Конспект урока по математике
Тасмаганбетова Алма Бегжановна
учитель начальных классов
КГУ «Новосельская средняя школа»
село Новоселовка
Тема урока: Сложение и вычитание на основе дополнения до ближайшего десятка (вида 68+2, 70-2)
Цели урока:
1.
Формирование вычислительных умений и навыков устного и письменного сложения и вычитания. Формирование умения вычислять на основе дополнения до ближайшего десятка (вида 68+2, 70-2)
2.
Продолжение работы по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.
3.
Формирование умения работать в паре и группе, воспитывать культуру общения.
4.
Ход урока
I. Организационный момент.
Чистописание)
Продолжите:
908 807
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Вставьте в «окошки» числа, чтобы получились верные равенства. Что общего у всех равенств?
3 + ?=10 ? + 4 = 10 4 + ?=10
7 + ? = 10 ? + 7 = 10 3 + ? = 10
2 + ? = 10 ? + 5 = 10 3 + ? = 10
- Какие числа называют «круглыми»?
- Дополните числа до «круглых». Запишите соответствующие равенства.
37 + 3 = 40 55 + 5 = 60 63 + 7=70
24 + 6 = 30 31 + 9 = 40 76 + 4 =80
- Запишите в столбик слева суммы, а в столбик справа все разности. Вычислите значения сумм и разностей.
37 + 3 = 40 40-3 = 37
31 + 9 = 40 40-9 = 31
24 + 6 = 30 30 - 6 = 24
82 + 8 = 90 90 - 8 = 82
76 + 4 = 80 80 - 4 = 76
- Как связаны между собой суммы и разности?
III. Сообщение темы, целей урока.
Сообщение нового материала учителем, восприятие и первичное осознание его учащимися.
На этом уроке мы научимся выполнять сложение до полного десятка и вычитание из круглого числа.
Рассмотрите запись и объясните, как выполнили вычитание.
58+2= (50+8)+2 = 50+(8+2) = 50+10=60
40 - 3 = (30 + 10) - 3 = 30 + (10 - 3) = 30 + 7 = 37
- Аналогично вычислите другие суммы и разности.
64+6=60+(4+6) = 70-3 = (60 + 10)-3 = 60-2 = (50+ 10)-2 =
Работа по учебнику.
Введение нового вычислительного приема можно провести по учебнику (задание 2, урок 70) или по аналогичным демонстрационным пособиям (можно использовать счеты или кубики, полоски с кругами или пучки палочек и отдельные палочки). В зависимости от уровня подготовленности класса можно предложить детям самим объяснить пути решения «проблемы».
Прием прибавления (и соответствующие случаи вычитания) однозначного числа к двузначному дети знают. Ими уже усвоено правило: единицы складывают с единицами, а десятки с десятками. Данный случай сложения выделяется лишь тем, что при сложении единиц получается десяток, который надо прибавить к десяткам. При вычитании же, поскольку в уменьшаемом нет единиц, мы раскладываем число на сумму десяти и круглых десятков и вычитаем из десяти единицы. Потом прибавляем их к круглым десяткам.
Учитель может записать на доске примеры с известными детям вычислительными приемами и в конце записать новый случай. Тот, кто сможет его решить, пусть попробует объяснить свои рассуждения детям.
IV. Первичное закрепление новых знаний.
Первичное закрепление в громкой речи с использованием задания 3.
Задание 3 в учебнике имеет подсказку - числа уже разложены на сумму десятков и единиц, если надо выполнить сложение, и на сумму десяти и круглых десятков в случае вычитания.
Динамическая пауза
Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.
V. Применение новых знаний и повторение.
Применение нового материала проводится с использованием задания 4.
VI. Повторение и закрепление имеющихся знаний учащихся под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.