Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Предлагает учащимся задание. Задание. Решить уравнение и сделать проверку: а) , б) . Фронтально проверяет правильность выполнения задания. Учитель выясняет, почему учащиеся не могут выполнить проверку во втором уравнении. - Значит, что необходимо нам сегодня научиться делать, чтобы мы могли выполнить это задание полностью? - И значит, какова цель нашего урока? - Хорошо. Запишите тему урока «Деление дробей». | Учащиеся решают предложенные уравнения и делают проверку, оформляя решение в тетради. Во втором уравнении у учащихся возникают трудности с выполнением проверки, о которых они сообщают учитель. Ученики: - Мы не можем выполнить проверку во втором уравнении, потому что не умеем делить дроби. - Нам нужно научиться делить дроби. - Научиться делить дроби. Записывают в тетради тему урока. | Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей Владеть устной речью Строить логическую цепочку рассуждений |
Первичное усвоение новых знаний | - Чтобы нам научиться делить дроби, и чтобы мы смогли выполнить проверку второго уравнения, нам необходимо познакомиться с новым понятием. - Если взять любую дробь и «перевернуть» ее, поменяв числитель и знаменатель местами, то получим дробь . Такие дроби называются взаимно обратными. Например, и - взаимно обратные дроби. - Попробуйте сами привести примеры взаимно обратных дробей. - Молодцы. А теперь возьмите любые две пары взаимно обратных дробей, и в тетради вычислите их произведение, не забудьте сократить полученный результат. - Что у вас получилось? - А вы брали разные пары дробей? - Тогда какой вывод можно сделать? - Используя взаимно обратные дроби, мы можем деление дробей свести к умножению, которое мы выполнять уже умеем. - Давайте сначала рассмотрим это правило на примере, который в начале урока вы не смогли выполнить. Демонстрирует решение. - Мы получили, тот ответ, который нам было необходимо получить? - И какой вывод из этого примера можно сделать? Корректирует ответы учеников, помогает сформулировать вывод. Запишем в общем виде: - А как же разделить делить дробь на натуральное число? Верно, и затем применить правило деления дробей. Сформулируйте правило деления дроби на натуральное число. Корректирует ответы учеников, помогает сформулировать вывод. Запишем в общем виде: | Слушают учителя, записывают информацию с доски в тетрадь. Приводят свои примеры взаимно обратных дробей. Выполняют задание учителя. - Получилось, что произведение равно единице. - Да. - Произведение взаимно обратных дробей равно 1. Записывают решение в тетрадь. -Да. - Чтобы выполнить деление дробей нужно вторую дробь заменить обратной, деление – умножением, и выполнить умножение полученных дробей. Записывают формулу в тетрадь. Любое натуральное число можно представить в виде дроби Чтобы разделить дробь на натуральное число, нужно это натуральное число представить в виде дроби со знаменателем 1 и применить правило деления дробей. Записывают в тетрадь информацию с доски, отвечают на вопросы учителя. | Владеть устной и письменной речью Строить логическую цепочку рассуждений |
Первичное закрепление | Учитель приглашает одного учащегося к доске и предлагает ему задание на деление дробей (№ 925 а, д). - А теперь вы будете работать в парах, по вариантам: 1 и 3 парты – 1 вариант, 2 и 4 – 2 вариант. Записывает на доске номера заданий для каждого варианта. В1: № 925(б, е, з); 926(а, д, и) В2: № 925(в, ж, з); 926(б, е, к) Контролирует работу в парах, консультирует пары при необходимости. После того как пары закончат работу, предлагает проверить работы пары, которая выполняла задания другого варианта. | Один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в тетрадь. а) ; проверка д) ; проверка Выполняют задания в парах по вариантам, при необходимости задают вопросы учителю. Выполняют проверку работ другого варианта. | Отображать в речи содержание совершаемых действий Владеть устной и письменной речью Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации |
Обучающая самостоятельная работа | А теперь давайте проверим, как вы научились выполнять деление дробей. В тетради пишем: самостоятельная работа. Задания – на доске. 1) 2) 5 : 3) 4) 5) Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу друг друга (на доске появляется решение). Рядом с каждым верным ответом ставьте +, затем сосчитайте, сколько всего получилось плюсов. | Выполняют задания самостоятельной работы. Взаимопроверка по ответам на доске, выставление отметок. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Сообщает домашнее задание (п.4.11, № 926(3,4 столбики)), инструктирует учащихся по его выполнению. | Слушают учителя, записывают домашнее задание. | |