Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Длина окружности».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап (1 минута) | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Включатся в деловой ритм урока. |
2.Мотивация учебной деятельности .(1 минута) | У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы с вами совершим необычную поездку, мы посетим загадочное царство - государство окружности. Все ваши успехи вы сегодня будете фиксировать в оценочных листах, где вы будете проставлять баллы. А в конце урока мы подведем с вами итог урока и выставим оценки. Я вижу, что вы готовы к началу путешествия. Итак: | Учащиеся слушают учителя. |
Актуализация знаний (5 минут) | Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность. ( презентация слайды 4-8) Первый этап заполнения оценочного листа. Ответьте на вопросы оценочного листа. - Какая фигура называется окружностью? Как называется точка О? - Что такое радиус? Как обозначается радиус? - Дайте определение диаметра. Как обозначается? - Как связаны радиус и диаметр окружности? - Что называется хордой? Это понятие вы еще не изучали, но попробуйте сформулировать определение исходя из рисунка и аналогии с предыдущими определениями. | Учащиеся отвечают на вопросы в листе самооценки, осуществляют самопроверку. |
4. .Изучение нового материала. Побуждение к формулированию учебной проблемы ( цели урока). (2 минуты) | - Нам предстоит решить задачу «Какой длины надо взять кусок проволоки, чтобы согнуть окружность данного радиуса?». -Правильно. Скажите, а решая эту задачу что вы находили? - Вспомните единицы измерения длины. - С помощью какого инструмента можно измерять длину, например длину отрезка? - А можно ли измерить линейкой длину окружности? - Давайте подумаем, как можно измерять длину окружности. -А сможем ли мы находить длину любой окружности таким же способом? - А как же тогда находить длину любой окружности? - так какая тема урока? -Какая цель урока? -Какие задачи помогут достигнуть этой цели? | - Растянуть проволку и измерить ее длину, приложив к линейке -Длину окружности Ученики предлагают проволку, нитки и т.д. - Нет - Наверно есть какая-то формула для нахождения длины окружности. -Длина окружности - Изучить формулу длины окружности 1. Вывести формулу длины окружности 2. Решить задачи на применение этой формулы 3. Осуществить самоконтроль по данной теме |
Развитие регулятивных УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Поиск решения учебной проблемы (побуждающий диалог). (12 минут) | - Чтобы вывести формулу давайте выполним с вами следующую практическую работу. Работать вы будете в парах. На столах лежат мультифоры с практической работой. Возьмите модель окружности, обвязываете её ниткой, распрямляете и измеряете длину нитки (т.е. измерьте длину окружности.) Затем вносите результат в таблицу в столбик длина окружности, затем линейкой измеряете диаметр и вносите значение в таблицу. И потом внимательно посмотрите на последнюю колонку и сделайте вывод: во сколько раз длина окружности больше диаметра. -Что у вас получилось? Несмотря на то, что окружности были разные, вы получили одно и тоже число. Оно обозначается π . Историческая справка: -Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера. На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π . Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В 3в. до н.э. Архимед без измерений одними рассуждениями вычислил точное значение числа π = 22/7. Для обычных вычислений с числом π вполне достаточно запомнить два знака после запятой (3, 14). Вернемся к нашей проблеме нахождения длины окружности. Из практической работы вы выяснили, что с/d = π, Выразим длину окружности С= π d. Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π. А так как d=2r то С =2 π r. - Запишите формулы в тетрадь. (презентация слайд 15) -Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы уже решили? -Какая следующая задача? | Ученики выполняют практическую работу - Длина окружности больше диаметра приблизительно в 3 раза. Формулировка вывода: Получилось приблизительно одно и тоже числ Ученики выводят формулы и записывают их в тетрадь -Вывели формулы длины окружности - Решение задач на данную тему |
5. Физкультминутка (1 минута) | Массаж биологически активных точек лица и головы | Учащиеся встают и выполняют упражнения. |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. (7 минут) | Работа у доски Решение задач у доски :№ 649 (а,), 650 (а,) | Дети делают проверку у доски |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (8 минут) | : - Мы решили несколько задач и вы можете уже сказать насколько хорошо или не очень вы усвоили формулы. Значит к какой задаче урока мы подошли? - Вы должны решить тест первичного закрепления в листах самооценки, время работы 2 минуты
ТЕСТ № | ВОПРОС | ОТВЕТ | 1 | Отрезок, соединяющий две точки окружности | А) хорда, Б) Диаметр, В) радиус | 2 | Число π равно | А) 3, 15 Б)3,14 В)6,28 | 3 | Формула длины окружности | А) С=πrБ) С=πd В) C=2πd Г) C=2r | 4 | Чему равен диаметр окружности, радиус которой 3,2 см? | А) 1,9 Б) 6,6 В) 7,6Г) 6,4 | 5 | Диаметр равен половине радиуса | А) да Б) нет | -Посчитайте общее количество балов и поставьте в листы самооценки Критерии оценивания: 7- 10 балов «3», 11-13 балов «4», 14 балов «5» | - Контроль знаний Решают тест и осуществляют самопроверку |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) (2 минуты) | А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы: Повторили… Узнали… Применили… Достигли ли вы цели урока?
| Дети заканчивают предложения |
9. Информация о домашнем задании с комментариями. (1 минута) | № 649(в), 650(в) –оценка «3» + № 654(в) –оценка «4» + составить задачу на данную тему – оценка «5» | Дети записывают задания в дневнике. |