kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романтизм. Общая характеристика эпохи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Он представляет собой путешествие по Европе 19 века. Представленный в нем презентационный материал позволяет увидеть произведения искусств данного направления в культуре. Предполагается использования мультимедийной презентации на всех этапах урока. Кроме того имеется музыкальное сопровождение.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Романтизм. Общая характеристика эпохи.»

Муниципальное бюджетное оющеобразовательное учреждение

«Первоцепляевская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»







Тема урока:

«Романтизм. Общая характеристика эпохи».





Учитель мировой художественной культуры:

Курочкин Олег Вячеславович.









2014 год.

Урок по мировой художественной культуре в 11 классе. Тема урока: «Романтизм. Общая характеристика эпохи». Слайд № 2.

Цели:

1. Знакомство с понятием нового направления в духовной культуре “романтизм”.

2. Формирование потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно – эстетическому опыту человечества.

3. Развитие в формирующемся самосознании молодых людей культуры художественного восприятия.

Задачи

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности и усвоение ценностей романтической эпохи;

  2. Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного критического мышления;

  3. Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  4. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.


Оборудование урока:

Технические средства: Компьютер, проектор, МР3 проигрыватель.

1. Презентация урока (приложение 1)


2. Литературный ряд:

1. Емохонова Л.Г. Учебник “Мировая художественная культура 11 класс” - М.: Издательский центр “Академия”, 2013.

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.

3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учеб. для 11 Кл. общеобразоват. учреж. – М.: Владос, 2013

4. Воронихина Л.Н., Михайлова Т.М. Русская живопись XVIII – XIX века. Книга для чтения. М.: Русский язык, 1990.


3. Музыкальный ряд: (приложение 2)

А). «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

Б). «Венгерский танец № 1» Иоганнеса Брамса.


План драматургии урока:

1. Экспозиция: литературные эпиграфы, музыкальное вступление.

2. Завязка: первое знакомство с романтическим героем.

3. Формулировка проблемы: причины возникновения нового героя в искусстве.

4. Разработка: поиск ответа на вопрос в истории послереволюционной Европе.

5. Кульминация: историческая обусловленность появления романтизма, его общие черты.

7. Развязка и формулировка новой проблемы: что рассказало романтическое искусство о человеке?

































ХОД УРОКА


1. Организационный момент, подготовка к восприятию нового материала.


Слайд № 3, 4

2. Музыкальное вступление: звучит отрывок из оперы “Руслан и Людмила” М. И. Глинки.

Одновременно на экран демонстрируются портреты работы художников эпохи Просвещения.

Музыка смолкает, затем, после короткой паузы, на экране появляются две работы разных художников К. П. Брюллов “Последний день Помпеи” Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”, Свобода, ведущая народ»


Слайд № 5

Учитель: (Не называя художников обратиться к учащимся). Вглядитесь внимательно в эти картины. Что поражает вас в них? В чем они отличаются друг от друга? Видь эти картины созданы в разные этапы живописи. Что вы можете рассказать о социальной принадлежности изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях?


Подготовленные учащиеся отмечают особенности образов на этих картинах:

  1. В картине изображено искусственная статичная композиция с мифическим островом с храмом Венеры, где царит безделие, легкий флирт и вечные праздники.


(французский художник Антуан Ватто. «Остров Цитеры»)


  1. То же состояние вызывает и картина, на которой мы видим женщину на баррикаде, во главе восставших с флагом в руке. В картине ощущается накал ситуации, порыв, взволнованность, даже драматичность момента, наверное это какие - то революционные события …


(французский художник Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”, Свобода, ведущая народ)


Учитель: Работы эти принадлежат кисти художников одной страны, но написаны они в одну эпоху. На первой – мы видим в этой живописной идиллии с призывом к наслаждению сквозит намек на эфемерность земного счастья и пресыщенность удовольствиями, на второй мы видим “Свободу на баррикадах” работы французского художника Эжена Делакруа.





Слайд № 6,7

Новые герои в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром. На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить сегодня на уроке.


Слайд № 8.

Тема урока сегодня

Романтизм. Общая характеристика периода


Учитель. (Определение романтизма, учащихся записывают в тетрадь)

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. На картине Гойи "Расстрел повстанцев"требовали героических фигур и патетических жестов, а он по-человечески страстно проклинал ужасы войны. Особенно зримо это проявилось в картине "Расстрел повстанцев", сегодня считающейся непревзойденным шедевром. Хотя сам Гойя не был свидетелем казни, но атмосферу страшного насилия над человеческой природой ему



Слайд № 9

В живописи романтизма бегство от действительности в мир поэтической грезы, жажда сильных страстей, устремленность личности к безграничной свободе, настроения «мировой скорби» нашла выражение в использовании религиозных сюжетов, где акцент делается на искренности чувства человеческом участии, является картина «Христос в доме своих родителей» (1850г.) английского художника Джона Эверетта Миллеса.


Слайд № 10

Эпиграфы:

Романтизм - принадлежность не только одного
искусства, не только одной поэзии: его истоки
в том, в чём источник и искусства и поэзии –
в жизни.
В.Г. Белинский
(русский литератор, критик, публицист, 1811 - 1848)



В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать
И смерть в Победу обращать.
Байрон. “Прометей”
(Джордж Гордон Байрон, англ. поэт 1788 - 1824)

Беседа с классом с целью ответить на вопросы:

Слайд № 11

- Каковы были итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей и простого человека на утверждение господства Разума, торжества Свободы, равенства и братства всех людей?



- Чем были вызваны и какие беды принесли народу наполеоновские войны?

- Удалось ли народу подавить освободительные движения народов?


Слайд № 12

- Какие вам известны восстания и народные выступления в первой трети XIX века? Против кого они были направлены?


Сообщения учащихся из истории данного периода …


Слайд № 13

Учитель: Каковы же были идейные позиции передовых творцов искусства в этих изменившихся условиях общественной жизни послереволюционной Европы? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения? В полотнах испанского живописца Франсиско Гойи (1746-1828). «Разорванность» романтического сознания нашла адекватный отзвук в мистическом осмыслении реальности и мотивах «мирового зла», «ночной» стороны души. Вторжение наполеоновских войск в Испанию и жестокая расправа с восставшим народом в Мадриде обострили присущее Гойе трагическое восприятие действительности. С особой силой оно прозвучало в композиции "Колосс» (1808-1812), зашифрованные туманные аллегории, свидетельствующие о самом мрачном пессимизме Гойи, о власти «ночной» стороны его души, суть которой - мифологическое подсоз­нательное * каждого человека.

Вот ужасающий колосс, будто возникающий из стелющегося ту­мана и клубящихся облаков, начинает свое грозное восхождение, закрывая полнеба. Он не обращает ни малей­шего внимания на крошечные фигурки разбегающихся людей и животных, беспорядочно мечущихся по равнине всадников, повоз­ки и фургоны. Но само его появление, необъяснимое, бессмыслен­ное, леденящее душу, порождает ощущение при родного и жизнен­ного хаоса, возвращения в безумный, еще не упорядоченный мир.

Неупорядоченность мира ощутима в резком чередовании тем­ных полос, режущих картину по горизонтали, со светлым полем рав­нины и облачного неба, в преобладании оливково-коричневого ко­лорита, давящего и пессимистичного. Даже редкие вкрапления красного, оранжевого и жемчужно-серого не пробуждают надежды. Чувство беспомощности перед жизнью растет, «мировая скорбь».

Учащиеся: Передовые люди выступали против реставрации феодальных порядков, но и против буржуазного господства.


Слайд № 14.

Учитель: Верно, наступило глубокое разочарование среди деятелей культуры. Новые государственные учреждения не оказались разумными, главным рычагом власти стали деньги, стремление к наживе. Деятели культуры попытались понять, почему это произошло? Для этого художники обратились к истории, к средневековью. Английский художник Данте Габриел Россетти, черпал вдохновение в средневековых легендах, сказках и произведе­ниях Данте Алигьери. Такова его картина «(Beata Beatrix) (Беатриче Благословенная) (1864-1870). Она является свое­образной иллюстрацией к книге «Новая жизнь», где смерть Беатриче представлена как транс, в котором она внезапно была восхищена с земли на небеса.

Беатриче сидит на балконе флорентийского дворца, и голубь приносит ей белый мак - эмблему вечного забвения и невин­ности. Откинув голову в золотом ореоле пушистых волос и при­крыв глаза, она словно прислушивается к лишь ей ведомому зову. Ее нежное одухотворенное лицо с тонкой светлой кожей, какая бывает только у рыжеволосых, с почти прозрачными веками, тронутыми едва заметными прожилками, как будто излучает мягкое свечение, идущее уже из иного мира. Меркну­щий свет зари радужным маревом обволакивает мост, дома и словно сотканные из влажного вечернего воздуха фигуры. Ангел держит в руке сердце. Данте стоит позади солнечных часов, указавших час, когда отлетела душа его возлюбленной.


Слайд № 15.

В искусстве появляется новый герой – яркая, творческая личность, одержимая страстью, бунтующая против законов несправедливого общества. Он сражается со злом, зовёт к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но всегда оказывается победителем, даже смертью своей утверждая победу… пришёл новый творческий метод – РОМАНТИЗМ.

Картина Делакруа вызвала бурный протест критиков, обвинивших художника в эротомании и смаковании жестокости. Сюжет картины взят из поэтической драмы Байрона "Сарданапал" (1821). Согласно легенде, последний ассирийский царь, отличавшийся страшным распутством, довел страну до мятежа. Сарданапал пытался подавить бунт, но безуспешно. Тогда он решил покончить жизнь самоубийством, превратив свой трон в погребальный костер. Делакруа сознательно заменил трон роскошным ложем и несколько изменил байроновский сюжет. На картине Сарданапал перед тем, как совершить самоубийство, приказывает убить у него на глазах любимого коня и женщин из своего окружения, а также уничтожить все его сокровища.

Слайд № 16.

Романтизм начал складываться в искусстве Европы и Америки в конце XVIII века, после французской буржуазной революции. Его расцвет приходится на 30-е годы XIX века, а время существования приходится на первую половину века.


Подготовленный ученик: Сложное происхождение слова: (исп.) “ROMANSE” - песня или стих лирического или героического содержания; “роман” - в позднем средневековье так называли большие эпические поэмы о рыцарях.


Слайд № 17.

Учитель: Искусство создаваемое романтиками в каждой стране имело свои особенности, но для их творчества характерны и общие черты: неприятие окружающей действительности, несправедливости в отношении к людям, трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою.

Перед романтиками жизнь предстала полной противоречий. Они увидели сложность жизни, увидели, что в ней уживаются прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, тьма и свет. Романтики стремились понять исторические судьбы народов, их самобытность, стали изучать народное творчество, фольклор. В эпоху романтизма возникает исторический роман. Знакомя своих соотечественников с искусством разных народов, романтики впервые выдвинули понятие “мировая культура”.


  • Краткие тезисы учащиеся записывают в тетрадь.


ИТОГ УРОКА:

Романтическое мироощущение, возникшее на почве трагиче­ского разлада между творческой личностью и окружающей средой, обусловило стремление найти «тихую гавань» для изболевшейся души. Поэтому в творчестве романтиков такое важное место занимали природа, фантазия, фольклор, леген­дарный мир прошлого. Одной из определяющих черт роман­тизма являлась нечеткость грани между искусством и реаль­ностью. После великой эпохи Возрождения это был второй период, когда искусство не столько отражало, сколько тво­рило особую реальность, служа неким дополнением, а иног­да и заменой реальной жизни; при этом реальный мир подго­нялся романтиками под воображаемый, более значительный и эмоционально насыщенный. В культуре России романти­ческое восприятие мира, сложившееся на иной, нежели в Европе, основе, органично и элегантно соединилось с рацио­нальными строгими формами классицизма, дав уникальные образцы художественного творчества.


Слайд № 18

Домашняя работа: Сделать буклеты на тему: живопись романтизма.


Слайд № 19.

  • В заключение урока звучит «Венгерский танец № 1» Иоганнеса Брамса.


9



Просмотр содержимого презентации
«Романтизм. Общая характеристика эпохи.»

Романтизм.  Общая характеристика эпохи.  11 класс Учитель Мировой художественной культуры Курочкин Олег Вячеславович

Романтизм. Общая характеристика эпохи. 11 класс

Учитель Мировой художественной культуры

Курочкин Олег Вячеславович

Знакомство с понятием нового направления в духовной культуре “романтизм”. Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного критического мышления; Развитие в формирующемся самосознании молодых людей культуры художественного восприятия. Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности и усвоение ценностей романтической эпохи;
  • Знакомство с понятием нового направления в духовной культуре “романтизм”.
  • Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного критического мышления;
  • Развитие в формирующемся самосознании молодых людей культуры художественного восприятия.
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности и усвоение ценностей романтической эпохи;
Питер Пауэл Рубенс Прибитие Марии медичи в Марсель. Асунта. (Вознесение Марии)

Питер Пауэл Рубенс

Прибитие Марии медичи в Марсель.

Асунта. (Вознесение Марии)

Жан Луи Давид Андромаха оплакивает Гектора Клятва Горациев

Жан Луи Давид

Андромаха оплакивает Гектора

Клятва Горациев

О.А. Кипренский «Портрет Пушкина»

О.А. Кипренский «Портрет Пушкина»

О.А. Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

О.А. Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Романтизм (фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII—X I X веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года».

Романтизм (фр. romantisme ) — явление европейской культуры в XVIII—X I X веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс.

Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года».

Джон Эверетт Миллес  « Христос в доме своих родителей».

Джон Эверетт Миллес « Христос в доме своих родителей».

Романтизм - принадлежность не только одного  искусства, не только одной поэзии: его истоки  в том, в чём источник и искусства и поэзии –  в жизни.  В.Г. Белинский В глубинах самых горьких мук  Себе награду обретать, торжествовать и презирать смерть в Победу обращать. Байрон. “Прометей”

Романтизм - принадлежность не только одного искусства, не только одной поэзии: его истоки в том, в чём источник и искусства и поэзии – в жизни. В.Г. Белинский

В глубинах самых горьких мук Себе награду обретать, торжествовать и презирать смерть в Победу обращать. Байрон. “Прометей”

  • В глубинах самых горьких мук Себе награду обретать, торжествовать и презирать смерть в Победу обращать. Байрон. “Прометей”
Жерико. «Плот (Медузы)».

Жерико. «Плот (Медузы)».

Эжен Делакруа «Ладья Данте»

Эжен Делакруа «Ладья Данте»

Само появление Колосса – это необъяснимое, бессмысленное, леденящее душу, порождает ощущение природного и жизненного хаоса, возвращения в безумный, еще не упорядоченный мир .  Франсиско Гойя. «Колосс»

Само появление Колосса – это необъяснимое, бессмысленное, леденящее душу, порождает ощущение природного и жизненного хаоса, возвращения в безумный, еще не упорядоченный мир .

Франсиско Гойя. «Колосс»

Эта картина является своеобразной иллюстрацией в книге, где смерть Беатриче представлена как транс, в котором она внезапно была восхищена с земли на небеса. Данте Габриель Россетти. « Beata Beatrix »

Эта картина является своеобразной иллюстрацией в книге, где смерть Беатриче представлена как транс, в котором она внезапно была восхищена с земли на небеса.

Данте Габриель Россетти. « Beata Beatrix »

Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала»

Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала»

О. А. Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

О. А. Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

И.К. Айвазовский. Морское сражение при Наварине»

И.К. Айвазовский. Морское сражение при Наварине»

Домашняя работа Сделать буклеты  на тему: Живопись романтизма.

Домашняя работа

Сделать буклеты

на тему:

Живопись романтизма.

Иоганнес Брамс

Иоганнес Брамс


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Романтизм. Общая характеристика эпохи

Автор: Курочкин Олег Вячеславович

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "силуэт и стиль. "
    ["seo_title"] => string(13) "siluet-i-stil"
    ["file_id"] => string(6) "195397"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427903264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства