Просмотр содержимого документа
««Величины и их соотношения».»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Конспект урока по математике
в 4 классе
«Величины и их соотношения».
подготовила
учитель начальных классов
Баева Ольга Владимировна
г. Томск
2008 г.
Открытый урок математики
Тема: «Величины и их соотношения».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Класс: 4 Б класс.
Программа: «Гармония».
Дата проведения: 30.01.2008 год.
Цели: 1.повторить известные детям величины, единицы величин и их соотношения;
2. совершенствовать навыки устного счёта;
3. развивать интерес учащихся к математике, окружающему миру;
4. воспитывать нравственные и эстетические чувства к окружающему миру.
Оборудование: 1.карточки с буквами, цифрами и словами;
2.карточка-тест на каждого ученика;
3. картинки с изображением планет Венеры, Марса, Земли, Солнечной системы, марсиан;
4.картинки с изображением транспорта: карета, автомобиль, самолёт, ракета.
I. Организационный момент и постановка цели урока.
Сегодня, ребята, мы повторим известные нам величины, единицы величин и их соотношения. А отправимся мы с вами в путешествие. Чтобы узнать в какое именно путешествие, вам нужно разгадать шифровку. Итак, готовы? Тогда начнём.
II. Устный счёт.
3 км 500 м =……м 100 280 3.500 2 5 5.000
5 кг =……г с с к о м о
2 руб 80 коп =…….коп
5.000 м =…….км
48 ч =………сут
2 2
1 дм = ……..см
(Дети выполняют соотношения и подставляют карточку с соответствующей ответу буквой - получается слово КОСМОС).
III. Минутка красивого письма.
-Да, ребята, мы отправляемся в космос. А на чём же мы полетим? (на ракете). Давайте попробуем сконструировать нашу ракету (выполняется графический диктант, в результате которого получается рисунок ракеты).
IV. Работа над темой.
-Итак, ракета готова. Осталось только решить куда именно в космос мы отправимся? Может на Солнце? ( если дети сразу соглашаются, можно спросить: «А не жарковато будет?», если не соглашаются можно сказать, что полетим, когда солнышко сядет, будет не так жарко.)
1. Устные вычисления.
- Температура на Солнце 6.000 градусов. Да, жарковато будет. У нас летом бывает +30 и то мы мучаемся от жары. А посчитайте, ребята, на сколько градусов отличается наша температура в 30 градусов от солнечной в 6.000 градусов? (5.970)
-А теперь, посчитайте какой высоты будет градусник, который сможет показать самую низкую температуру в -20 градусов, а самую высокую - в 6.000 градусов, если одно деление равно 1 мм? (6.020 мм). А сколько это см? (602 см). А метров?( 6 м 2см).Какой большой был бы градусник! (дети сравнивают его с высотой двухэтажного дома).
2. Совершенствование навыков соотношения величин.
-Вы правы, наверное, не стоит лететь на Солнце. Очень жарко и далековато - 150 миллионов километров! А кто сможет записать это число? Вот оно какое огромное, а расстояние даже трудно представить. Если бы мы решили поехать на Солнце на карете, нам понадобилось 500 лет. А сколько это веков? (это и дальнейшие соотношения записываются в тетради и на доске).
-Потом люди придумали автомобиль. Теперь на эту дорогу понадобилось в 5 раз меньше. -Сколько это лет? (100 лет), а веков?
-А на самолёте пришлось бы лететь 10 лет. Сколько это месяцев?
-А вот наша ракета преодолеет это расстояние за 1 год. Сколько это дней, если учесть, что год не високосный?
-А солнечный луч пробегает это расстояние за 8 минут. Сколько это секунд?
(В результате на доске и в тетради появляется запись):
500 лет = 5 в
100 лет = 1 в
10 лет = 120 мес
1 год = 365 д
8 мин = 480 сек
-Итак, мы выяснили, что на Солнце нам нельзя. Жарковато, далековато, да и Солнце - это ведь не планета, звезда, раскалённый, газовый шар. Давайте лучше полетим на одну из ближайших планет. Какие планеты вы знаете? А какие из них ближайшие соседи нашей Земли?(дети называют, на доске появляется картинка с изображением Солнечной системы, подготовленный ученик рассказывает о планете Венера):
Венера - красивая голубая планета. Она так ярко отражает солнечный свет, что её можно видеть не только утром, но и ночью. Поэтому её называют утренней звездой. На Венере не бывает смены времён года, потому что её ось наклонена, как земная. А поскольку Венера близко расположена к Солнцу, там стоит вечное лето, только очень жаркое. Поэтому такие металлы, как олово и свинец можно черпать ведром, как воду.
-Да, ребята, туда нам тоже нельзя. Лучше полетим на Марс, да и учёные считают, что условия на Марсе близки к земным.(иллюстрации Венеры и Марса вывешиваются на доску).
3. Самостоятельная работа.
-Но как и любому космонавту, прежде чем отправиться в космос, нам нужно пройти специальную проверку, тренировку. Для этого вам нужно выполнить задание из учебника стр. 92 № 288 – самостоятельно.
Физминутка.
-Итак, проверку все прошли и можно отправляться в путь. А чтобы время полёта прошло незаметно, можно немного отдохнуть (дети закрывают глаза, кладут руки на парту, голову на руки, включается медленная мелодия, можно попросить детей показать под музыку движения в невесомости).
4. Нахождение «лишних» величин среди одноимённых.
- Мы уже на Марсе. А кто это нас встречает? (марсиане). Они что - то говорят нам, но мы не понимаем их язык. Но есть выход. Давайте выполним задание и найдем «лишние» величины - это и есть слова марсиан ( при выполнении задания, карточки с «лишней» величиной переворачиваются - на них слова. В результате появляется запись:
“ЗЕМЛЯНЕ, МЫ РАДЫ ВАМ!».
5. Решение задачи.
-Ребята, я забыла вас предупредить, что до Марса лететь 4 месяца туда и столько же обратно. Давайте посчитаем, успеем ли мы вернуться к 1 сентября, чтобы хоть в пятый класс попасть? (не успеем). Значит нужно торопиться и возвращаться на Землю. Но что такое? Почему - то не взлетаем, что - то с двигателем (он почему-то не работает). Есть выход надо решить задачу и тогда двигатель заработает!
Задача. Для создания новой космической станции прибыло 40 космических корабле по 13 строительных роботов и 30 космических кораблей по 17 строительных роботов. Сколько всего строительных роботов прибыло для строительства новой космической станции?
V. Итог урока. -Вот мы и благополучно приземлились.
Там горы высокие, там степи бескрайние,
Там ветры летят, по просёлкам пыля,
Мы - дети Галактики, но самое главное,
Мы - дети твои, дорогая Земля!
-Давайте вспомним, ребята, где мы сегодня побывали и какие задания выполняли, что повторяли.
VI. Закрепление. -Любой космонавт, возвращаясь на Землю, должен предоставить отчёт о проделанной работе. Вот и вы сейчас составите свой отчёт в виде решения теста. Каждый космонавт, то есть вы, после проверки теста получите отметку за урок — путешествие.
ТЕСТ
1. Вырази более крупных единицах:
24 мес =
70 мм =
300 мин =
480 сек =
200 см =
2. Исправь ошибки (где нужно):
5 м 30 см = 5. 300 см
6 дм 7 см = 67 см
7 кг 250 г = 7.250 г
4 ч 30 мин = 430 мин
3 века = 3.000 лет
4 см 5 мм = 405 мм
Список использованной литературы:
1. Н. Б. Истомина - учебник для общеобразовательных школ «Математика 4 класс» по программе «Гармония», Смоленск, «Ассоциация XXI век»;
2. «Методические рекомендации к учебнику Математики 4 класс» («Гармония» 1 — 4), Смоленск, «Ассоциация XXI век»;
3. Книга для учителя «Я иду на урок математики в начальную школу. Математика», Москва, «Первое сентября», 1999;
4. Иллюстрированная энциклопедия для детей «Космос», Ярославль, «Эгмонт Россия Лтд.», 1999;
5. Р. Рождественский «Мы - дети Земли» (стихотворение);
6. М. Ф. Александров, О. И. Волошина «Математика. Тесты. Начальная школа» 1 - 4 классы, Москва, «Дрофа», 1999 г.