Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как один из аспектов достижения метапредметных результатов обучения»
Метод проектов как один из аспектов достижения матапредметных результатов обучения
Одним из путей достижения метапредметных результатов и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную деятельность.
Проектные работы выстроены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащегося, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации проектных работ является необходимость владения компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.
В процессе работы над проектом учащиеся овладевают познавательными, регулятивными и коммуникативными УУД, такими как:
Анализ актуальности проводимого исследования.
Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить.
Выбор средств и мотивов, адекватных поставленным целям.
Планирование, определение последовательности и сроков выполнения работ.
Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования.
Представление результатов в соответствующем использованию виде.
Итогом выполнения проектов является живописная, графическая или декоративная композиция; презентация.
Выполнение проектов, как монопредметных (выполняются на материале конкретного предмета, т.е. искусства или технологии) так и межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), как индивидуальных, так и групповых.
Первые свои проекты ребята выполняют на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки и Мировой художественной культуры согласно школьной программе. Это считается обязательным. По времени проекты подразделяются на:
краткосрочные: мини – проекты, которые могут укладываться только в один урок (индивидуальная и мини - работа в группах;
Темы работ по изобразительному искусству в 8 классе: «Застывшая музыка»; «Визитная карточка столицы России»; и проекты, которые требуют выделения 2 уроков.
Темы коллективных проектов на уроках технологии: «Создание плаката: Безопасность ручных работ» (8 кл).
На уроках изобразительного искусства и МХК: «Будущее России» (9 кл); «Влияние древних образов на современную жизнь» (10 кл); «Черты «идеального» города в современном административном центре» (11 кл); «Различие в проявлениях эстетики классицизма в Западной Европе и России» (12 кл);
среднесрочные проекты, которые требуют большего количества времени от недели до месяца.
Темы проектов по технологи (групповые): «Утилизация отходов пластмассовых емкостей» (9 кл); «Составление карты достопримечательностей Нижнего Тагила»(10 кл);
Долгосрочные проекты, которые требуют еще больше времени от месяца и до 10 месяцев. Они выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект от определения проблемы и презентации (защиты) выполняется на уроке и во внеурочное время: «Вывеска для офиса» (11 кл); «Создание и оформление рекламного обращения» (12 кл).
После того, как учащиеся попробовали свои силы в проектировании в урочное время, им предоставляется возможность создать проект, посвященный знаменательной дате или празднику. Формируется творческая группа учащихся, желающих заняться проектной деятельностью во внеурочное время. Самым любимым и желанным для них является творческий проект и именно долгосрочный.
В актовом зале школы открылась постоянно действующая выставка творческих проектов учащихся (декоративно – прикладного искусства, живописи, графики, инсталляции и т. д.).
Вот некоторые из них:
«Гордимся, помним, чтим»(групповой проект, посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне);
Для учащихся вечерней школы пенитенциарного учреждения проектная деятельность – это, прежде всего, развитие эмоциональной сферы и демонстрацией этого является наш последний групповой творческий проект, который так и называется «Весенний полет бабочек».