Выйти на новый уровень обобщения полученных знаний о символике в искусстве.Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.Обеспечить нравственное воспитание учащихся;
Обобщение понятия «символ» в искусстве, систематизируют роль огня в жизни человека, значения, которые несет понятие «огонь» в культурологи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально – поэтическая символика огня»
Конспект урока по искусству в 8 классе
Чарина Ольга Владимировна,
учитель музыки, МОУ «Гимназия №29», г.о. Саранск, Республики Мордовия
Тема: «Музыкально – поэтическая символика огня».
Цель урока
Выйти на новый уровень обобщения полученных знаний о символике в искусстве.
Задачи урока
Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
Развивать эмоциональные чувства учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, радости, занимательности;
Обеспечить нравственное воспитание учащихся; Обобщение понятия «символ» в искусстве, систематизируют роль огня в жизни человека, значения, которые несет понятие «огонь» в культурологи;
Знакомство с новым произведением А.Н. Скрябина
Оборудование и материалы
Проектор, экран, компьютер
Уильям Блейк «Великий архитектор»
М/ф « Миф о Прометее»
А.Н.Скрябин симфоническая поэма “Прометей”
Ход и содержание урока
I. Орг. момент
II. Повторение пройденного
- Мы говорили с вами на прошлом уроке о знаках и символах в искусстве. Вспомните определения знаков и символов.
III. Объяснение нового материала
- Тема урока сегодня «Музыкально – поэтическая символика огня».
Слайд 2.
- Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь? Какой смысл закладывали мастера искусства в этот образ? Запишите свои мысли в тетрадь. (Самостоятельная работа - 3 мин. Кластер «Огонь»)
( Актуализация ранее полученных знаний).
- Проверяем. Ответы учащихся.
- А у меня очередной вопрос. Откуда появился огонь? Какой силой он обладает?
Слайд 3.
- Я усложню задание. Как вы думаете, о чем картина Уильяма Блейка «Великий архитектор», 1794. Какой смысл вложил художник в огонь, изображенный на этой картине?
На рубеже XIX и XX столетий появились новые течения, которые призывали людей порвать с грубой действительностью и уйти в мир мечты.
Слайд 4.
– Вспомните, как называлась эта эпоха в русском искусстве? (“Серебряный” век). – Одним из приверженцев новых веяний в искусстве был композитор – А.Н.Скрябин. Онутверждал, что каждая тональность в музыке окрашена определенным образом. Музыка буквально “светится цветами”, говорил он.
Запись в тетрадь:
“Основа должна быть общей. Должно быть Единство!”
Слайд 5
Скрябин совершенно отчетливо видел, что тональность фа-мажор несет темно-красный цвет, кровавый отблеск ада; ре мажор золотиста, как солнечный луч, а фа-диез мажор – это торжественный синий цвет Разума. Остальные цвета представлялись ему смутно. Но он вывел их теоретически, на основе гармонического родства тональностей и близлежащих цветов спектра. И убедил себя, что его система, его звуко-цветовой принцип верны.
А.Н. Скрябин обладал цветным слухом, каждая тональность виделась ему в определенном цвете и он мечтал соединить музыку и цвет в едином произведении. Русский композитор – символист А. Н. Скрябин, пишет крупное произведение для хора, фортепиано и симфонического оркестра «Прометей или Поэма огня». Мы его сегодня услышим.
Скрябин впервые решил соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму “Прометей” ввести партию “светового клавира”.
– Вспомните, кто такой Прометей? Почему, по вашему мнению, именно ему посвятил Скрябин свое произведение, являющееся прорывом в музыке? Слайд 6.
Слайд 7.
– Композитор не собирался пересказывать античный миф о титане. “Прометей”, – пояснял Скрябин, – это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это – огонь, свет, жизнь, борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода”. Композитор верил в очистительную силу огня – разрушающую и созидающую вновь. Звуковые воздействия композитор хотел усилить световыми, чтобы показать воочию, как туманные надежды человечества сменяются ослепительным блеском, экстазом освобожденной души. Но многих современников, такое новшество озадачило. Они отнеслись к световым проектам композитора с недоверием.
Слайд 8.
Первое исполнение партитуры со световой строкой состоялось для узкого круга людей на квартире у композитора со световой аппаратурой, построенной у него в кабинете. Аппаратура эта была примитивной – дюжина лампочек, расположенных по кругу на потолке. Их прикрывали лоскутки разноцветной материи.
Слайд 9.
Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки от электрических звонков, которые были присоединены к светильникам.
Слайд 10, 11.
При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «Огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского авангардизма, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшими изобретениями. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический синтезатор звука, который был назван в честь А.Н.Скрябина – АНС.
И теперь нам остается только посмотреть светозвуковое воплощение замысла композитора. И во время просмотра сделайте творческую работу: запишите слова - эпитеты характеризующие ваши ощущения при прослушивании. Они вам помогут выполнить домашнее задание.
Во вступлении (интродукции) таинственное повествование символизирует темный, сине-лилово - серый хаос. На фоне «прометеевской гармонии» вступает мелодия — символ дерзновенной мечты самого Прометея. «Живое дыхание» космической стихии прорезывает соло трубы. Главная тема экспозиции обозначена композитором в световой строке как ярко-синяя. Психологически насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с красным цветом. В реп- ризе — кульминация поэмы с ее органными и колокольными звучностями. Здесь Скрябин предполагал «озарение» всего зала ослепительными лучами белого света. Неожиданно резкое завершение поэмы производит впечатление внезапно угасшего пламени грандиозного, космического пожара. Героический симфонизм «Прометея» явился вестником социальных бурь начала XX в.
Слайд 12. Просмотр видеозаписи «Прометей».
Запись мировой премьеры концерта "Прометей" 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга. Световая партия выполнена по системе В. Афанасьева, автор И. Полех, арт-программист Б. Бокатович. В концерте участвуют А. Аниханов, П. Осетинская, М. Изотов и др.
IV. Итог урока
–Вы правильно поняли, что эта музыка выходит на общечеловеческие проблемы: зачем мы приходим в этот мир? В чем смысл жизни? На что она должна быть потрачена?
- А закончить урок мне хочется словами А.Н. Скрябина : «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом…нужно испытать отчаяние и победить его». Можно ли сравнить самого композитора с Прометеем?
V. Дом. задание.
Описание музыки «Прометея» (мини-сочинение)
Работа по учебнику: стр. 75 сравнить высказывания композиторов Бетховена и Скрябина. Что их объединяет?
Список использованной литературы
Программа «Искусство» 8 - 9 класс. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. М.: Просвещение, 2011
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2012