kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

По системе развивающего обучения я преподаю в 7 классе, руководствуясь учебником А.Г.Мордковича «Алгебра 7». Именно этот учебник и задач­ник к нему реализуют практически все дидактичес­кие принципы развивающего обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».»


По системе развивающего обучения я преподаю в 7 классе, руководствуясь учебником А.Г.Мордковича «Алгебра 7». Именно этот учебник и задач­ник к нему реализуют практически все дидактичес­кие принципы развивающего обучения.


Теме: «Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов».

Цели: отработать навыки применения разных приёмов для разложения многочленов на множители.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Формулирование цели урока.

1) - Рассмотрите алгебраические выражения:

(1)2в(12а);

(2) (х – 2)(х2 +2х + 4);

(3) 27х6у372х4у4 + 48х2у5;

(4) (5а + 1)2 ;

(5) (9с – ав)(9с + ав);

(6) m2n2 + d2 + 2md ;

(7) а2 + 10а + 25 – у2;

(8) х(х – 4)(25 + 3х);

(9) х4 + 4у4;

(10) – 4а2+ 40ав – 100в2.

3 а д а н и е 1. Распределите данные выражения на группы и объясните, по какому признаку прове­дено распределение.

Учащиеся сначала выделили две группы.

В пер­вую вошли выражения (1), (2), (4), (5), (8), по­скольку в каждом из них есть двучлен, выступаю­щий в качестве отдельного множителя.

Во вторую группу были отнесены все остальные выражения, ведь ни в одном из них не встречались «умножен­ные друг на друга скобки» (ребята выразились при­мерно так).

Некоторые учащиеся заметили, что вторая группа неоднородна, в ней есть и трех­члены (3) и (10), и четырехчлены (6), (7), и даже двучлен (9).

  1. Формулирование цели урока.

- Посмотрите на вторую группу многочленов и скажите, чем мы займёмся сегодня на уроке? (Разложением на множители многочленов, среди которых будут и трехчлены, и четырехчлены, и двучлены.)

- Посколь­ку рассматриваемые нами выражения различны, то различны и способы разложения на множители. К тому же чаще всего они применяются не порознь, а комбинируются, сочетаются друг с другом. Повто­рим же те способы, которые понадобятся нам в даль­нейшем

3.) 3 а д а н и е 2 (устно). Учащимся демонстрируется плакат:

Формула-эталон

Ошибочные записи



(а – в)2 = а22ав + в2

(а – в)2 = а – 2ав + в

(а – в)2 = а22ав + в

(а – в)2 = а2 – ав + в2

(а – в)2 = а2 + 2ав – в2

(а – в)2 = а22ав – в2

- Какая именно ошибка допущена в каждом выражении справа.

4.) 3 а д а н и е 3 (устно). Среди равенств, указанных ниже, найдите как правильные формулы, записанные в не­привычном порядке, так и содержащие ошибку. Исправьте ошибочные выражения.

а) х2 + у22ху = (х – у)2;

б) m2 + 2mnn2 = (mn)2;

в) 2pt – p2 – t2 = (p – t)2;

г) 2cd + c2 + d2 = (c + d)2.

5.) - Мы вспомнили способ разло­жения на множители с помощью формул сокращен­ного умножения. А какие еще способы разложения на множители мы изучали?

Учащиеся вспоминают способ вынесения общего множителя за скобки и способ группировки по со­ответствующим опорным сигналам:


* + * = * +



+ = * + * = * +




III. Изучение нового материала.

1.) 3 а д а н и е 4. Разложить на множители выра­жения (3), (10) и (6), (7).

(Выражением (3) под контролем учителя, выражением (10) — самостоятельно. Точно так же и вторая пара: выражение (6) преобразовывали в ходе беседы с учителем, (7) — самостоятельно.)

(3) 27х6у372х4у4 + 48х2у5.

Учитель: С какого приема нам следует начать?

Предполагаемый ответ: Попробуем вынести общий множитель:

3х2у3(9х4 24х2у + 16у2)

Учитель, Давайте проанализируем структуру вы­ражения, стоящего в скобках.

Предполагаемый ответ: Выражение в скобках можно переписать так:

( (3х2)2 - 23х24у + (4у)2) и тогда исходное выражение можно привести к виду 3х2у3(3х24у)2.

(10) – 4а2+ 40ав – 100в2 = -4(а210ав + 25в2) = - 4(а – 5в)2.


(6) m2n2 + d2 + 2md .

Учитель. Уместно ли начинать разложение на множители с вынесения общего множителя?

Предполагаемый ответ: Здесь нет общего множителя и выно­сит нечего. Надо попробовать группировку. Попы­таемся объединить первый член со вторым, а тре­тий с четвертым:

(m2 – n2) + (d2 + 2md) = (m – n)(m + n) + d(d + 2m).

А дальше мы не знаем, что делать.

Учитель. Если первая попытка группировки закон­чилась неудачей, давайте сделаем вторую попытку:

(m2 + 2md) + ( - n2 + d2) = m(m + 2d) + (d2 – n2) = m(m + 2d) + (d – n)( d + n).

Учащиеся. Опять неудача. Уж не отказаться ли нам от приема группировки?

Учитель. Мы не исчерпали еще всех возможнос­тей этого приема. Ведь ниоткуда не следует, что слагаемые можно объединять только парами. Давайте попробуем объединить сразу три слагаемых. Но вот какие же три из четырех выгоднее всего выб­рать?

Учащиеся. Давайте объединим слагаемые, где есть множители т, d и md, т.е. запишем: m2n2 + d2 + 2md = (m2 +d2 +2md) – n2 = …

Учитель. Что же вы остановились? Разве вы не видите, что в скобках стоит что-то знакомое?

Учащиеся (продолжают выкладки).

... = (т + d )2 — п2 = ...

Мы такого никогда раньше не встречали.

Учитель. Давайте проанализируем полученное выражение. Если бы нам надо было его прочитать не буквами, а словами, то с какого слова начали бы мы речь?

Учащиеся (в замешательстве). Со слова... со сло­ва «разность».

Учитель. Правильно. А как можно охарактеризо­вать выражения, объединенные знаком «минус»?

Учащиеся. Это квадраты, только вот первый квад­рат вроде и не совсем квадрат. Сумма там мешается.

Учитель. Это вам потому сумма «мешается», что вы все хотите видеть сразу, а надо сначала видеть главное. Вспомним, как раньше мы записывали разность квадратов в виде опорного сигнала:


2 _ 2 = _ * +


Разве мы разбирали, что там спрятано «внутри» фигурок, которыми изображается опорный сигнал?

Учащиеся. Тогда можно продолжить

... = (т + d — п)(т + d + п).

А что дальше делать?

Учитель. А дальше надо вспомнить, чего требова­лось достичь.

Учащиеся. Разложить на множители, т.е. сделать так, чтобы одна скобочка умножалась на другую. Но у нас так и получилось!


IV. Закрепления изученного (са­мостоятельная работа).

1.) Задание 5. (см.: № 34.14 (в, г,). № 34.15 (в, г) из учебника А.Г.Мордковича «Алгебра 7»).

2.) Разло­жите на множители выражения:

а) – 5p2 – 10pq – 5q2; б) m2 п2 - 8m + 16;

в) 9 – р2 + q2 - 6q; г) -12z3 – 12z2 – 3z;

д) т7 – 2nm 4n2; с) а4 + 64b4.

В ходе проверки самостоятельной работы учитель обращает внимание ребят на то, что никто из них не выполнил задание е). Так возникает проблем­ная ситуация: «Можно ли разложить двучлены вида а4 + 64в4 и х4 + 4у4 ?.

Учитель подчеркивает, что этот вопрос будет раз­решен на следующем уроке.

V. Занимательная математика.

- Подумайте над занимательной за­дачей от капитана Врунгеля.

Вот как знаменитый капитан «Беды» доказывал, что 2x2 = 5.

Возьмем верное равенство

16 - 36 = 25 - 45

и выполним преобразования

16 – 36 + 20 = 25 – 45 + 20,

42 - + = 52 - 2 + ,

,

4 - = 5 - ,

4 = 5,

2 х 2 = 5.

- Почему же за такое «блестящее» доказательство капитану Врунгелю была присуждена Нобелевская премия в области антиматематики?


VI. Домашнее задание.


VII. Итог урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козенко Елена Петровна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Презентация для урока математики 7 кл по теме " Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов""
    ["seo_title"] => string(126) "priezientatsiiadliaurokamatiematiki7klpotiemierazlozhieniiemnoghochlienanamnozhitielispomoshchiukombinatsiirazlichnykhpriiemov"
    ["file_id"] => string(6) "335609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1466499267"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов "
    ["seo_title"] => string(89) "razlozhieniie-mnoghochliena-na-mnozhitieli-s-pomoshch-iu-kombinatsii-razlichnykh-priiemov"
    ["file_id"] => string(6) "111714"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407831193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1880 руб.
2350 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2000 руб.
2500 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства