Просмотр содержимого документа
«Урок систематизации знаний. Обобщающий урок по теме "Делимость чисел"»
Открытый урок в 5 классе
Тема: обобщающий урок по теме «Делимость чисел»
Цели урока:повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Делимость чисел».
Знать: определения простых и составных чисел, делители и кратные, признаки делимости, свойства делимости, правило нахождения делимого при делении с остатком
алгоритм разложения составного числа на простые множители;
как найти НОД и НОК натуральных чисел;
определить делится ли число на другое;
объяснять делится сумма или произведение на данное число;
Уметь: пользоваться таблицей простых чисел;
отличать простое число от составного;
раскладывать составное число на простые множители;
записывать число в виде произведения простых множителей;
находить число по произведению простых множителей;
применять признаки делимости на2,3,5,9,10
уметь при делении одного натурального числа на другое находить частное и остаток от деления;
Развивать: навыки разложения числа на множители;
самостоятельную и познавательную активность;
математическую речь;
логическое мышление;
целеустремленность в достижении поставленной цели;
Посмотрите ещё раз на прекрасных, добрых, мудрых гостей – учителей нашей школы, и за окном тихая, прекрасная погода, а это значит, что мы с вами начинаем урок математики с хорошим настроением.
- Здравствуйте, тихонечко сели.
-Современным людям приходится иметь дело с числами буквально на каждом шагу. Нужно их правильно называть, записывать, при помощи этих чисел вести счет, о каких числах идет речь?
- Натуральные.
- Вы с ними познакомились ещё в начальной школе, а в 5 классе об этих числах знания свои расширили, узнали нечто большее, приобрели новые знания и навыки, сегодня на уроке мы должны
- поставьте задачу(цель) перед собой на урок?
(ответы детей: повторить, закрепить, обобщить, систематизировать знания и умения по темам «делители и кратные», НОД, НОК, признаки и свойства делимости, простые и составные числа, деление с остатком).
КЛАЙСТЕР «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Натуральные числа
Сложение, вычитание, умножение, деление
Делители и кратные
простые и составные числа
признаки делимости
НОД и НОК
свойства делимости
деление с остатком
Разложение на простые множители
II. Основная часть урока.
Сегодня на уроке мы будем работать по технологической карте,
которая есть у каждого из вас на столе. Подпишите ее. Работать вы будете следующим образом: за каждое правильно выполненное задание вы будете себе ставить 1 балл, в конце урока вы посчитаете баллы и поставите себе оценку за урок.
К каждому заданию у вас разработан критерий оценивания, где вы можете ставить + или -, если с данным критерием у вас возникают проблемы, в конце урока, вы сдадите эти листы, и я уже смогу оценить ваши знания. Для начала выставите себе оценку, которую как вы считаете, получите на сегодняшнем уроке.
В конце листа у вас есть лестница успеха, определите на какой вы ступени находитесь на начало урока. В конце урока, мы проверим, изменилось ли ваше местоположение на этой лестнице.
Выполнение упражнений
Найдите делители и кратные чисел, НОД и НОК.
(задание на слайде, работают в технологических картах, проверка, оценивание).
Делители чисел 3,12,24, НОД(12,24)
Кратные чисел 12,16,15,24, НОК(16,24) и НОК(12;15)
Вывод: какое число наз-ся делителем, кратным. Что такое НОД и НОК.
На какие 2 группы можно разделить числа 3,12,24?
Игра «Я – тебе, ты - мне»
- какие числа называются простыми?
- приведите примеры простых чисел
- какие числа называются составными?
- приведите примеры составных чисел
- какое число ни простое, ни составное?
- Какие из чисел 5,9,13,15,21,33,43,61,81, 101, 190,197, 225 (подчеркнуть одной и двумя линиями).
А как легко определить, что 190 и 225 составные числа?
Физминутка. Теперь немного отдохнем:
Делится на 2 – топаем, на 5 – хлопаем, на 10 – хлопаем по бедрам.
- Какие из чисел 138, 143, 261, 375, 801 делятся на 3 и на 9? Выписать в 2 столбика.
Вывод: по каким признакам определить делится ли число на 3, на 9?
Разложение числа на множители
- каждый разлагает своё число в технологической карте.
2.5. Объясните, почему
сумма 345 + 1420 делится на 5
сумма 128 + 821 не делится на 2
произведение 87 * 112 делится на 3
найдите частное и остаток от деления 80 на 7
найдите число, если известно, что при делении его на 8 в частном получается 12 и в остатке 6.
Сто яиц для транспортировки нужно уложить в коробки. В наличии имеются коробки для 6 яиц. Сколько таких коробок потребуется?( решают в картах).
Вывод:
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: задания с ВПР
III. Итог урока. Оцените себя в конце урока, на какой ступеньке оказались. Поставьте оценку по баллам.
Рефлексия.
Оцениваем работу на уроке по правилу «Пять пальцев»
- я все знаю по теме и умею, могу помочь другим;
- знаю, умею, но есть неуверенность
-знаю, умею, но есть пробелы и вопросы;
- ничего не знаю.
Тема: обобщающий урок по теме «Делимость чисел»
ФИ _____________________________ Какую ты оценку сегодня получишь __________
Задание
Критерий оценивания
Баллы
Найдите делители и кратные чисел:
Д(12) =
Д(3) =
Д(24) =
НОД (12,24) =
К(12 )=
К(24 )=
К(15) =
НОК(12 ; 24)= НОК (12;15) =
- знает делители числа, найдены все делители числа - 1балл;
- умеет находить НОД -1балл
- знает кратные числа, найдены кратные числа правильно – 1балл
- умеет находить НОК-1 балл
Игра «Ты-мне, я-тебе» (3 мин)
Определение простого числа, например
Определение составного числа, например
Назови число, которое является ни простым, ни составным?
6).Из чисел 5,9,13,15,21,33,43,61,81, 101, 190,197, 225 (подчеркнуть одной линией простые, двумя-составные числа)
-знает , какое называется простым – 1 балл
-знает, какое число называется составным – 1 балл
-находит, приводит примеры – 1 балл
- называет число, которое является ни простым, ни составным – 1 б
3.Физкультминутка. Признаки делимости на 2,5,10
- Какие из чисел 138, 143, 261, 375, 801 делятся на 3 и на 9?Выпишите в 2 столбика:
на 3на 9
- знает признаки делимости
на 2,5,10;-1балл
- знает признаки делимости на 3 и на 9 – 1балл
4.Разложите на множители следующие числа
105 120 414 55 380
-знает алгоритм разложения составного числа на простые множители;
-умеет раскладывать число на простые множители;
- записывает число в виде произведения его множителей с использованием степени;
5. Сто яиц для транспортировки нужно уложить в коробки. В наличии имеются коробки для 6 яиц. Сколько таких коробок потребуется?