Название и запись трехзначных чисел
Цели урока:
• Формировать навык чтения и записи чисел в пределах тысячи.
• Формировать способность выражать длины в различных единицах измерения на основе аналогии с единицами счета.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Индивидуальные задания
2- 4 ученика решают задачи (условие задач записано на доске или напечатано на индивидуальных карточках).
- У Кати было 26 тетрадей в клетку, а в линейку на 7 тетрадей меньше. За первую четверть она исписала 10 тетрадей. Сколько чистых тетрадей осталось у Кати?
- В магазин привезли 85 кг конфет. До обеда продали 20 кг конфет, а после обеда - 17 кг конфет. На сколько меньше килограмм конфет продали, чем осталось?
Фронтальная работа
- Используя цифры 1, 5, 0, 9, запиши шесть трехзначных чисел. Расположи их в порядке возрастания.
- Решите примеры. Как удобно решать такие примеры?
590 - 500 - 7 267 - 200 - 23
369-300+ 16 726-700+19
- Вставь вместо звездочек знаки «>» или «<».
43 см + 1 дм * 5 дм
5 дм + 4 см * 10 дм 28 см + 3 дм * 32 см
- Постановка цели урока
- Прочитайте запись: 3 м 5 дм 2 см.
- Сколько это сантиметров?
3 м 5 дм 2 см = ?
Возникает затруднение, т. к. учащиеся еще не встречались с записью трехзначных чисел.
- Чему будем учиться сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Научиться записывать и читать трехзначные числа.)
- «Открытие» нового знания и первичное закрепление
Работа с графическими моделями
- Постройте графическую модель этого числа.
Один из учеников работает у доски, остальные на своих рабочих местах.
- Посмотрите внимательно на модель числа. Это число может быть выражено и в других единицах счета.
- Сколько всего десятков в этом числе? (Тридцать пять.)
Учитель в записи 3 с. 5 д. 2 ед. карточкой прикрывает букву |С].
- Назовите число. (35 д. 2 ед.)
Далее учитель прикрывает карточкой букву 0:
- Назовите число. (3 с. 52 ед.)
На доске запись:
3 с. 5 д. 2 ед. = 35 д. 2 ед. = 3 с. 52 ед.
- А если нужно выразить число только в единицах, какие буквы нужно убрать? (Буквы «с.» и «д.».)
Учитель прикрывает буквы:
- с. 5 д. 2 ед. = 3 5 2 ед. = 352
- Сколько в числе 352 сотен? (Три.)
- Десятков? (Пять.)
- Единиц? (Две.)
- Говорят, что цифра 3 - цифра разряда сотен, 5 - цифра разряда десятков, 2 - цифра разряда единиц. Это число равно сумме 3 сотен, 5 десятков и 2 единиц. Подумайте, как это число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых? (Триста пятьдесят два равно триста прибавить пятьдесят и прибавить два.)
На доске появляется соответствующая запись:
352 = 300 + 50 + 2.
- А теперь вспомните наше задание и выразите в различных единицах измерения 3 м 5 дм 2 см.
- м 5 дм 2 см = 3 м 52 см = 35 дм 2 см = 352 см.
- Итак, решили мы задачу? (Да.)
- Первичное закрепление
№ 1, с. 40 - устно.
- Рассмотрите рисунок. Прочитайте записи под рисунком.
№ 4, 5, 6 с. 40 - устно по цепочке.
- Физкультминутка
- Повторение
№ 2, с. 40 - по рядам: первый ряд работает с первым числом, второй ряд - со вторым, третий - с третьим.
Работа выполняется с комментированием.
№ 3, с. 40 - по вариантам:
Первый вариант - первый столбик; второй вариант - второй столбик.
- Самостоятельная работа
Самостоятельная работа проводится по сборнику J1. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова и др. Самостоятельные и контрольные работы. Работа С-7, с. 17-18. Альтернативный вариант работы дан в Приложении 1.
Дети, быстро справившиеся с работой, решают задачу № 11, с. 41 или выполняют задание № 7, с. 40.
- Итог урока
- Чему научились на уроке?
Домашнее задание
№ 8, 9, с. 41 (по одному столбику из каждого задания), № 10 (одну задачу на выбор).
Дополнительно: № 12, с. 41.