Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».
Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».
По системе развивающего обучения я преподаю в 7 классе, руководствуясь учебником А.Г.Мордковича «Алгебра 7». Именно этот учебник и задачник к нему реализуют практически все дидактические принципы развивающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».»
По системе развивающего обучения я преподаю в 7 классе, руководствуясь учебником А.Г.Мордковича «Алгебра 7». Именно этот учебник и задачник к нему реализуют практически все дидактические принципы развивающего обучения.
Теме: «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».
Цели: отработать навыки применения разных приёмов для разложения многочленов на множители.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Формулирование цели урока.
1) - Рассмотрите алгебраические выражения:
(1) 3а2в(1 – 2а);
(2) (х – 2)(х2 +2х + 4);
(3) 27х6у3 – 72х4у4 + 48х2у5;
(4) (5а + 1)2 ;
(5) (9с – ав)(9с + ав);
(6)m2 – n2 + d2 + 2md;
(7) а2 + 10а + 25 – у2;
(8) х(х – 4)(25 + 3х);
(9) х4 + 4у4;
(10) – 4а2+ 40ав – 100в2.
3 а д а н и е 1. Распределите данные выражения на группы и объясните, по какому признаку проведено распределение.
Учащиеся сначала выделили две группы.
В первую вошли выражения (1), (2), (4), (5), (8), поскольку в каждом из них есть двучлен, выступающий в качестве отдельного множителя.
Во вторую группу были отнесены все остальные выражения, ведь ни в одном из них не встречались «умноженные друг на друга скобки» (ребята выразились примерно так).
Некоторые учащиеся заметили, что вторая группа неоднородна, в ней есть и трехчлены (3) и (10), и четырехчлены (6), (7), и даже двучлен (9).
Формулирование цели урока.
- Посмотрите на вторую группу многочленов и скажите, чем мы займёмся сегодня на уроке? (Разложением на множители многочленов,среди которых будут и трехчлены, и четырехчлены, и двучлены.)
- Поскольку рассматриваемые нами выражения различны, то различны и способы разложения на множители. К тому же чаще всего они применяются не порознь, а комбинируются, сочетаются друг с другом. Повторим же те способы, которые понадобятся нам в дальнейшем
3.) 3 а д а н и е 2 (устно). Учащимся демонстрируется плакат:
Формула-эталон
Ошибочные записи
(а – в)2 = а2 – 2ав + в2
(а – в)2 = а – 2ав + в
(а – в)2 = а2 – 2ав + в
(а – в)2 = а2 – ав + в2
(а – в)2 = а2 + 2ав – в2
(а – в)2 = а2 – 2ав – в2
- Какая именно ошибка допущена в каждом выражении справа.
4.) 3 а д а н и е 3 (устно). Среди равенств, указанных ниже, найдите как правильные формулы, записанные в непривычном порядке, так и содержащие ошибку. Исправьте ошибочные выражения.
а) х2 + у2 – 2ху = (х – у)2;
б) m2 + 2mn – n2 = (m – n)2;
в) 2pt – p2 – t2 = (p – t)2;
г) 2cd + c2 + d2 = (c + d)2.
5.) - Мы вспомнили способ разложения на множители с помощью формул сокращенного умножения. А какие еще способы разложения на множители мы изучали?
Учащиеся вспоминают способ вынесения общего множителя за скобки и способ группировки по соответствующим опорным сигналам:
* + * = * +
+ = * + * = * +
III. Изучение нового материала.
1.) 3 а д а н и е 4. Разложить на множители выражения (3), (10) и (6), (7).
(Выражением (3) под контролем учителя, выражением (10) — самостоятельно. Точно так же и вторая пара: выражение (6) преобразовывали в ходе беседы с учителем, (7) — самостоятельно.)
(3) 27х6у3 – 72х4у4 + 48х2у5.
Учитель: С какого приема нам следует начать?
Предполагаемый ответ: Попробуем вынести общий множитель:
3х2у3(9х4 – 24х2у + 16у2)
Учитель, Давайте проанализируем структуру выражения, стоящего в скобках.
Предполагаемый ответ: Выражение в скобках можно переписать так:
( (3х2)2 - 23х24у + (4у)2) и тогда исходное выражение можно привести к виду 3х2у3(3х2 – 4у)2.
Учитель. Уместно ли начинать разложение на множители с вынесения общего множителя?
Предполагаемый ответ: Здесь нет общего множителя и выносит нечего. Надо попробовать группировку. Попытаемся объединить первый член со вторым, а третий с четвертым:
Учащиеся. Опять неудача. Уж не отказаться ли нам от приема группировки?
Учитель. Мы не исчерпали еще всех возможностей этого приема. Ведь ниоткуда не следует, что слагаемые можно объединять только парами. Давайте попробуем объединить сразу три слагаемых. Но вот какие же три из четырех выгоднее всего выбрать?
Учащиеся. Давайте объединим слагаемые, где есть множители т, dи md, т.е. запишем: m2 – n2 + d2 + 2md = (m2 +d2 +2md) – n2 = …
Учитель. Что же вы остановились? Разве вы не видите, что в скобках стоит что-то знакомое?
Учащиеся (продолжают выкладки).
... = (т + d )2 — п2= ...
Мы такого никогда раньше не встречали.
Учитель. Давайте проанализируем полученное выражение. Если бы нам надо было его прочитать не буквами, а словами, то с какого слова начали бы мы речь?
Учащиеся (в замешательстве). Со слова... со слова «разность».
Учитель. Правильно. А как можно охарактеризовать выражения, объединенные знаком «минус»?
Учащиеся. Это квадраты, только вот первый квадрат вроде и не совсем квадрат. Сумма там мешается.
Учитель. Это вам потому сумма «мешается», что вы все хотите видеть сразу, а надо сначала видеть главное. Вспомним, как раньше мы записывали разность квадратов в виде опорного сигнала:
2 _ 2 = _ * +
Разве мы разбирали, что там спрятано «внутри» фигурок, которыми изображается опорный сигнал?
Учащиеся. Тогдаможно продолжить
... = (т + d — п)(т + d+ п).
А что дальше делать?
Учитель. А дальше надо вспомнить, чего требовалось достичь.
Учащиеся. Разложить на множители, т.е. сделать так, чтобы одна скобочка умножалась на другую. Но у нас так и получилось!
В ходе проверки самостоятельной работы учитель обращает внимание ребят на то, что никто из них не выполнил задание е). Так возникает проблемная ситуация: «Можно ли разложить двучлены вида а4+ 64в4и х4 + 4у4?.
Учитель подчеркивает, что этот вопрос будет разрешен на следующем уроке.
V. Занимательная математика.
- Подумайте над занимательной задачей от капитана Врунгеля.
Вот как знаменитый капитан «Беды» доказывал, что 2x2 = 5.
Возьмем верное равенство
16 - 36 = 25 - 45
и выполним преобразования
16 – 36 + 20 = 25 – 45 + 20,
42 - + = 52 - 2 + ,
,
4 - = 5 - ,
4 = 5,
2 х 2 = 5.
- Почему же за такое «блестящее» доказательство капитану Врунгелю была присуждена Нобелевская премия в области антиматематики?