«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально-поэтическая символика огня»
Музыкально-поэтическая символика огня
«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский,
Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека
Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.
Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин.
Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино.
Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира». Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». (Изображение на экране) Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (На экране инструмент Скрябина)
По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особы световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.
«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу
Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.
«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную.
Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь?
Огонь является:
символом торжества света и жизни над смертью и мраком;
символом очищения и домашнего богатства;
символом обновления и рождения в новом воплощении (вспомним того же феникса, что, умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым);
символом жизненной энергии, плодородия, олицетворения солнца и солнечного света.
Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.
Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябин. Финал.
На фоне музыки обучающийся читает миф о Прометее.
Миф о Прометее.
Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары
Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими. Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) – наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения. Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.
Темной ночью он отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище .богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился, радуясь, что все прошло удачно. Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея, который рисковал жизнью, чтобы добыть для них этот бесценный дар.
Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его – благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой. Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.
При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.
Просмотр светового шоу Жан-Мишель Андре Жарра.
Жан-Мишель Андре Жарр (фр. Jean-MichelAndreJarre; 24 августа 1948, Лион) – французский композитор, мультиинструменталист, один из пионеров электронной музыки, играющий в основном на синтезаторах, автор и постановщик грандиозных световых шоу. Всемирную популярность приобрел благодаря альбому Oxygene (1976),ставшему классикой электронной музыки. Начиная с 1979 года, провел десятки музыкально-световых представлений в разных точках планеты.
В 1997 г. Москва отмечала свое 850-летие. Жан-Мишель Жарр был приглашен мэром российской столицы для участия в этом большом празднике. Концерт развернулся перед Московским Государственным Университетом, зданием 400 метров в длину и 250 в высоту.
Зрелище соответствовало событию, история Москвы проецировалась на фасад Университета. Одним из главных моментов концерта была связь с космонавтами со станции «Мир».
Московские власти оценили количество зрителей в 3,5 миллионов, в последний раз Москва видело такое скопление людей на похоронах Сталина в 1953 г.!
Творческое задание.
Нарисовать свою цветовую композицию с огненной символикой «Симфония огня».
Картины огня
Константин Юон. "Новая планета" 1921
Армагеддон 1940 г. Н.Рерих
СвятаяСофия. Н. Рерих
Образ Прометея — одна из вечных тем искусства. С мифом о Прометее связывали Симфонию №5
Л. Бетховена , а финал Симфонии №3 («Героической») вырос непосредственно из музыки, которая
первоначально была задумана как музыка балета «Прометей».
Написать реферат или составить компьютерную презен-тацию на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи, музыке».