте попробуем рассмотреть поступок Татьяны с разных сторон. Дискуссионная карта (проверка Д/З) (слайд № 16) Правильно ли поступила Татьяна, отвергнув любовь Онегина? ДА НЕТ От каждой группы выходят по 2 человека и зачитывают аргументы в пользу «ДА» и «НЕТ». ? Какая точка зрения, на ваш взгляд, была более убедительной? (Мнения уч-хся) Учитель лит-ры: Да, много споров и разногласий возникает до сих пор у читателей пушкинского романа. Прошло более 200 лет со дня рождения поэта, а его великие творения находят все новых поклонников, помогают понять себя. (слайд № 17) Творенье может пережить творца : Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца. Подведение итогов. (самими уч-ся) На примере анализа пушкинских строк мы ещё раз убедились в том, что Любовь – это и счастье, и страдание, и радость, и боль. 4. Самопознание. (слайд № 18) 1) минута тишины, прослушивание романса, расслабьтесь, можно прикрыть глаза. Учитель самопознания: Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки, потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 сек). Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 сек.) Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности. Откройте глаза. 2) Цитата дня (слайд № 19) Учитель самопознания: О любви существует множество высказываний. К нашему уроку в качестве цитаты дня мы взяли слова Лейбница: “Любить – это находить в счастье другого, своё собственное счастье”. (слайд №20) Как сделать счастливым того человека, кого любишь? На какие поступки, неординарные действия способны влюблённые люди? Вот о таком случае любви я вам хотела бы рассказать. (Звучит 1-й куплет песни “Миллион алых роз…”) 3) История из жизни. (слайды № 21-22) Эта песня не случайно здесь прозвучала. Мало кто из вас знает, что она основана на реальном факте. Я приглашаю вас в Грузию XIX-XX веков, где жил-был художник один. Перед вами портрет художника. Имя этого художника – Нико Пиросмани или Пиросманишвили. Маляр и ремесленник, не получивший никакого образования, но от природы обладавший чувством прекрасного, испытав в жизни обнищание и бродяжничество, он зарабатывал на скудное пропитание рисованием картин, вывесок постоялых дворов и кабаков. Он, заработав немного денег на продаже картин, все их потратил на то, чтобы сделать праздник своей любимой – актрисе Маргарите: подарил ей, согласно легенде, миллион алых роз. Посмотрите на картину “Актриса Маргарита”, на которой Нико Пиросмани изобразил свою возлюбленную. Сколько любви вложил он в это произведение. И несмотря на то, что любовь не получилась - “в ночь её поезд увёз” - но она принесла им обоим редкие, незабываемые минуты счастья. Ни одна женщина не забудет “песню безумную роз”. И мы, слушая эту песню и глядя на картину Пиросмани, верим в эту любовь-самопожертвование. Итог: Что ж, любовь может быть и безответной, но чем станет для него эта любовь: злостью и упрёками, проклятиями в адрес предмета своей любви, или тихой прекрасной песней, страстным пожеланием счастья своей возлюбленной – пусть и не с ним? III Рефлексия. 1).Задание в группах : составить синквейн по теме «любовь» (слайд №23) Прослушивание ответов - от группы по одному. 2) От сердца к сердцу. (слайд №24) – А сейчас попробуйте дать краткое определение: “Любовь – это…” (Отвечают) Я понял, что любовь…. (Ответ записывается учащимися на сердечках и монтируется на большое сердце) 3). Домашнее задание. Придите домой, начните с самого дорогого вам человека, и очень внимательно посмотрите на свою маму, бабушку, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца. Домашнее задание: Сочинение на тему: (слайд №25) 1.«История великой любви, которая произвела на меня наибольшее впечатление». 2. «Моё любимое стихотворение о любви. Как я его понимаю». 3. «Моё любимое произведение искусства о любви». Итог урока. Слово учителям: (слайд № 26) Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нём творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков, быть добрым. Любовь обостряет в человеке чувство ответственности за свои действия и поступки. Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит. Улыбнитесь друг другу и подарите свою любовь. (слайд № 27) Спасибо за внимание! Помните, что дарить любовь всегда приятнее, чем получать! |