kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические модели глубокого уровня интеграции содержания гумани­тарно-эстетических дисциплин отражают единство человека и культуры. В целом в педагогической технологии интегративно­го преподавания МХК можно выделить следующие особенности: сфера изучения предмета постепенно расширяется и уг­лубляется, основными характеристиками методов интегративного преподавания МХК являются диалогичность, личност­ная направленность, ценностная основа.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе »

«Культурологический подход и межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе»

В настоящее время к выпускнику школы предъявляются высокие требования. Он должен быть эрудирован, обладать широким кругозором, уметь принимать грамотные и обоснованные решения как в жизни, так и в будущей профессиональной сфере. Современный выпускник должен не только хорошо знать ту учебную дисциплину, которая будет основной в ходе его дальнейшего обучения в другом учебном заведении, но и уметь ориентироваться в других областях знаний. Для личностного и профессионального развития выпускник должен иметь представления о фундаментальных разделах как точных наук и естествознания, так и общественных и гуманитарных наук. Сегодня важно уметь интегрировать, соединять знания различных наук и эффективно применять их на практике.

Современное гуманитарное знание - философское, культурологическое, фи­лологическое обладает значительным по­тенциалом для обоснования концепций, подходов и технологий в гуманитарно-­эстетическом образовании, направленных на удовлетворение духовных потребно­стей личности. Философы, культурологи и педагоги обращаются к проблемам обра­зования, связанных с формированием це­лостной личности, способной к осмысле­ниюявлений жизни, самоопределению, ценностному гуманистическому выбору, творческой активности, толерантности, то есть обладающей качествами субъекта культуры.

Гумани­тарное знание раскрывается как процесс исследования жизни «сквозь себя», рефлексии человека над самим собой в диалогическом общении, в глубо­ких взаимосвязях с миром. Таким обра­зом, для воспитания личности - субъекта культуры первостепенное значение имеет формирование отношения человека к ми­ру как индивидуализированный процесс личностного присвоения значений и смы­слов, понимание, способ­ность к ценностно-окрашенным суждени­ям, то есть процесс смыслообразования.

Предмет изучения МХК в школьной практике требует уточ­нения и определения сущностных харак­теристик на основе культурологического подхода, что, в свою очередь, дает воз­можность формулирования методологиче­ских принципов в преподавании. Концеп­туальное значение имеет то, что художе­ственная культура тесно связана не только с эстетической, но и другими сторонами культуры, поэтому содержание предмета МХК должно размыкаться в культуру та­ким образом, чтобы раскрывать взаимо­связанность культурно-исторических про­цессов и в статике, и в динамике. Художе­ственная культура - это эстетически ос­мысленный духовный опыт: в ней осуще­ствляется выработка, закрепление и ре­презентация миропонимания, мироотношения в жизненных связях целостный эпох. Художественная культура как фе­номен обладает собственным языком фик­сации и передачи культурных смыслов и значений, которые требуют освоения в диалогическом общении личностей, соз­наний, текстов, образов. Специфика пред­мета МХК - в интегративности содержа­ния гуманитарно-эстетических дисцип­лин, в единстве воздействия на процессы становления и самоопределения личности как субъекта культуры. Гуманитарно-­эстетическое образование с данных пози­ций - это процесс порождения личност­ных смыслов.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуальной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубинных связей явлений и процессов.

С введением новых стандартов сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. В современном образовании интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Принцип интеграции способствует созданию условий для формирования культурной парадигмы.

Таким образом, два концептуаль­ных подхода в построении содержания предмета МХК являются практическим воплощением теоретических положений прикладной культурологии - культуроло­гический подход и интегративный подход.

Интегративный подход - «процесс, позво­ляющий на основе выявления общности целей, содержания, структуры органиче­ски объединять разные стороны, тенден­ции действительности», понима­ется нами как способ установления взаи­мосвязи объектов и явлений. Нами опре­делено, что интеграция в преподавании МХКпонимается на уровне содержания образования и глубоких межпредметных связей на основе принципа приоритетно­сти системы духовных ценностей, пони­мания, связанного с переживанием, - культура предстает в сознании ученика как духовная история человечества.

Интеграция осуществляется по нескольким направлениям и на разных уровнях.

- Межпредметный уровень интеграции объединяет знания, создает условия для содружества искусств. Способы межпредметной интеграции: интегрированный курс, урок, задание, исследовательская, проектная деятельности.

- Внутрипредметный уровень интеграции формирует «живое» знание, т.е. дает понять ребенку, для чего это может пригодиться ему в дальнейшей жизни; внутрипредметный уровень интеграции может быть целостным (на протяжении всего урока) или фрагментарным (отдельный фрагмент урока).

- Межсистемный уровень интеграции создает взаимосвязь между основным и дополнительным образованием.

- Межличностный уровень интеграции предполагает сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, т.о., расширяя культурное пространство.

- Внутриличностный уровень интеграции основан на интегральной природе самого человека, соединяя все характеристики личности.

Интеграция в образовательной деятельности рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, приемов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно правильно сочетать разнообразие приемов в учебной деятельности. От этого будет зависеть успех, а, значит, и результат обучения.

Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории.

Важным принципом преподавания МХК является рассмотрение фе­номенов культуры в историческом контексте. Знание историко­-культурной ситуации обеспечит полное и глубокое понимание учащимися сути тех или иных произведений искусства, творчества художников. Ак­цент делается не на специфике отдельного вида искусства, а на специфике памятника культуры эпохи. В культурологии и искусствознании сущест­вует принцип выделения ведущего вида искусства - «интуиции эпохи». Именно он является основой для характеристики культурно-исторической эпохи.

Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип на­глядности. Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока.

Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель дол­жен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близ­кими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные - связи данной те­мы с ранее изложенными, перспективные связи — с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так на­зываемыми вводными темами, которые предусматривают изложение боль­шого и важного теоретического материала. Он в ходе раскрытия следую­щих тем постоянно углубляется и уточняется. Перспективные связи посте­пенно подводят учащихся к изучению нового материала. Они формируют у учащихся представление о целостности историко-культурного процесса, несмотря на большие различия отдельных его этапов.

В настоящее время разработан интегративный подход к преподава­нию мировой художественной культуры в средней школе, реализация инте­грации обеспечивается синтезом двух циклов: эстетического и гуманитар­ного. В эстетическом цикле преподавание осуществляется посредством конкретного вида творческой деятельности.

Цель уроков искусства и МХК – это введение ученика в систему художественной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Приобщение к искусству – постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры в начале обучения к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной картины мира в старших классах.

Программное содержание уроков МХК предполагает рассматривать учебный материал в тесной взаимосвязи архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театрального искусства, кино, истории, обществознания. Интегрированный характер предмета МХК обусловлен его исторической, культурологической и искусствоведческой компонентами.

Например, интегрированный урок в старших классах (8-11 классы), посвященный Отечественной войне 1812 года, может быть проведен учителями истории, литературы, МХК. Наряду с хроникой исторических событий, озвученной на уроке, учащиеся знакомятся с культурным наследием, сохранившем память о великом подвиге русского народа в войне 1812 года. На уроке МХК в 11 классе, посвященном воплощению образов Великой Отечественной войны в различных видах искусства, также носит интегрированный характер. Невозможно рассказать о произведениях искусства, отражающих события войны, не соприкоснувшись с историей. Такие уроки способствуют повышению мотивации, формируют познавательный интерес, развивает эмоциональную сферу учащихся, воспитывает чувство патриотизма, гордости за свое Отечество, свой народ, повышают рост профессионального мастерства учителей.

Изучение видов искусств разных эпох и народов воспитывают толерантность, уважение к культурному наследию других народов. Уроки искусства и МХК призваны способствовать становлению личности учащихся, формированию их мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. Творческие задания требуют от ребят комплексного применения знаний по разным предметам, побуждают задуматься о роли и значении искусства в жизни человека.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование коммуникативных, творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Интегрированный урок – это новый педагогический эффект, это один из способов связать школьные программы и, тем самым, ещё больше усилить связь знаний с реальными требованиями жизни. Искусства могут интегрироваться на равной основе или на основе выбора доминирующего искусства. При этом разные виды искусства не иллюстрируют основной материал, они одинаково значимы.

Интеграция способствует:

- целостному представлению о мире и видению себя в этом мире, формированию мировоззрения учащихся, их социализации, активному познанию окружающей действительности, повышению мотивации обучения, научного уровня знаний, расширению сферы получаемой информации, более полному усвоению знаний, самостоятельности в учении, умению занимать и отстаивать свою позицию;

- комплексному видению проблем, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей и явлений в искусстве и обществе (методом сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.д.);

- развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся для решения учебных задач,

- развитию речи, памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления (логического, художественно-образного);

- совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации (активизирует образовательный процесс, повышает темп урока, экономит учебное время, снижает утомляемость, перегрузку, создает благоприятные условия для обучения);

-формированию эстетического, эмоционального развития, нравственного воспитание учащихся, коммуникативных способностей.

Для более яркого и впечатляющего отображения в художественных образах мировоззренческого феномена, стандарт по «Мировой художест­венной культуре» на профильном уровне предполагает превалирование культурологических подходов с использованием специальной терминоло­гии, связанной, прежде всего со спецификой языка разных видов искусст­ва. В стандарте представлены все значимые культурные ареалы, что спо­собствует выработке эстетической и культурной толерантности, но с акцен­том на освоении ценностей европейской цивилизации, к которой принад­лежит отечественная культура.

Изучая художест­венную культуру определенной историче­ской эпохи, необходимо развернуть перед учащимися диалог искусств с доминиро­ванием видов и жанров, являющихся ре­презентантами культуры в данную эпоху.

Важнейшими элементами педаго­гической технологии культурологическо­го интегративного преподавания МХК становятся художественно-педагогичес­кий ценностный анализ текста, включая понимание символической стороны об­раза, смысловой сцепленности, универ­сального и уникального, и ценностная ин­терпретация как понимание духовного со­держанияявлений, формулирование оценки, собственной позиции по отноше­нию к объекту познания.

Теоретические модели глубокого уровня интеграции содержания гумани­тарно-эстетических дисциплин отражают единство человека и культуры. В целом в педагогической технологии интегративно­го преподавания МХК можно выделить следующие особенности: сфера изучения предмета постепенно расширяется и уг­лубляется, основными характеристиками методов интегративного преподавания МХК являются диалогичность, личност­ная направленность, ценностная основа.

Развитие межпредметных связей в практике школьного обучения является важным условием повышения эффективности образовательного процесса. Межпредметная интеграция способствует тому, что фрагментарные знания из разных отраслей наук складываются в систему, лучше усваиваются и надолго остаются в памяти ученика.

Итак, можно отметить, что накоплен большой опыт пре­подавания культурологических дисциплин в среднем звене системы обра­зования и, несомненно, престиж такой дисциплины как «Мировая художе­ственная культура» должен неуклонно подниматься в глазах общественно­сти.

Та­ким образом, именно во взаимодействии прикладной культурологии и педагогики решается проблема формирования лично­сти как субъекта культуры.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе

Автор: Савостина Ирина Юрьевна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-kul-tura-piedaghogha-kak-faktor-effiektivnosti-kachiestva-riezul-tata-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "150404"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420474523"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства