Презентация рассказывает и наглядно показывает об искусстве Московского княжества периода 14-15 в.в. К началу 14 в. Москва выдвинулась в число самых крупных городов Северо-Восточной Руси. В Москве было начато широкое каменное строительство, опиравшееся на традиции византийских и владимиро- суздальских мастеров. Здесь возводятся белокаменные храмы. Самыми значительными из которых были Успенский собор и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство Московского княжества»
искусство Московского
княжества 14-15 вв.
В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.
Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы
Успенский собор
Особенно интенсивным стало строительство в Московском княжестве в 1360-80-е гг. В течение 1367 - 1368 гг. князь Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные и значительно расширил его территорию почти до современной. Москва превратилась в первоклассную крепость, укреплённую по всем правилам инженерного искусства того времени. Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили много усилий для укрепления монастырей, окружавших столицу.
В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-27 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но, не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее - им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание пирамидальной композиции, что уже заметно в этих храмах
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Показательный пример - Спасский собор Андроникова монастыря, который представлял собой 4-столпную 3-нефую церковь. В сравнении с Троицким собором он демонстрирует гораздо большую декоративность, благодаря сложному и пышному завершению. Углы храма были понижены, чтобы подчеркнуть ступенчатую ярусность его верха. Устремлённость ввысь подчёркивалась килевидной формой закомар и кокошников, убывающих к верху в размерах. В этом храме впервые проявились архитектурные идеи строителей шатровых храмов следующего, 16 в. Применялась в соборе антропоморфная скульптура, от которой сохранилась фигура воина-змееборца. После владимиро-суздальской скульптуры, это первый известный опыт на московской земле