Урок математики по теме «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального»
Урок математики по теме «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального»
Конспект урока соответсвует требованиям ФГОС.
Цель урока ( для учителя): познакомить учащихся с новым видом задач – на нахождение четвёртого пропорционального и способе их моделирования; закреплять знание табличных случаев умножения и деления.
Планируемые результаты( для обучающихся):
Предметные: узнать особенности нового вида задач, учиться их определять среди других задач, учиться моделировать эти задачи с помощью таблицы, закреплять знание табличных случаев умножения и деления.
Метапредметные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей в сотрудничестве с учителем, способность принимать учебную задачу и стремиться её выполнить, оценивать результаты своих действий.
- строить понятные речевые высказывания, обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя, согласовывать свои действия с партнёром.
– уметь определять границы собственного знания и незнания, добывать новые знания, используя информацию урока и жизненный опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока ( для учителя): познакомить учащихся с новым видом задач – на нахождение четвёртого пропорционального и способе их моделирования; закреплять знание табличных случаев умножения и деления.
Планируемые результаты( для обучающихся):
Предметные: узнать особенности нового вида задач, учиться их определять среди других задач, учиться моделировать эти задачи с помощью таблицы, закреплять знание табличных случаев умножения и деления.
Метапредметные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей в сотрудничестве с учителем, способность принимать учебную задачу и стремиться её выполнить, оценивать результаты своих действий.
- строить понятные речевые высказывания, обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя, согласовывать свои действия с партнёром.
– уметь определять границы собственного знания и незнания, добывать новые знания, используя информацию урока и жизненный опыт.
Личностные:
- учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками
- добиваться результатов при работе в группе
- учиться адекватно себя оценивать.
Этапы урока:
1. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности, психологический настрой)
2. Актуализация знаний учащихся
-индивидуальная работа,
-устный счёт
-самостоятельная работа
3. Раскрытие темы и постановка цели
4. Физминутка
5. Работа по теме урока
6. Первичное закрепление и самоконтроль
7. Рефлексия учебной деятельности. Оценка и самооценка.
8. Домашнее задание
9. Подведение итогов урока.
Способ реализации поставленных целей:
Беседа;
Работа с учебным пособием;
Учебный диалог;
Самостоятельная работа индивидуально и в группе.
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
УУД
1.Орг. Момент.
Ну - ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Приветствуют, слушают учителя.
Личностные: воспринимать речь учителя.
2.Мотивационный этап:
Ребята посмотрите на доску. (На доске написаны примеры 48:6; 12:6; 24:6; 6:6; 54:6; 42:7; 7*6.) Скажите ребята, какой пример лишний? Почему? А сейчас нужно решить примеры, кто выйдет и соединит ответы с 2 примерами? Молодцы ребята.
За день машина проехала 40 км, сколько км машина проедет за 2 дня?
За 1м ткани заплатили 36р. Сколько заплатят за 4 м?
За день израсходовали в столовой 2 кг. Масла, сколько кг израсходуют за неделю?
Слушают. Решают примеры.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.
3. Актуализация знаний.
Ребята откройте свои учебники на странице 46. Прочитай задачу №1. Давайте посмотрим, как она оформлена в учебнике. Задача нам представлена в виде таблицы. Посмотрите, как называются столбики таблицы. Прочитай. Что обозначает число 5? Что обозначает число 3? Число 10? Что нужно найти? Где у нас поставлен вопрос? Скажите, а почему в 1 столбике написано, что расход овощей одинаковый? Где это написано в условии? ( каждый день расходовали ПОРОВНУ, поэтому расход овощей одинаковый).
Ребята, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? почему? Как мы можем найти кол-во кг израсходованных за 1 день? Каким действием? (делением)
Зная кол-во кг израсходованных за 1 день, мы сможем узнать кол-во кг израсходованных за 3 дня? Каким действием? (умножением). Запиши решение задачи на доске все остальные записывают в тетради. Ребята, сколько у нас получилось кг за 3 дня? 6кг. Правильно, садись.
Ребята согласитесь, что оформлять таблицу в тетради долго, существует еще один вид записи этой задачи. Краткая запись.
5дн.-10 кг
3дн.-? Кг
---------------
1дн.- ? кг ( снизу с вами записываем вот такую вот подсказку.)
Договоримся с вами ребята, что дни будем записывать по днями, кг под кг.
А можем ли мы с вами решить задачу схемой? Тогда она будет выглядеть так.
Первое, что нам известно? Что за 5 дней израсходовали 10кг. Что нам нужно найти? Сколько кг израсходовали за 3 дня.
Давайте попробуем с вами записать решение в виде выражения.
О чем задача? О ленте. Я предлагаю вам заполнить таблицу вместе со мной. У нас с вами речь идет о купле и продаже, какие основные величины в магазине? Будем читать и заполнять таблицу. За 6 м. ленты заплатили 18 р. Куда мы поставим 6м.? 18р? Куда поставим 9м? вопрос? А что нам известно про цену? Такой же ленты. Что значит такой? (такого же цвета, цены такой же, материала такого же) значит цена одинаковая.
А в тетрадь ребята, мы запишем эту задачу краткой записью, кто сможет составить?
6м-18р
9м-?р
1м- ?р.
Начинай. Чтобы узнать, сколько стоит 9м. ткани, что нужно сделать?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Каким действием мы узнаем стоимость за 1 м ткани? (делением)
Зная стоимость 1м ткани, мы сможем узнать стоимость 9 м ткани? Каким действием? (умножением)
18:6= 3 (р) за 1 м. ткани
3*9=27 (р) за 9 м. ткани.
Отвечают на вопросы
Составляют краткую запись.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Физ.минутка
Видеофрагмент.
Повторяют движения.
5.Решение частных учебных задач.
Задание № 4
Мы с вами решим устно.
Переходим к заданию №3. Решаем 1 и 3 столбик у доски.
А сейчас самостоятельно решаем в тетрадях столбики по вариантам 1 вариант- 2 столбик, 2 вариант 4 столбик.
Давайте проверим ответы первый вариант…
Второй вариант...
Решают примеры.
Решают устно.
Познавательные: устанавливать причинно –следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним чему мы учились на уроке?