kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптивная индивидуальная рабочая программа по МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует ФГОС, легко адаптируется под особенности учащихся  с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная индивидуальная рабочая программа по МХК»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Угличского муниципального района

Утверждена приказом по школе

№147/01-08

от «30» августа 2018г

Директор___________/Игнатьева В.Ю.



Рабочая программа

индивидуального обучения Соколова Сергея, обучающегося 10 «А» класса



учебного предмета Мировая художественная культура для 10 -11класса





учителя Давыдовой Ларисы Валентиновны







2018/19 уч. год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

10-11 класс.

Настоящая рабочая программа курса «Мировая художественная культура» для 10-11 классов программа составлена на основе следующих документов:

*Закон Российской Федерации «Об образовании»

*Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.-3-е изд. –М.: Просвещение, 2014.(Стандарты второго поколения)

*Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2010, №1089.

*Примерные программы по учебным предметам среднего общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). –М.: Просвещение

*Авторская программа Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура» 10-11класс, Москва, Владос, 2014.

* Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. -Дрофа.2014

*Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения СОШ №7, города Углича;

* Федеральный перечень учебников на учебный год, утвержденный Приказом Минобразования РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

*Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа курса имеет Учебник: Мировая художественная культура. 10-11 класс. В 2 -х ч. Ч. 1. МХК. / Л.А. Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 20014, Допущено Министерством образования и науки РФ.

В соответствии с рабочим учебным планом школы на изучение курса «Мировая художественная культура» отводится 0.5 часа в неделю, 17 часов в году.

Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

Задачи:



•повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

•воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

•раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;

•развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

•развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

•формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

•формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

•формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио¬нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.

Общая характеристика учебного курса.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на ступени начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму куль туры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Курс мировой художественной культуры 10 класса «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры. Взгляд из России» систематизирует знания о культуре и искусстве, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Изучение мировой художественной культуры в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

-сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесении с наследием русской художественной культуры,

-способствовать усвоению знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о шедеврах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-воспитание художественно-эстетического вкуса;

-развитие художественно-творческих способностей, чувств, эмоций, ассоциативно-образного мышления.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран,

-выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох,

-знакомить с произведениями великих деятелей искусства и сокровищами мировых музеев;

-учить монологической речи учащихся, высказыванию собственного мнения о произведениях мировой художественной культуры;

-учить анализу художественных произведений;

-воспитывать общую коммуникативную культуру общения;

-способствовать расширению общего кругозора учащихся, их нравственному и духовному совершенствованию.

Дидактические содержательные единицы государственного стандарта и программы Л.А. Рапацкой совпадают:

- Художественная культура первобытного мира,

-Художественная культура Древнего мира,

-Художественная культура Средних веков,

-Художественная культура Ренессанса,

-Культурные традиции родного края.

Авторская программа Л.А.Рапацкой содержит темы, не обозначенные в государственном образовательном стандарте (Н-р «Язычество Руси», «От мудрости Востока к библейским заветам», и др.) Перечисленные темы включены в рабочую программу. В авторской программе Л.А. Рапацкой не учтены темы для обязательного изучения в государственном образовательном стандарте.( Н-р «Искусство Месопотамии», «Искусство Древней Греции».) Данные темы включены в рабочую программу. Таким образом, государственный образовательный стандарт и авторский замысел Л.А. Рапацкой будут выполнены в полном объеме.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционных технологий обучения. Используются общие формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные.

Согласно авторской концепции, Л.А. Рапацкая главным методом преподавания мировой художественной культуры видит «Взгляд из России».

Данная программа будет реализована на основе использования учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

1.Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура, учебник 10 класс, 1-2 часть, Москва, Владос, 2014.

2. Рапацкая Л.А. Программа курса. 10-11класс Москва, Владос, 2014.

Курс мировой художественной культуры в 11 классе направлен на формирование у учащихся целостного представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Это важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, которые интегрируют полученные ранее знания по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Важнейшей особенностью содержания курса 11 класса является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от Нового Времени до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное – выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Такой путь изучения курса позволяет учащимся выявлять и осознавать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, увидеть корни древних пластов искусства в искусстве настоящего времени, понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира. Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение. Широко используется на уроках национально-региональный компонент (специфика развития региональной культуры, сложившимися культурными традициями края). Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Предмет МХК способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных ценностей мировой культуры.

Изучение мировой художественной культуры в 11 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

-развитие чувств, эмоций, ассоциативно-образного мышления и художественно-творческих способностей,

-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры,

-освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре,

-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение,

-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

При составлении рабочей программы сохранена тематика определенная стандартом среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре.

Дидактические содержательные единицы государственного стандарта и программы Л.А. Рапацкой совпадают:

-Художественная культура Нового Времени,

-Художественная культура конца 19 -20 века,

-Культурные традиции родного края.

Таким образом, государственный образовательный стандарт и авторский замысел Л.А. Рапацкой выполнен в рабочей программе в полном объеме.

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционных технологий обучения. Используются общие формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, исследовательские и проектные.

Согласно авторской концепции, Л.А.Рапацкая главным методом преподавания мировой художественной культуры видит «Взгляд из России».

Данная программа будет реализована на основе использования учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура, учебник 11 класс, 1-2 часть, Москва, Владос, 2014

2. Рапацкая Л.А. Программа курса. 10-11класс Москва, Владос, 2014.

Содержание программы

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

Введение

Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Неравномерное «прохождение» различных этапов художественными культурами Востока и Запада.

Особенности исторического облика и менталитета России. Положение России между Востоком и Западом. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры (связи с Византией, Болгарией, Сербией, Польшей, Германией, Италией, Францией и др.) Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России. Самобытность русского искусства. «Свой путь» русской художественной культуры от Древней Руси до XX в.

РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правления в Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.

Художественная культура Древней и средневековой Индии

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хождение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).

Художественная культура Древнего и средневекового Китая

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Японская художественная культура: долгий путь средневековья

Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.

Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране. Архитектурные особенности мечети, ее канонические формы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок «Тысяча и одной ночи». Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙТРАДИЦИИ

Античность — колыбель европейской художественной культуры

Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.

Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»). Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма. Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох. Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.

От мудрости Востока к библейским заветам

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).

Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган. Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Боттичелли).

Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте. Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди). Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.

Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей

XVII в. Как «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.

Барокко в архитектуре (Д. Л. Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.

Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм — преемственность художественных традиций. Стремление к выражению возвышенных героических образов. Франция — родина классицизма. Теория классицизма (Н.Буало). Классическая трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон). Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и образов, обобщающих развитие художественной культуры Европы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. Ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.).

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества. Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземлённостью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Ка-новы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя). Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл. Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.

РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусствадревнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста. Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона. Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова. Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин. Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор Василия Блаженного). Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи. Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий). Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова). Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейкости». Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки. Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Дубянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Классицистский хоровой концерт. Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского. Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя). Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге. Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в России. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э. М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского. Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.

Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века.

Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.

Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.

Раздел 2. Художественная культура России19-20 века.

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про-екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(1) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.

Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» (3). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (3) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века.

Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.

Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.

Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.

Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского,

Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.



Учебно-тематический план. 10 класс.

Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры.

Взгляд из России.

(Составлена на основе авторской программы Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура» 10-11класс, программа курса 10-11 кл. / Л.А.Рапацкая –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.










Раздел, тема

Всего

часов

Основное содержание урока

Лекции

Опыт практич.

деятельности

Форма

контроля

1.

Введение. Художественная культура первобытного мира.

Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.




1 ч.



1ч.

Предмет МХК. Понятие культуры. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора.

Лекция с использованием видео-фильма

Поиск древних образов и символов в фольклоре.

Опрос

устный

2.

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии. Древний Египет


4 ч.

1ч.

Аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. (Зиккурат, ворота Иштар, дорога Процессий) Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора.

Лекция


Письмен.

самост.

работа «Формы египетского искусства в творчестве русских мастеров»


3.

Древняя Греция и Древний Рим.


1 ч.

Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, ритуального и театрального действия. Древнегреческий театр. Трагедия и комедия.

Символы Римского величия: Римский Форум как центр общественной жизни, Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), зрелищные сооружения Колизей, Пантеон. Основные архитектурные и изобразительные формы.

Беседа с использованием видео-

фильма

Сравнительный анализ образного языка архитектуры Санкт-Петербурга «Русского Египта» и Египта.

(П.П.Соколов. Сфинксы Египетского моста через р. Фонтанку, А.И.Ворохин. Египетский вестибюль дворца в Павловске)

Текущий

контроль

4.

Древняя и средневековая Индия. Доколумбовая Америка. Древний и средневековый Китай.


1ч.

Модель вселенной Древней Индии. Ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем.

Отражение мифологических представлений Майя и ацтеков в архитектуре и рельефе.

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине.

Беседа с использованием

видео-

материала

(презентаций, видео-

фильма)


Поиск древнеиндийских мотивов в творчестве поэтов «Серебряного века ».

Поиск китайского мотива в русском искусстве. Выявление общности и различий. (Музыкальные оперные спектакли, постановки. Художники сцены: Бенуа, Коровин, Арапов.

Устный опрос творческих заданий учащихся.

5.

Японская художественная культура. Художественные традиции мусульманского Востока.

1 ч.

Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Буддизм, синтоизм.

Логика абстрактной красоты. Мусульманский образ рая. Древний Самарканд. Синтез архитектурной формы и изменчивого полихромного узора. Мечеть и минарет. Коран. Книжная миниатюра. Омар Хайям.

Урок-

путешествие с использованием видео-

фильма.


Письменный работа «Сравнительный анализ греческого театра и японского театра ноо, кабуки»

6.

Художественная культура Средних веков. Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга. Памятник культуры «Ветхий Завет». «Новый завет». Евангелия. Образ Иисуса Христа.

8ч.



1ч.

Евангельские сюжеты в творчестве великих художников. Подбор материала.

Беседа



Самостоятельная письменная работа

«В чем смысл притчи о Блудном сыне»?

7.

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор. Народные песни. Культура родного края. Обрядовая поэзия, песни ярославского края.

1 ч.


Беседа с использованием

видео-

материала

(презентаций, видео-

фильма)


Подготовка презентаций

Защита проекта –презентаций по культуре родного края.

8.

Византия и Русь. Византийские христианские традиции. София Константинопольская. Древнерусский крестово-купольный храм.



1 ч.

Воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Литургическое действо. Воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений. Космическая, топографическая, временная символика храма. Стилистическое многообразие воплощения единого образца.

Лекция Видео-

материал

Подготовка доклада

реферата

Устный опрос Тест «Древнерусский храм»

9.

Памятники архитектуры. София Киевская. Художественный облик Великого Новгорода. Культура родного края. Памятники Углича, Ярославля, Ростова Великого.

1 ч.

Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Спаса на Ильине. Фреска. Мозаика.

Спассо-Преображенский монастырь г. Ярославля, Спассо-Преображенский собор г. Переславль-Залесский.

Урок-

экскурсия



10.

Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Московская школа.

1 ч.

Церковь Покрова на Нерли От Спасского собора Спас-Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском.

Лекция Видео-

материал


Письменный ответ на вопрос «Что связывает византийскую и русскую культуру»?

11.

Ансамбль Московского Кремля. (Угличского, Ярославского, Ростовского). Икона и иконостас.

Троице-Сергиевская Лавра. Роль в культуре человека.


1 ч.

Символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.

Специфика символического языка и образности. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине, иконостас Благовещенского собор в Кремле), А. Рублева «Троица».

Заочная

экскурсия

Подготовка сообщений

Сравнительный анализ

художеств.

произведения Рафаэль «Мадонна в кресле» и иконы Богоматерь Владимирская.

12.

Христианские основы средневекового европейского искусства. Романский стиль в искусстве.

Готический собор как образ мира.

1 ч.

Монастырская базилика как сосредоточие культурной жизни Романской эпохи. Идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной. Кафедральный собор. Вормсский собор. Соборный комплекс в Пизе.

Рыцарская любовная поэзия, рыцарский средневековый роман.

Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургические драмы.

Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кельнский собор.

Лекция Видео-

материал

Составить рассказ о готических храмах Европы.

Участие в дискуссии

Устный опрос

13.

Средневековая музыкальная культура.

1 ч.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Григорианский хорал.

Урок-

концерт. Прослушивание и анализ муз.произведений С.Рахманинова, Д.Шостоковича.



14.

Художественная культура Ренессанса. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Литературно-гуманистический кружок Лоренцо Медичи.

4ч.

1 ч.

Предшественники Возрождения (Данте «Божественная комедия», Джотто «Поцелуй Иуды», колокольня Джотто, Л.Альберти «Десять книг о зодчестве»)

Ф.Брунеллески-родоначальник ренессансной архитектуры Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», «Весна».


Беседа

Подготовка доклада

реферата

Письменная работа. Сравнительный анализ творений Данте и Джотто.

Что объединяет образный мир этих мастеров?

15.

Мастера Высокого Возрождения.

1 ч.

Рафаэль. «Сикстинская мадонна», «Мадонна Конестабиле», росписи Ватиканского дворца. Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа», фреска «Тайная вечеря». Микеланджело «Пьета», «Моисей». Сикстинская капелла. Роспись потолка, фреска «Страшный суд». Вариации женской красоты Тициана. «Флора», «Праздник Венеры» и др.

Лекция с элементами выступлений учащихся

Оформление

презентаций Доклады.




Защита

проекта

16.

Северное Возрождение.

Возрождение во Франции, Испании.

1 ч.

Идеи Реформации и мастерские гравюры Дюрера «Апокалипсис», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия».

Пантеизм – религиозно-философская основа Гентского алтаря Яна ван Эйка.

Придворная культура французского Ренессанса Дворец Фонтенбло. Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэзия «Плеяды»

Беседа Видео-

материал


Анализ художественного полотна Дюрер «Четыре всадника»

17.

Развитие музыки и музыкальных жанров.

Театр В. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

1 ч.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Энциклопедия человеческих страстей.

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», « Король лир»

Урок-

концерт

Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов.

Фронтальный опрос.

Создание проекта «Художественная культура Ренессанса».


Итого -17 ч.








К концу обучения, после изучения главных разделов программы10 класса: Введение. Художественная культура первобытного мира. Художественная культура Древнего мира. Художественная культура Средних веков. Художественная культура Ренессанса обучающийся получит знания :

-Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада.

-Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека.

-Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) – как основа развития художественной культуры разных народов.

-Закономерности развития мировой художественной культуры (повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства, изменение средств художественной выразительности).

-Основные этапы развития художественной культуры народов мира.

-Неравномерное прохождение различных этапов художественными культурами Востока и Запада.

-Особенности исторического облика России, ее положение между Востоком и Западом.

-Христианские нравственные идеалы как основа развития художественной культуры России.

-Самобытность русского искусства.

-Знать стили и направления в мировой художественной культуре, их характерные особенности, вершины художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.

-Знать основные искусствоведческие понятия, великих деятелей-творцов и их шедевры.

-Основные виды и жанры искусства, особенности языка различных видов искусства.

Научится:

-Анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них свое собственное суждение.

-Использовать приобретенные знания и умения для расширения своего кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

-Уметь ориентироваться в многообразии видов искусства, жанров, направлений, стилей и т.п.

-Работать с научной и художественной литературой.

-Вести дискуссию, обосновывать свою точку зрения.

-Планировать исследовательскую и творческую деятельность,

-Грамотно оформлять результаты научной, исследовательской и проектной деятельности

-Анализировать взаимосвязь культуры и ее составных элементов.

-Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре и выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Получит возможность:

-Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

-Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Адаптивная индивидуальная рабочая программа по МХК

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Дата: 06.02.2020

Номер свидетельства: 538691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства