Нетрадиционные направления в искусстве
- XX век, в котором развивался поиск новых технических средств создания произведений искусства, совсем недавно стал историей. Окончательный вывод о месте изобразительного искусства этого периода в общем движении мировой цивилизации делать еще рано. Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. Поэтому возникает необходимость определить границы между различными направлениями в искусстве.
Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Определяющее влияние на искусство ХХ века оказали:
Ф. Ницше: «Все Боги умерли… остался человек». Отсюда: 1) нет Бога - нет человека; 2) «все дозволено»; 3) мы создадим «нового Бога». Этот «новый Бог» - искусство - «новая религия»; 4) личность как «Сверхличность». В литературе ХХ века появляется «комплекс Сверхчеловека».
Психоанализ Зигмунда Фрейда, теория коллективного бессознательного. Цель психоанализа - достижение внутренней свободы личности. Основные положения учения Фрейда: 1) Фрейд закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное. Он выделил три сферы психики: «Сверх-Я», «Я», «Оно»; 2) обратился к сновидениям для изучения области бессознательного; 3) учение о вытеснении и сопротивлении; 4) либидо - сексуальная энергия, двигатель творчества.
Черты модернизма:
1.Разрыв реалистических традиций.
2.Отказ от изображения социальных и исторических реалий.
3.Субъективизм
4.Индивидуализм
5.Протест против всякой традиции
6.Преобладающая роль формы над содержанием
7.Синтез искусств
8.Опора на иррациональное
9.Дегуманизация
10.Эстетизм, в т.ч. антиэстетизм
С помощью художественных средств модернисты пытались донести до зрителя свои чувства и настроения.
Абстракционизм
(лат. «abstractio» — удаление, отвлечение)
Абстрактный экспрессионизм (abstract expressionism)
Дадаизм
или
дада
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от
impression — впечатление)
Кубизм
(фр. Cubisme)
Модерн (от фр. moderne — современный)
Символизм (фр. Symbolisme)
Фовизм (от фр. fauve - дикий)
Футуризм
Экспрессионизм
Главная ценность модернистского искусства - личность с ее сложными душевными переживаниями. Модернизм психологичен, его интересуют «внутренние миры», периферийные сферы сознания и бессознательное (пограничные душевные состояния человека, проблемы болезненного расщепленного сознания).
Современное
искусство
Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное, общедоступное искусство)
Карнавализм
Ф
О
Т
О
Р
Е
А
Л
И
З
М
Инсталляция (от англ. installation – установка)
Энвайронмент (англ. environment - окружение, среда)
Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее)
Оптическое искусство (оп-арт - сокращённый вариант от англ. optical art - оптическое искусство)
Кинетическое искусство,Кинетизм (греч. kinetikos - движение, приводящий в движение)
Видеоарт
Боди-арт (англ. body art - «искусство тела»)
Перформанс - (англ. performance - исполнение, представление, выступление)
Граффит или граффити
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов.
Самыми заметными явлениями этих годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма.
Модернизм 20 в.
Сальвадор Дали
Современное искусство
Ричард Гамильтон
Модернизм всегда вызывал самые противоречивые отклики, и в то же время он остается одним из самых масштабных направлений изобразительного искусства.
Вопросы для обсуждения.
- Знаете ли вы виды нетрадиционного искусства?
- Назовите характерные черты нетрадиционного искусства?
- Встречались ли вы с картинами нетрадиционного искусства?
- Нравится ли вам эти картины?
- Вам понятен смысл этих картин?