kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

По системе развивающего обучения я преподаю в 7 классе, руководствуясь учебником А.Г.Мордковича «Алгебра 7». Именно этот учебник и задач­ник к нему реализуют практически все дидактичес­кие принципы развивающего обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».»


По системе развивающего обучения я преподаю в 7 классе, руководствуясь учебником А.Г.Мордковича «Алгебра 7». Именно этот учебник и задач­ник к нему реализуют практически все дидактичес­кие принципы развивающего обучения.


Теме: «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».

Цели: отработать навыки применения разных приёмов для разложения многочленов на множители.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Формулирование цели урока.

1) - Рассмотрите алгебраические выражения:

(1)2в(12а);

(2) (х – 2)(х2 +2х + 4);

(3) 27х6у372х4у4 + 48х2у5;

(4) (5а + 1)2 ;

(5) (9с – ав)(9с + ав);

(6) m2n2 + d2 + 2md ;

(7) а2 + 10а + 25 – у2;

(8) х(х – 4)(25 + 3х);

(9) х4 + 4у4;

(10) – 4а2+ 40ав – 100в2.

3 а д а н и е 1. Распределите данные выражения на группы и объясните, по какому признаку прове­дено распределение.

Учащиеся сначала выделили две группы.

В пер­вую вошли выражения (1), (2), (4), (5), (8), по­скольку в каждом из них есть двучлен, выступаю­щий в качестве отдельного множителя.

Во вторую группу были отнесены все остальные выражения, ведь ни в одном из них не встречались «умножен­ные друг на друга скобки» (ребята выразились при­мерно так).

Некоторые учащиеся заметили, что вторая группа неоднородна, в ней есть и трех­члены (3) и (10), и четырехчлены (6), (7), и даже двучлен (9).

  1. Формулирование цели урока.

- Посмотрите на вторую группу многочленов и скажите, чем мы займёмся сегодня на уроке? (Разложением на множители многочленов, среди которых будут и трехчлены, и четырехчлены, и двучлены.)

- Посколь­ку рассматриваемые нами выражения различны, то различны и способы разложения на множители. К тому же чаще всего они применяются не порознь, а комбинируются, сочетаются друг с другом. Повто­рим же те способы, которые понадобятся нам в даль­нейшем

3.) 3 а д а н и е 2 (устно). Учащимся демонстрируется плакат:

Формула-эталон

Ошибочные записи



(а – в)2 = а22ав + в2

(а – в)2 = а – 2ав + в

(а – в)2 = а22ав + в

(а – в)2 = а2 – ав + в2

(а – в)2 = а2 + 2ав – в2

(а – в)2 = а22ав – в2

- Какая именно ошибка допущена в каждом выражении справа.

4.) 3 а д а н и е 3 (устно). Среди равенств, указанных ниже, найдите как правильные формулы, записанные в не­привычном порядке, так и содержащие ошибку. Исправьте ошибочные выражения.

а) х2 + у22ху = (х – у)2;

б) m2 + 2mnn2 = (mn)2;

в) 2pt – p2 – t2 = (p – t)2;

г) 2cd + c2 + d2 = (c + d)2.

5.) - Мы вспомнили способ разло­жения на множители с помощью формул сокращен­ного умножения. А какие еще способы разложения на множители мы изучали?

Учащиеся вспоминают способ вынесения общего множителя за скобки и способ группировки по со­ответствующим опорным сигналам:


* + * = * +



+ = * + * = * +




III. Изучение нового материала.

1.) 3 а д а н и е 4. Разложить на множители выра­жения (3), (10) и (6), (7).

(Выражением (3) под контролем учителя, выражением (10) — самостоятельно. Точно так же и вторая пара: выражение (6) преобразовывали в ходе беседы с учителем, (7) — самостоятельно.)

(3) 27х6у372х4у4 + 48х2у5.

Учитель: С какого приема нам следует начать?

Предполагаемый ответ: Попробуем вынести общий множитель:

3х2у3(9х4 24х2у + 16у2)

Учитель, Давайте проанализируем структуру вы­ражения, стоящего в скобках.

Предполагаемый ответ: Выражение в скобках можно переписать так:

( (3х2)2 - 23х24у + (4у)2) и тогда исходное выражение можно привести к виду 3х2у3(3х24у)2.

(10) – 4а2+ 40ав – 100в2 = -4(а210ав + 25в2) = - 4(а – 5в)2.


(6) m2n2 + d2 + 2md .

Учитель. Уместно ли начинать разложение на множители с вынесения общего множителя?

Предполагаемый ответ: Здесь нет общего множителя и выно­сит нечего. Надо попробовать группировку. Попы­таемся объединить первый член со вторым, а тре­тий с четвертым:

(m2 – n2) + (d2 + 2md) = (m – n)(m + n) + d(d + 2m).

А дальше мы не знаем, что делать.

Учитель. Если первая попытка группировки закон­чилась неудачей, давайте сделаем вторую попытку:

(m2 + 2md) + ( - n2 + d2) = m(m + 2d) + (d2 – n2) = m(m + 2d) + (d – n)( d + n).

Учащиеся. Опять неудача. Уж не отказаться ли нам от приема группировки?

Учитель. Мы не исчерпали еще всех возможнос­тей этого приема. Ведь ниоткуда не следует, что слагаемые можно объединять только парами. Давайте попробуем объединить сразу три слагаемых. Но вот какие же три из четырех выгоднее всего выб­рать?

Учащиеся. Давайте объединим слагаемые, где есть множители т, d и md, т.е. запишем: m2n2 + d2 + 2md = (m2 +d2 +2md) – n2 = …

Учитель. Что же вы остановились? Разве вы не видите, что в скобках стоит что-то знакомое?

Учащиеся (продолжают выкладки).

... = (т + d )2 — п2 = ...

Мы такого никогда раньше не встречали.

Учитель. Давайте проанализируем полученное выражение. Если бы нам надо было его прочитать не буквами, а словами, то с какого слова начали бы мы речь?

Учащиеся (в замешательстве). Со слова... со сло­ва «разность».

Учитель. Правильно. А как можно охарактеризо­вать выражения, объединенные знаком «минус»?

Учащиеся. Это квадраты, только вот первый квад­рат вроде и не совсем квадрат. Сумма там мешается.

Учитель. Это вам потому сумма «мешается», что вы все хотите видеть сразу, а надо сначала видеть главное. Вспомним, как раньше мы записывали разность квадратов в виде опорного сигнала:


2 _ 2 = _ * +


Разве мы разбирали, что там спрятано «внутри» фигурок, которыми изображается опорный сигнал?

Учащиеся. Тогда можно продолжить

... = (т + d — п)(т + d + п).

А что дальше делать?

Учитель. А дальше надо вспомнить, чего требова­лось достичь.

Учащиеся. Разложить на множители, т.е. сделать так, чтобы одна скобочка умножалась на другую. Но у нас так и получилось!


IV. Закрепления изученного (са­мостоятельная работа).

1.) Задание 5. (см.: № 34.14 (в, г,). № 34.15 (в, г) из учебника А.Г.Мордковича «Алгебра 7»).

2.) Разло­жите на множители выражения:

а) – 5p2 – 10pq – 5q2; б) m2 п2 - 8m + 16;

в) 9 – р2 + q2 - 6q; г) -12z3 – 12z2 – 3z;

д) т7 – 2nm 4n2; с) а4 + 64b4.

В ходе проверки самостоятельной работы учитель обращает внимание ребят на то, что никто из них не выполнил задание е). Так возникает проблем­ная ситуация: «Можно ли разложить двучлены вида а4 + 64в4 и х4 + 4у4 ?.

Учитель подчеркивает, что этот вопрос будет раз­решен на следующем уроке.

V. Занимательная математика.

- Подумайте над занимательной за­дачей от капитана Врунгеля.

Вот как знаменитый капитан «Беды» доказывал, что 2x2 = 5.

Возьмем верное равенство

16 - 36 = 25 - 45

и выполним преобразования

16 – 36 + 20 = 25 – 45 + 20,

42 - + = 52 - 2 + ,

,

4 - = 5 - ,

4 = 5,

2 х 2 = 5.

- Почему же за такое «блестящее» доказательство капитану Врунгелю была присуждена Нобелевская премия в области антиматематики?


VI. Домашнее задание.


VII. Итог урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козенко Елена Петровна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Презентация для урока математики 7 кл по теме " Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов""
    ["seo_title"] => string(126) "priezientatsiiadliaurokamatiematiki7klpotiemierazlozhieniiemnoghochlienanamnozhitielispomoshchiukombinatsiirazlichnykhpriiemov"
    ["file_id"] => string(6) "335609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1466499267"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов "
    ["seo_title"] => string(89) "razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli-s-pomoshch-iu-kombinatsii-razlichnykh-priiemov"
    ["file_id"] => string(6) "111714"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407831193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства