Организационный момент |
1. Ну-ка, юный мой дружок Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы знания иметь, надо слушать, не шуметь! 2. Урок я хочу начать со слов известного математика и педагога Алексея Ивановича Марушкевича: Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики. |
1. Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка? (12кг) 2. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение? (Сумма, так как при умножении на 0 получается 0. 4) 2500+60+8=2568 9600+400=10000 3000+9000=120000 24 х 10 : 8= 30 450 : 5 х 10 = 900 100: 25 = 4 100 х 6 = 600 - С какой целью мы выполняли устный счёт? ( для развития прочных вычислительных навыков и умений) |
Постановка учебной задачи |
- Посмотрите на равенства.. Работа в паре - Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем? (248 + 7309) + 96 = 248 + (7309 + 96) – сочетательное свойство сложения 269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения (105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения 13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения. ( 90+25) х 4 = 460 Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения; Сочетательное свойство относительно сложения, умножения. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Зачем нужно знать свойства в математике? ( Чтобы облегчить решение.) - Давайте выпишем его отдельно. ( 90+25) х 4 = 460 - Значение этого выражения уже известно, а как бы вы его нашли? ( ВЫВОД: Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение; или каждое из них умножить на это число, а результаты сложить.) - Может кто знает, как это свойство называется в математике? (Распределительное свойство умножения относительно сложения.) Тема урока ______________________( на доске) - Чему будем учиться на уроке? учиться применять это свойство, учиться видеть важное практическое значение этого свойства |
Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- Давайте посмотрим, как ученики лесной школы выполнили умножение суммы на число. Откройте учебники на стр. 105,( решение одинаковое) прочитайте ещё раз распределительное свойство умножения относительно сложения Сформулируйте распеределительное свойство с помощью переменных ( КАРТОЧКА ) стр. 106 №2 - Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным (по вариантам) 1 в. 2в. (112 + 44) х3; (7 +4) х 132 (16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9 ( эталон проверки на доске) - Так как умножить сумму на число? Вывод: Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты. Как называется данное свойство в математике? С какой целью мы выполняли данное задание? ( учились использовать распределительное свойство) |
Отработка и закрепление (двое уч-ся у доски) |
- Найдите значение выражения двумя способами. (50 +19) х 2 = 69х2=138 (50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138 (72 + 28) х 7 = 100х7=700 (72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700 - В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно? (72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7 С какой целью мы выполняли данное задание? ( отработать навык , увидеть удобный способ вычисления) |
Физкультминутка «Шапка для размышлений» упражнение для улучшения внимания, восприятия, речи: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. «Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. |
Применение |
А) Работа в группе (по 6 человек) Поработайте в группах. Вычислите удобным способом. (13 + 17) х 5 (14 + 16) х 9 (12 + 18) х 7 (15+ 3) х 6 (4 + 7) х 5 ( Проверка!) |
В) Решение задачи (слайд) В гараже в 2-х рядах стоят грузовые и легковые машины. Записать выражения. -
Сколько грузовых машин в 1-ом ряду? Сколько легковых? -
Сколько грузовых машин во 2-ом ряду? Сколько легковых? -
Сколько машин всего в гараже? (4+3) х 2 -
Сколько грузовых машин в 1-ом ряду? Сколько грузовых машин в двух рядах? -
Сколько легковых машин в 1-ом ряду? Сколько легковых машин в двух рядах? -
Сколько всего машин в гараже? 4 х 2 + 3 х 2= С) Работа в группах. Решить задачу. Какова масса всех фруктов? (100+80) х5 =900г 100х5+80х5 = 900г карточка-помощница -
Какова масса одного красного и одного зелёного яблока вместе? -
Какова масса всех яблок вместе? -
Какова масса всех красных яблок вместе? -
Какова масса всех зелёных яблок вместе? -
Какова масса всех яблок? ПРОВЕРКА (группы выступают со своим способом решения) |
РЕФЛЕКСИЯ - С каким способом познакомились? (распределительным) - Почему он назван распределительный? ( Как выполняем его) - Где его можно применить? (зачем?) (позволяет решать удобным способом; позволяет упрощать выражения; помогает при решении задач.) Д/З стр.108 №8 выучить правило |