Межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе
Межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе
Теоретические модели глубокого уровня интеграции содержания гуманитарно-эстетических дисциплин отражают единство человека и культуры. В целом в педагогической технологии интегративного преподавания МХК можно выделить следующие особенности: сфера изучения предмета постепенно расширяется и углубляется, основными характеристиками методов интегративного преподавания МХК являются диалогичность, личностная направленность, ценностная основа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе »
«Культурологический подход и межпредметная интеграция в преподавании МХК в школе»
В настоящее время к выпускнику школы предъявляются высокие требования. Он должен быть эрудирован, обладать широким кругозором, уметь принимать грамотные и обоснованные решения как в жизни, так и в будущей профессиональной сфере. Современный выпускник должен не только хорошо знать ту учебную дисциплину, которая будет основной в ходе его дальнейшего обучения в другом учебном заведении, но и уметь ориентироваться в других областях знаний. Для личностного и профессионального развития выпускник должен иметь представления о фундаментальных разделах как точных наук и естествознания, так и общественных и гуманитарных наук. Сегодня важно уметь интегрировать, соединять знания различных наук и эффективно применять их на практике.
Современное гуманитарное знание - философское, культурологическое, филологическое обладает значительным потенциалом для обоснования концепций, подходов и технологий в гуманитарно-эстетическом образовании, направленных на удовлетворение духовных потребностей личности. Философы, культурологи и педагоги обращаются к проблемам образования, связанных с формированием целостной личности, способной к осмыслениюявлений жизни, самоопределению, ценностному гуманистическому выбору, творческой активности, толерантности, то есть обладающей качествами субъекта культуры.
Гуманитарное знание раскрывается как процесс исследования жизни «сквозь себя», рефлексии человека над самим собой в диалогическом общении, в глубоких взаимосвязях с миром. Таким образом, для воспитания личности - субъекта культуры первостепенное значение имеет формирование отношения человека к миру как индивидуализированный процесс личностного присвоения значений и смыслов, понимание, способность к ценностно-окрашенным суждениям, то есть процесс смыслообразования.
Предмет изучения МХК в школьной практике требует уточнения и определения сущностных характеристик на основе культурологического подхода, что, в свою очередь, дает возможность формулирования методологических принципов в преподавании. Концептуальное значение имеет то, что художественная культура тесно связана не только с эстетической, но и другими сторонами культуры, поэтому содержание предмета МХК должно размыкаться в культуру таким образом, чтобы раскрывать взаимосвязанность культурно-исторических процессов и в статике, и в динамике. Художественная культура - это эстетически осмысленный духовный опыт: в ней осуществляется выработка, закрепление и репрезентация миропонимания, мироотношения в жизненных связях целостный эпох. Художественная культура как феномен обладает собственным языком фиксации и передачи культурных смыслов и значений, которые требуют освоения в диалогическом общении личностей, сознаний, текстов, образов. Специфика предмета МХК - в интегративности содержания гуманитарно-эстетических дисциплин, в единстве воздействия на процессы становления и самоопределения личности как субъекта культуры. Гуманитарно-эстетическое образование с данных позиций - это процесс порождения личностных смыслов.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуальной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубинных связей явлений и процессов.
С введением новых стандартов сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. В современном образовании интеграция приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Принцип интеграции способствует созданию условий для формирования культурной парадигмы.
Таким образом, два концептуальных подхода в построении содержания предмета МХК являются практическим воплощением теоретических положений прикладной культурологии - культурологический подход и интегративный подход.
Интегративный подход - «процесс, позволяющий на основе выявления общности целей, содержания, структуры органически объединять разные стороны, тенденции действительности», понимается нами как способ установления взаимосвязи объектов и явлений. Нами определено, что интеграция в преподавании МХКпонимается на уровне содержания образования и глубоких межпредметных связей на основе принципа приоритетности системы духовных ценностей, понимания, связанного с переживанием, - культура предстает в сознании ученика как духовная история человечества.
Интеграция осуществляется по нескольким направлениям и на разных уровнях.
- Межпредметный уровень интеграции объединяет знания, создает условия для содружества искусств. Способы межпредметной интеграции: интегрированный курс, урок, задание, исследовательская, проектная деятельности.
- Внутрипредметный уровень интеграции формирует «живое» знание, т.е. дает понять ребенку, для чего это может пригодиться ему в дальнейшей жизни; внутрипредметный уровень интеграции может быть целостным (на протяжении всего урока) или фрагментарным (отдельный фрагмент урока).
- Межсистемный уровень интеграции создает взаимосвязь между основным и дополнительным образованием.
- Межличностный уровень интеграции предполагает сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, т.о., расширяя культурное пространство.
- Внутриличностный уровень интеграции основан на интегральной природе самого человека, соединяя все характеристики личности.
Интеграция в образовательной деятельности рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, приемов и форм организации познавательнойдеятельности учащихся. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно правильно сочетать разнообразие приемов в учебной деятельности. От этого будет зависеть успех, а, значит, и результат обучения.
Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории.
Важным принципом преподавания МХК является рассмотрение феноменов культуры в историческом контексте. Знание историко-культурной ситуации обеспечит полное и глубокое понимание учащимися сути тех или иных произведений искусства, творчества художников. Акцент делается не на специфике отдельного вида искусства, а на специфике памятника культуры эпохи. В культурологии и искусствознании существует принцип выделения ведущего вида искусства - «интуиции эпохи». Именно он является основой для характеристики культурно-исторической эпохи.
Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности. Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока.
Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные - связи данной темы с ранее изложенными, перспективные связи — с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала. Он в ходе раскрытия следующих тем постоянно углубляется и уточняется. Перспективные связи постепенно подводят учащихся к изучению нового материала. Они формируют у учащихся представление о целостности историко-культурного процесса, несмотря на большие различия отдельных его этапов.
В настоящее время разработан интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе, реализация интеграции обеспечивается синтезом двух циклов: эстетического и гуманитарного. В эстетическом цикле преподавание осуществляется посредством конкретного вида творческой деятельности.
Цель уроков искусства и МХК – это введение ученика в систему художественной культуры как формы выражения опыта поколений, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Приобщение к искусству – постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры в начале обучения к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной картины мира в старших классах.
Программное содержание уроков МХК предполагает рассматривать учебный материал в тесной взаимосвязи архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театрального искусства, кино, истории, обществознания. Интегрированный характер предмета МХК обусловлен его исторической, культурологической и искусствоведческой компонентами.
Например, интегрированный урок в старших классах (8-11 классы), посвященный Отечественной войне 1812 года, может быть проведен учителями истории, литературы, МХК. Наряду с хроникой исторических событий, озвученной на уроке, учащиеся знакомятся с культурным наследием, сохранившем память о великом подвиге русского народа в войне 1812 года. На уроке МХК в 11 классе, посвященном воплощению образов Великой Отечественной войны в различных видах искусства, также носит интегрированный характер. Невозможно рассказать о произведениях искусства, отражающих события войны, не соприкоснувшись с историей. Такие уроки способствуют повышению мотивации, формируют познавательный интерес, развивает эмоциональную сферу учащихся, воспитывает чувство патриотизма, гордости за свое Отечество, свой народ, повышают рост профессионального мастерства учителей.
Изучение видов искусств разных эпох и народов воспитывают толерантность, уважение к культурному наследию других народов. Уроки искусства и МХК призваны способствовать становлению личности учащихся, формированию их мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. Творческие задания требуют от ребят комплексного применения знаний по разным предметам, побуждают задуматься о роли и значении искусства в жизни человека.
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование коммуникативных, творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Интегрированный урок – это новый педагогический эффект, это один из способов связать школьные программы и, тем самым, ещё больше усилить связь знаний с реальными требованиями жизни. Искусства могут интегрироваться на равной основе или на основе выбора доминирующего искусства. При этом разные виды искусства не иллюстрируют основной материал, они одинаково значимы.
Интеграция способствует:
- целостному представлению о мире и видению себя в этом мире, формированию мировоззрения учащихся, их социализации, активному познанию окружающей действительности, повышению мотивации обучения, научного уровня знаний, расширению сферы получаемой информации, более полному усвоению знаний, самостоятельности в учении, умению занимать и отстаивать свою позицию;
- комплексному видению проблем, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей и явлений в искусстве и обществе (методом сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.д.);
- развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся для решения учебных задач,
- развитию речи, памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления (логического, художественно-образного);
- совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации (активизирует образовательный процесс, повышает темп урока, экономит учебное время, снижает утомляемость, перегрузку, создает благоприятные условия для обучения);
Для более яркого и впечатляющего отображения в художественных образах мировоззренческого феномена, стандарт по «Мировой художественной культуре» на профильном уровне предполагает превалирование культурологических подходов с использованием специальной терминологии, связанной, прежде всего со спецификой языка разных видов искусства. В стандарте представлены все значимые культурные ареалы, что способствует выработке эстетической и культурной толерантности, но с акцентом на освоении ценностей европейской цивилизации, к которой принадлежит отечественная культура.
Изучая художественную культуру определенной исторической эпохи, необходимо развернуть перед учащимися диалог искусств с доминированием видов и жанров, являющихся репрезентантами культуры в данную эпоху.
Важнейшими элементами педагогической технологии культурологического интегративного преподавания МХК становятся художественно-педагогический ценностный анализ текста, включая понимание символической стороны образа, смысловой сцепленности, универсального и уникального, и ценностная интерпретация как понимание духовного содержанияявлений, формулирование оценки, собственной позиции по отношению к объекту познания.
Теоретические модели глубокого уровня интеграции содержания гуманитарно-эстетических дисциплин отражают единство человека и культуры. В целом в педагогической технологии интегративного преподавания МХК можно выделить следующие особенности: сфера изучения предмета постепенно расширяется и углубляется, основными характеристиками методов интегративного преподавания МХК являются диалогичность, личностная направленность, ценностная основа.
Развитие межпредметных связей в практике школьного обучения является важным условием повышения эффективности образовательного процесса. Межпредметная интеграция способствует тому, что фрагментарные знания из разных отраслей наук складываются в систему, лучше усваиваются и надолго остаются в памяти ученика.
Итак, можно отметить, что накоплен большой опыт преподавания культурологических дисциплин в среднем звене системы образования и, несомненно, престиж такой дисциплины как «Мировая художественная культура» должен неуклонно подниматься в глазах общественности.
Таким образом, именно во взаимодействии прикладной культурологии и педагогики решается проблема формирования личности как субъекта культуры.