Урок математики в 3 классе по теме: Вместимость. Литр. ( программе "Начальная школа XXI века"
Урок математики в 3 классе по теме: Вместимость. Литр. ( программе "Начальная школа XXI века"
Урок построен в соответствии с ФГОС НОО. На уроке используется групповая работа с целью создания исследовательских условий для ознакомления учащихся с темой урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе по теме: Вместимость. Литр. ( программе "Начальная школа XXI века"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока математики
в 3 классе
Вместимость. Литр. Решение задач с величинами
подготовила
учитель начальных классов
Пономаренко Елена Николаевна
МОУ «Дубовская СОШ»
п. Дубовое
2016 год
КОНСПЕКТ УРОКА
КЛАСС: 3 «Б»
ПРОГРАММА «Начальная школа XXI века»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: математика
ТЕМА УРОКА: Вместимость. Литр. Решение задач с величинами
ЦЕЛЬ УРОКА: создание исследовательских условий для ознакомления учащихся с единицами измерения ёмкости; способствовать развитию умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости ( литр)
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные:
создать условия для ознакомления с единицами измерения ёмкости,
обеспечить усвоение учащимися умения выполнять арифметические действия с единицей измерения ёмкости (литр) обеспечить закрепление знаний таблицы умножения;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, извлечение необходимой информации из текстов; использовать приобретенные знания в практической деятельности
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ТИП УРОКА: урок получения новых знаний
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
В.Н. Рудницкая,Т.В. Юдачёва, Математика: учебник для 3 класса. Ч. 1. - М.: «Вентана-Граф», 2016г.
карточки для работы в парах, группах
Ход урока
I. Организационный момент.
-Начинаем наш урок математики. Давайте пожмём друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успешной работы.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Продолжим, разминка, устный счета
1.Разгадай правило. Какие числа пропущены?
а) 21, 28, 35 , …, 49,…,…, 63, …
б) 300, 306, …,318, 324, …, … , …342, … .
2. У мамы было 36 слив. Когда она дала каждому сыну 5 слив, осталась одна слива. Сколько сыновей ?
3. Вставь пропущенные наименования.
Масса автомобиля 1000…
Масса курицы 2 …
Масса батона 500…
Длина линейки 20…
Расстояние от Дубового до Белгорода 3…
Длина карандаша 180…
Что объединяет слова, которые вы подобрали?
Начало работы положено, переходим к изучению нового.
III.Этап мотивации и целеполагания
Чтобы приступить к изучению нового материала, необходимо в четверках найти значения выражений, записать на карточках, разложить в порядке возрастания и собрать слово
В
Е
Д
Р
О
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
Б
А
Н
К
А
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
Ч
А
Ш
К
А
С
Т
А
К
А
Н
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
32 : 8
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
К
О
В
Ш
И
К
32 : 8
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
Ч
А
Й
Н
И
К
32 : 8
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
К
А
Н
И
С
Т
Р
А
32 : 8
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
9 ×8
10 ×9
Б
У
Т
Ы
Л
К
А
32 : 8
25 : 5
36 : 4
3 ×9
7 ×6
8 ×7
9 ×9
Что объединяет все слова?
( это сосуды)
Посмотрите, что у меня в руках (стакан с водой) и предположите тему урока.
IV. Этап открытия новых знаний
- Что в стакане? (вода)
- Какая она? (жидкая, бесцветная, прозрачная))
- Что произойдет, если стакан вдруг исчезнет, а вода останется?
(Вода разольется, растечется по полу)
- Почему? (Вода – это жидкость)
- Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)
- Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Сосуд)
- Сосуд, куда наливают жидкость, называется ёмкостью.
Что вы видите у меня на столе? (Кувшин, бидон, ваза, кастрюля, банка)
- Как можно назвать эти предметы одним словом? (Ёмкости, сосуды)
- Какие задания можете предложить для работы с этими сосудами?
(Можноузнать, сколько воды в каждом сосуде.
Можно выяснить, где воды больше всего, а где меньше?
Можно сравнить количество воды в этих сосудах)
- Как сравнить количество воды в сосудах?
Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах.
1. Возможные пути решения проблемы:
1.) Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой;
2.)Нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше;
3.) Измерить количество воды в сосудах какой-нибудь меркой.
Проверка гипотез:
- Посмотрите внимательно на стол. Все сосуды стоят в ряд. Кто желает измерить высоту воды?
- Смогли мы выполнить задание?
- Почему не смогли?
(В третьем сосуде воды не видно.)
Кто желает проверить, в каком сосуде масса воды больше?
Дети пытаются сравнить массу двух сосудов.
- Можно определить в каком сосуде воды больше?
Нет, кастрюля сделана из металла, она сама по себе очень тяжелая.
- К какому выводу мы пришли? (Для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками.)
1) Практическая работа.Один ученик измеряет маленьким стаканом, а другой -стаканом побольше.
– Как вы думаете, какой будет результат одинаковый или нет? (Разный)
– Почему результат оказался разным, ведь банки одинаковые? (Измеряли разными емкостями)
– Как же узнать точно вместимость данных банок?(Нужна специальная единица измерения емкости)
– Что значит специальная – стандартная, принятая в математике.–
Поэтому люди выбрали единую единицу измерения вместимости.
- Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (Литр)
- Вот в такую банку вмещается 1 литр воды.
- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
А теперь обратимся к научному источнику
V. Этап встраивания материала в систему знаний.
1) чтение рубрики «Обрати внимание» ( стр. 54)
2) Сведения о литре
Термин «литр» введён в честь француза Клода — Эмиля — Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду. В частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.
3) №4( устно), №6
ФИЗМИНУТКА
Предлагаю игру на внимание.
Я называю единицы измерения разных величин . Если слышите величину:
- вместимость – вы садитесь на свои места;
-массу – прыгаете на двух ногах;
- длину – шагаете по классу.
14 см, 8кг, 5л, 3м, 25см, 200 г, 92м, 17л.
- Выполняя движения, что мы с вами сделали?
Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Готовы работать дальше
4) работа в тетради на печатной основе
Стр. 23, № 74, 75 ( сам-но), 76, 81
VI. Этап подведения итогов урока и рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Выполнили мы нашу учебную задачу?
Чему научились?
Что каждый из вас для себя вынес сегодня с урока?
(неоконченные предложения)
Сегодня я узнал…
Я научился…
Было интересно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Теперь я могу…
Я попробую…
VII. Этап информации о домашнем задании.
Как вы думаете, имеет ли практическое значение то, чему мы научились на уроке?
Резерв.
1. Сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”.
- Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем руку,
не согласны – руку не поднимаете.
1) Единица вместимости - литр.(да)
2) В банку в 1 литр вмещается 1 сантиметр жидкости.(нет)
3)Массу арбуза можно измерить в литрах.(нет)
4) Масса одного литра чистой воды равна 1 кг.(да)
5) Чтобы определить вместимость любой емкости, нужно подобрать к ней мерку.(да)
Задача
В школе на перемене дети забыли закрыть водопроводный кран. За 5 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет за урок ( 40 минут), если в одном литре 4 стакана воды?
Использованная литература:
1. Методический комментарий к учебнику Математики 3класс, автор Рудницкая Н.Ф., издательство «Вентана-Граф», 2008г.
2.Учебник Математики 3класс, автор Рудницкая Н.Ф., издательство «Вентана-Граф», 2016г.
3. Рабочая тетрадь на печатной основе « Математика№1» 3класс, автор Рудницкая Н.Ф., издательство «Вентана-Граф», 2016г.