kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок интеграции литературы и самопознания "Все начинается с любви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  интегрированного урока по самопознанию и литературе

"Всё начинается с любви" в 9 классе

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.

Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбия,

·         показать богатство, полноту и красоту человеческих чувств в лирике Пушкина;

·         на примере поэзии Пушкина показать учащимся красоту человеческих отношений:

·         развивать чувство любви к окружающему миру; умения сравнивать, доказывать свою точку зрения по проблеме;

·         учить выражать свои чувства; формировать коммуникативные навыки (умение работать в группе);

·          создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки;

·         воспитывать эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные качества.

Ход урока

I.                   Мотивационный этап.

  II Операционный этап.

1.Работа в группах.  Необходимо в группах составить кластер по заданной проблеме.(слайд №7)

1). Работа в группах: кого и что можно любить?

Ответ на предложенный вопрос изобразите в схеме или с помощью рисунка.

2)Работа с ассоциациями.

Какие ассоциации у вас возникают, когда мы  говорим  слово “Любовь”?

3) Работа с понятием “Любовь”.  Какие  эпитеты характеризуют это чувство?

Дети читают эпитеты - понятия по цепочке.

2.Прослушиваются ответы от групп, другие дети могут дополнить.

3.      Литература.

 Работа в группах. Анализ стих-й. (слайд №11)

1группа – «Явас любил»

2 группа - «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

3 группа – отрывок из стих-ния «Признание»

 Задания для групп: Найти в тексте ключевые слова, описывающие любовь лирического героя. Какая она? Каким настроением  проникнуто стих-ие? Чем оно вас, может быть, удивило? Что осталось непонятным?

Выступления групп с прочтением текста.

Диалог-переписка  Татьяны и Онегина (инсценировка). (слайды № 12-13)

Давайте попробуем рассмотреть поступок Татьяны с разных сторон.

Дискуссионная карта (проверка Д/З) (слайд № 16)

Правильно ли поступила Татьяна, отвергнув  любовь Онегина?

     ДА                                             НЕТ

От каждой группы  выходят по 2 человека и зачитывают аргументы в пользу «ДА» и «НЕТ».

 ? Какая точка зрения, на ваш взгляд, была более убедительной? (Мнения уч-хся)

Подведение итогов.

1) минута тишины, прослушивание романса,  расслабьтесь, можно прикрыть глаза.

2) Цитата дня (слайд № 19)

 “Любить – это находить в счастье другого, своё собственное счастье”.

III Рефлексия.

1).Задание в группах : составить синквейн по теме «любовь» (слайд №23)

Прослушивание ответов - от группы по одному.

2) От сердца к сердцу. (слайд №24)

·        3). Домашнее задание.

Домашнее задание: Сочинение на тему: (слайд №25)

?  1.«История великой любви, которая произвела на меня наибольшее впечатление».

?  2. «Моё любимое стихотворение о любви. Как я его понимаю».

?  3. «Моё любимое произведение искусства о любви».

Итог  урока. 

Помните, что дарить любовь всегда приятнее, чем получать!


 

Просмотр содержимого документа
«Урок интеграции литературы и самопознания "Все начинается с любви"»



Разработка бинарного урока по самопознанию и литературе

"Всё начинается с любви" в 9 классе

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.

Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбия,

  • показать богатство, полноту и красоту человеческих чувств в лирике Пушкина;

  • на примере поэзии Пушкина показать учащимся красоту человеческих отношений:

  • развивать чувство любви к окружающему миру; умения сравнивать, доказывать свою точку зрения по проблеме;

  • учить выражать свои чувства; формировать коммуникативные навыки (умение работать в группе);

  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные качества.

Ход урока

    1. Мотивационный этап.

  1. Круг радости: (слайд №2) Учитель самопознания.

Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).

Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

  1. Приветствие учителей.

3 . Психологический настрой. Подготовка к введению понятия.

Учитель самопознания: Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно “доброе” спасибо.

Пожелайте удачи себе, мысленно скажите: “Учитель, помоги мне, пусть у меня все получится”. Почувствуйте тепло руки и сердца.

Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза. Садимся и начинаем работать.

Учитель лит-ры: Чтобы определить тему сегодняшнего урока, обратите внимание на стих-ние Р.Рождественского, в котором пропущено одно главное ключевое слово. Как вы думаете, какое? (ЛЮБОВЬ) (слайд №3)

На экране появляются строки из стихотворения с пропущенными словами, дети пробуют узнать это слово и выходят на тему урока «Всё начинается с любви»

5. Учителя читают стих-ие полностью. (слайды №4-5)

Все начинается с любви...
Твердят: "Вначале было  слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье, и работа, глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть -
родная и вечная сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска    и подвиг -
все начинается с любви...

Весна шепнет тебе: "Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

Актуализация жизненного опыта . II Операционный этап.

Учитель самопознания: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о теме вечной, пронизывающей пространство и время. Любовь… Что такое любовь?.. На этот вопрос пытались ответить люди на протяжении тысяч и тысяч лет. Давайте попробуем ответить на этот вопрос вместе. (слайд № 6-цели урока)

1.Работа в группах. Необходимо в группах составить кластер по заданной проблеме.(слайд №7)

1). Работа в группах: кого и что можно любить?

Ответ на предложенный вопрос изобразите в схеме или с помощью рисунка.

2)Работа с ассоциациями.

Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим слово “Любовь”?

3) Работа с понятием “Любовь”. Какие эпитеты характеризуют это чувство?

Дети читают эпитеты - понятия по цепочке.

2.Прослушиваются ответы от групп, другие дети могут дополнить.

Учитель самопознания. Итог: Любовь – большое теплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.

Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир.


Учитель лит-ры: На каких уроках вы встречались с понятием и проявлением чувства любви? В каких ранее изученных вами произведениях мы с вами с этим чувством знакомились? (слайд №8)

Дети перечисляют произведения о любви.


  1. Литература.

Учитель литры: Какому русскому поэту 19 века принадлежит известное стих-ние «Я помню чудное мгновенье»? Читая стихи А.С. Пушкина, мы погружаемся в мир прекрасный, таинственный, очаровательный, мир безумных волнений и чувств. Он не писал о любви, сама любовь говорила его стихами. (слайд №9)

Какие же точные и яркие слова умел найти Пушкин, чтобы передать в строчках стихов мир своих ощущений, чувств и переживаний? Давайте на примере краткого анализа 3х стих-й попытаемся увидеть, как этот поэт описывал внутреннее душевное состояние влюблённого человека.

Работа в группах. Анализ стих-й. (слайд №11)

1группа – «Явас любил»

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.


2 группа - «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
       Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
       Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
       Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
       Что не любить оно не может.

3 группа – отрывок из стих-ния «Признание»

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!...
Задания для групп: Найти в тексте ключевые слова, описывающие любовь лирического героя. Какая она? Каким настроением проникнуто стих-ие? Чем оно вас, может быть, удивило? Что осталось непонятным?

Выступления групп с прочтением текста.

Учитель лит-ры: Для А.С. Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека.

Но при этом она у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

Мы прочитали с вами стихи-признания в любви. А как можно признаться в чувствах, если боишься это сказать в глаза? (написать письмо) Вспомните, в каком изученном нами произведении главная героиня призналась в любви через письмо? (роман «Евгений Онегин») Давайте послушаем диалог Татьяны и Онегина в сокращённом варианте.

Диалог-переписка Татьяны и Онегина (инсценировка). (слайды № 12-13)

1.Татьяна

Я к вам пишу. Чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.


1.Онегин

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.


2.Татьяна

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался


2.Онегин

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я...

3.Татьяна

Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в высшем суждено совете...

То воля неба: я твоя.


3.Онегин

Да, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

4.Татьяна

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю


4.Онегин

Да, так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Учитель лит-ры: Основная роль писем – это раскрытие внутреннего мира персонажей. Без откровенной и проникновенной исповеди Татьяны трудно представить себе этот женственный и лирический образ. А письмо Онегина открывает его отношение к миру больше, чем весь текст романа. Оба письма построены как признание в любви.
Оба героя любят друг друга. Казалось бы, что ещё нужно для счастья двух любящих самозабвенно людей? Но вспомните последние слова Татьяны: (слайды № 14-15)


Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.


Значит, есть что-то сильнее, чем любовь?

Давайте попробуем рассмотреть поступок Татьяны с разных сторон.


Дискуссионная карта (проверка Д/З) (слайд № 16)

Правильно ли поступила Татьяна, отвергнув любовь Онегина?

ДА НЕТ

От каждой группы выходят по 2 человека и зачитывают аргументы в пользу «ДА» и «НЕТ».

? Какая точка зрения, на ваш взгляд, была более убедительной? (Мнения уч-хся)

Учитель лит-ры:

Да, много споров и разногласий возникает до сих пор у читателей пушкинского романа. Прошло более 200 лет со дня рождения поэта, а его великие творения находят все новых поклонников, помогают понять себя. (слайд № 17)

Творенье может пережить творца :

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Подведение итогов. (самими уч-ся) На примере анализа пушкинских строк мы ещё раз убедились в том, что Любовь – это и счастье, и страдание, и радость, и боль.


4. Самопознание. (слайд № 18)

1) минута тишины, прослушивание романса, расслабьтесь, можно прикрыть глаза.

Учитель самопознания: Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки, потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 сек).

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 сек.) Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.

Откройте глаза.

2) Цитата дня (слайд № 19)

Учитель самопознания: О любви существует множество высказываний. К нашему уроку в качестве цитаты дня мы взяли слова Лейбница:

Любить – это находить в счастье другого, своё собственное счастье”.

(слайд №20) Как сделать счастливым того человека, кого любишь? На какие поступки, неординарные действия способны влюблённые люди?

Вот о таком случае любви я вам хотела бы рассказать.

(Звучит 1-й куплет песни “Миллион алых роз…”)

3) История из жизни. (слайды № 21-22) Эта песня не случайно здесь прозвучала. Мало кто из вас знает, что она основана на реальном факте. Я приглашаю вас в Грузию XIX-XX веков, где жил-был художник один. Перед вами портрет художника. Имя этого художника – Нико Пиросмани или Пиросманишвили. Маляр и ремесленник, не получивший никакого образования, но от природы обладавший чувством прекрасного, испытав в жизни обнищание и бродяжничество, он зарабатывал на скудное пропитание рисованием картин, вывесок постоялых дворов и кабаков. Он, заработав немного денег на продаже картин, все их потратил на то, чтобы сделать праздник своей любимой – актрисе Маргарите: подарил ей, согласно легенде, миллион алых роз. Посмотрите на картину “Актриса Маргарита”, на которой Нико Пиросмани изобразил свою возлюбленную. Сколько любви вложил он в это произведение. И несмотря на то, что любовь не получилась - “в ночь её поезд увёз” - но она принесла им обоим редкие, незабываемые минуты счастья. Ни одна женщина не забудет “песню безумную роз”. И мы, слушая эту песню и глядя на картину Пиросмани, верим в эту любовь-самопожертвование.

Итог: Что ж, любовь может быть и безответной, но чем станет для него эта любовь: злостью и упрёками, проклятиями в адрес предмета своей любви, или тихой прекрасной песней, страстным пожеланием счастья своей возлюбленной – пусть и не с ним?

III Рефлексия.

1).Задание в группах : составить синквейн по теме «любовь» (слайд №23)

Прослушивание ответов - от группы по одному.

2) От сердца к сердцу. (слайд №24)

  • С каким понятием мы сегодня познакомились? Чем это качество ценно для нас?

  • Что взяли в свою душу и сердце?

– А сейчас попробуйте дать краткое определение: “Любовь – это…” (Отвечают) Я понял, что любовь….

(Ответ записывается учащимися на сердечках и монтируется на большое сердце)


3). Домашнее задание.

Придите домой, начните с самого дорогого вам человека, и очень внимательно посмотрите на свою маму, бабушку, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца.

Домашнее задание: Сочинение на тему: (слайд №25)

  • 1.«История великой любви, которая произвела на меня наибольшее впечатление».

  • 2. «Моё любимое стихотворение о любви. Как я его понимаю».

  • 3. «Моё любимое произведение искусства о любви».

Итог урока. Слово учителям: (слайд № 26)

Человек, который любит и хочет заслужить ответную любовь, живёт богатой духовной жизнью. Любовь пробуждает в нём творческую энергию, он становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков, быть добрым.

Любовь обостряет в человеке чувство ответственности за свои действия и поступки.

Любящий человек способен на величайшее самопожертвование ради счастья того, кого он любит.

Улыбнитесь друг другу и подарите свою любовь.

(слайд № 27) Спасибо за внимание!

Помните, что дарить любовь всегда приятнее, чем получать!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок интеграции литературы и самопознания "Все начинается с любви"

Автор: Иваненко Людмила Викторовна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"
    ["seo_title"] => string(28) "liubovnaialirikafitiutchieva"
    ["file_id"] => string(6) "281691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453568073"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства