Выполнила учитель математики Акова Дания Ганиевна с.Барда,2015 Конспект урока математики по теме: «Умножение трехзначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые»
Цель урока: вывести и освоить алгоритм внетабличного умножения трехзначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые.
Задачи: • организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые, распределительное свойство умножения; • развивать вычислительные навыки, мышление, речь, умение анализировать свою и чужую работу; • воспитывать интерес к предмету, умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока: • Техническое обеспечение: демонстрационный экран, персональный компьютер. • Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
I. Организация класса. Мотивация. - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики. Как бы вы хотели, чтобы прошёл наш урок? Что для этого нужно сделать? - А помогать нам сегодня будут сказочные герои. Давайте посмотрим, кто же это?
Слайд № 1 На слайде поочередно появляются Незнайка и Знайка (дети называют) и надпись «Желаем успешной работы»
-Наши гости – это герои какого произведения? Они вместе со своими друзьями, маленькими человечками, живут в Цветочном городе. Незнайка получил свое имя, потому что ничего не знает, а вот Знайка, наоборот, знает много и хочет поделиться с вами своими знаниями. Незнайка будет учиться сегодня вместе с вами и постарается узнать что-то новое. -Наши гости тоже приветствуют вас и желают вам успешной работы на уроке. А смайлики, которыми украшена наша доска, будут, я надеюсь, создавать вам хорошее настроение в течение всего урока.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся. - С чего начнем урок? (Мы начнем урок с разминки.) - Для чего она нужна? (Она нам нужна, чтобы настроиться на работу.) И как обычно, давайте начнем разминку со скоростного счета (элемент технологии БиС) Счетчики готовы, вы, надеюсь, тоже. Начали! Скорость 1 6 7 24 25 47 49 63 65 189 190 Скорость 2 13 15 36 38 57 59 74 76 99 101 Скорость 3 5 8 26 29 40 43 67 70 115 118 Скорость 4 2 6 16 20 37 41 52 56 123 127 Какое действие мы с вами закрепляем в скоростном счете? -А теперь давайте выполним задания Незнайки, которые помогут нам повторить то, что вы уже знаете и умеете выполнять:
Слайд № 2 1. Найди лишнее число: 100, 200, 300, 400, 555, 600 11, 12, 131, 14, 15, 16, 17 24, 11, 13, 15, 17, 19, 12 2. Выполни вычисления: 3 • 8 6 • 4 7 • 5 4 • 6 (20 + 6) •3 = (10 + 7) • 4 = 152•3 Какое действие можно произвести с трехзначными числами? Какой закон использовали при решении выражений?
III. Организация восприятия. Постановка проблемы. Пример 152•3 вызовет у учащихся затруднение, так как они еще не знакомы с приемом умножения числа трехзначного на однозначное. - Почему (имя ученика) не смог решить пример 152• 3? Как вы думаете, что же мы с вами сегодня будем делать на уроке? Давайте определим цель нашего урока. (Найти способ и научиться умножать трехзначное число на однозначное). -Правильно. Давайте посмотрим, как Знайка обозначил тему нашего урока.
Слайд № 3 Умножение трехзначного числа на однозначное
-Но я хочу вам сказать, что это первая часть названия нашей сегодняшней темы урока, а вторую вы скажете мне в конце урока. В ходе работы вы сможете определить, каким же образом выполняется это умножение А теперь давайте вернемся к примеру 152 • 3
Слайд № 4 152• 3= ?
- Подумайте и предложите свой способ выполнения задания.
IV. Организация осмысления - Вы готовы к обсуждению? Выслушиваются варианты учащихся - А теперь давайте посмотрим, какие способы предлагает Незнайка?
Слайд № 5 152•3=152+152+152= 152•3=(100+50+2)•3=100•3+50•3+2•3=
- Как рассуждал Незнайка? (Дети объясняют). - Кто предлагал такой способ? - Какой способ вы считаете самым лучшим? Объясните свой выбор. - Какой можно сделать вывод? Вывод: Чтобы умножить трехзначное число на однозначное, нужно представить число в виде суммы разрядных слагаемых, а затем найти значение полученных выражений, используя распределительный закон. Давайте составим алгоритм решения подобных примеров (по рядам) 1 ряд - 1 шаг – раскладываем трехзначное число на разрядные слагаемые 2 ряд - 2 шаг – умножаем каждое слагаемое на число 3ряд - 3 шаг – находим сумму полученных результатов А теперь давайте сравним его с алгоритмом Знайки
Слайд № 6 Алгоритм выполнения 152 • 3 = ? Раскладываю на разрядные слагаемые - (100+50 + 2) Умножаю каждое слагаемое –100•3+ 50•3+2•3 Складываю результаты -300+ 150 + 6 = 456 152•3 = (100+50 + 2)• 3 =100•3+ 50•3+2•3=300+ 150 + 6 = 456
Давайте запишем в тетради число, «классная работа» и письменный вариант выполнения данного примера как образец для дальнейшей работы.
V. Физкультминутка «Незнайка и Знайка на прогулке» А сейчас я предлагаю вам отдохнуть вместе с Незнайкой и Знайкой, отправившись на прогулку. Давайте, посмотрим, как они хорошо играет с мячом. Слайды № 7 -9 (физкультминутка для глаз) VI. Первичная проверка понимания - А теперь давайте выполним задание Знайки, решив примеры на закрепление темы нашего урока.
Слайд № 10. Решите примеры, используя алгоритм: с.168 № 793 1 и 2 столбик • Раскладываю на разрядные слагаемые • Умножаю каждое слагаемое • Складываю результаты
Решение примеров у доски с комментированием, опираясь на алгоритм (пример диктует сосед по парте) - Пока мы решали примеры, Незнайка тоже решал, только он выполнял умножение устно и нам с вами предстоит проверить, насколько правильно он это сделал.
Слайд № 11. Проверьте! 161 • 4 = 644 282 • 2 = 564 193 • 3= 579 181• 3 = 543 251• 3 = 753 463• 2 = 926 VII. Организация закрепления. Работа в парах. А теперь Знайка и Незнайка предлагают нам решить задачу. Они поспорили о том, связано ли решение данной задачи с темой нашего урока. Давайте выполним задание и поможем нашим гостям разрешить их спор. - Прочитайте задачу («жужжащее» чтение, индивидуальное) Слайд № 12 (задача на слайде) В городском парке посадили 4 ряда сосен, по 103 в каждом, и по 60 елей в каждом из этих рядов. Сколько хвойных деревьев посадили в городском парке? - О чем задача? А какие деревья называются хвойными? - Что известно? - Что нужно узнать? -Незнайка тоже решал эту задачу и составил краткую запись. Выскажите свое мнение, насколько правильно он это сделал.
Слайд № 13 (1 часть слайда) Сосен - ? 4 р. по 103 д. Елей - ? 4 р.по 60 д. -А теперь давайте ответим на вопросы Знайки по этой задаче (2 часть слайда) На что нужно обратить особое внимание в условии задачи? Каков вопрос задачи? Чего не хватает в краткой записи?
-Обсудите в парах решение и запишите в тетрадь. (Дети записывают решение в тетрадь). - А сейчас я попрошу вас рассказать, как решали задачу. - Что можете сказать о решении этой задачи? (У этой задачи два способа решения). Обсуждение с детьми способов решения задачи.
Слайд № 14 1 способ 2 способ 103•4=412(с.) 103+60=163(д.) 60•4=240(ел.) 163•4=652 (д.) 412+240=652(д.) Ответ: в парке посадили 652 хвойных дерева. -А теперь скажите, пожалуйста, связано ли решение задачи с нашей сегодняшней темой? Каким образом?
VIII. Информация о домашнем задании - Кто хочет выполнить задание на отработку новой темы - стр.169 № 799(1 и 2 столбик) - Для тех, кто хочет проверить свои силы в более сложных заданиях -№ 800 на стр.169
IX. Подведение итогов урока. -А теперь давайте вернемся к теме нашего урока и обозначим его вторую часть (подсказка – слово «с помощью»)
Слайд № 15 (текст появляется по частям) Умножение трехзначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые
-Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Особенно я бы хотела отметить работу следующих учащихся…
Рефлексия. -А теперь я хочу попросить вас оценить наш сегодняшний урок и вашу работу на нем. Используем для этого незаконченные предложения. Выберите одно из них и выскажите свое мнение. Cлайд № 16 На уроке я работал… Интересным было… Трудным было…
-Весь урок вместе с нами были Знайка и Незнайка. Знайка давно знает, как решаются такие примеры, а вот Незнайка учился вместе с нами. И ему очень понравилось на нашем уроке. Слайд № 17Спасибо за урок! |