Методическая разработка урока по теме: "Мир исламской культуры"
Методическая разработка урока по теме: "Мир исламской культуры"
Тема урока: "Мир исламской культуры"
Вид урока: лекция
Цель: ознакомить учащихся с особенностями исламской культуры, с ее спецификой,проявляющейся в типе мировоззрения и организации общества, с определенными культурными ценностями
Оборулование: видеофильм, раздаточный материал
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Мир исламской культуры" »
План урока
Тема урока: Мир исламской культуры.
Тип урока: лекция
Цели урока:
Знать особенности исламской культуры в отличии от индо-буддийской, христианской, конфуцианско-даосистской.
Иметь представление о специфических особенностях исламской культуры, проявляющихся в типе мировоззрения и организации общества, в выделении определенных культурных ценностей и ориентиров.
Показать, что это одна из фундаментальных и специфических форм сознания и культуры.
Оборудование: видеофильм, раздаточный материал
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Целевая установка.
3.Объяснение нового материала:
1) Возникновение и распространение исламской культуры:
- Ислам (мусульманство, магометанство) – 3-я по времени появления развитая монотеистическая религия, возникла в северной Аравии в 7 веке. Эта религиозная система возникла на Ближнем востоке и питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм, так что заимствования в плане общекультурном, теологическом, религиозно-культовом ощутимы. Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов Ближнего Востока, Индонезии, Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, Африки. Сейчас ислам - это присущее большей части людей мировоззрение восточного мира, имеющее достаточно глубокие корни и крепкую традицию. Основатель – пророк Мухаммед (570-632 гг.). Родился в Мекке, в семье небогатого торговца. В 40-летнем возрасте начинает проповедовать, но, преследуемый за это, переселяется в Ясриб, позднее получивший название «Мединат-ун-Наби»( город пророка) или Медина. Оба города являются святынями в исламе, сейчас в Мекке – Кааба – свящ. храм, в Медине – могила пророка. Дата переселения (22 сентября 622 года) – «хиджра» - стала основой нового летоисчисления по лунному календарю ( год на 11 дней короче солнечного). Мухаммед стал главой 1-ой исл. общины и 1-го исл. государства – халифата, в состав которого в ходе завоеваний арабов 7-9 вв вошли многие страны, что способствовало распространению культуры ислама за пределы Аравии и заимствованиям арабами культурных достижений других народов.
- Коран – свящ. книга мусульман. Это собрание проповедей, заклинаний, указаний и молитв, произнесенных пророком в Мекке и Медине. Состоит из 114 сур (глав ),каждая сура содержит аяты (высказывания по тому или иному поводу).Суры расположены по размеру – самые длинные в начале, самые короткие в конце. 1-я сура – « Аль-Фатиха»( открывающая дверь к досточтимому чтению) – по содержанию равнозначна молитве христиан «Отче наш»
4) Система мусульманских ценностей:
5 основных столпов (правил), которые должен соблюдать мусульманин:
1.Основное кредо ислама содержит фраза: « нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
2.Ежедневный 5-тикратный намаз (молитва ).
3.Соблюдение уразы (поста) в священный месяц Рамадан. Особенность: полное воздержание в дневное время суток от еды, питья, курения и т.д.
4.Милостыня.
5.Хадж в Мекку.
Шариат – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (жизнеописания пророка). Предписания его многочисленны и строги. Сейчас по законам шариата живут все исламские государства.
Основные ценности ислама: 1-я, наиважнейшая – религия, 2-я – жизнь (самоубийство – страшный грех), 3-я – собственность, быт и семья и т.д.
Согласно Корану, жизнь каждого человека предопределена.
Ислам с самого начала поддерживал науку и образование, «поиск знания от колыбели до гроба», поэтому способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук (дома науки, химия, медицина, астрономия, алгебра, физика и т.д.), а также созданию утонченной художественной культуры.(имена ученых, поэтов )