Александр Дейнека – плоть от плоти социалистического реализма,
что совсем не умаляет его талант художника. Он певец советской культуры со всеми ее плюсами и минусами. Каждое его полотно – наполовину плакат,
кричащий «Наше дело правое…»
Дейнека получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Александр Дейнека – плоть от плоти социалистического реализма,
что совсем не умаляет его талант художника. Он певец советской культуры со всеми ее плюсами и минусами. Каждое его полотно – наполовину плакат,
кричащий «Наше дело правое…»
1915-1917 гг.
Дейнека получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни.
Автопортрет.
1916 год
Акварель
1919-1920 гг.
Александр по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём призвании - руководит художественной студией при Курском политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра.
Автопортрет в панаме
1920 - 1930 годы
Картон, масло
38x32 см
Новая манера в творчестве художника
В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда" (1928) перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г."
Эстрадный танец
1922 год
Графика
«Приметы XX столетия»
Множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта.
В Донбассе
1925 год
Акварель
Новый мир
Новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время "более графическое, чем живописное".
На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка».
1925 год
Иллюстрации
Постановили единогласно. Рисунок для журнала «Безбожник у станка».
1925 год
Иллюстрации
Новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. В 1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.
Иллюстрация из детской книжки А. Барто «Первое мая».
1928 год
Иллюстрации
Путешествие за рубеж
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов ("Дорога в Маунт-Вернон", "Филадельфия", "Вашингтон. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Набережная Сены", "Париж. В кафе", "Париж. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935, "Скука", 1936).
Филадельфия
1935 год
Великая Отечественная война
Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. Первой значительной работой становится "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941).Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека был потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Вернувшись, художник создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942).
Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года
1941 г
Оборона Севастополя 1942 г.
Послевоенный период
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополе", 1959), продолжает заниматься украшением залов.
У моря
1956 - 1957 г
Память о художнике
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Несколько работ Дейнеки вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).
Памятник Александру Дейнеке
в Курске
Мать
Баскетбол
В Севастополе
Девочка у окна. Зима. 1931
Вратарь. 1934
Девушки в выходные дни
Оборона Севастополя. 1942 г.
Раздолье. 1944
Презентацию подготовила учитель ИЗО, МХК, технологии ГБОУ СОШ № 800 Купцова Ольга Анатольевна г. Москва