математикой.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
Организационный момент Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; -Посмотрите на доску, что это? -Что в них необычного? -На какие две группы по этому признаку их можно разделить? -Посмотрите внимательно, запомните. -Закройте глаза. -Что изменилось? -Какое настроение они дарят? -Я тоже желаю вам хорошего настроения! (Слайд 2) Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1) | - геометрические фигуры -на них изображены лица -лица веселые и грустные - остались фигуры веселые, радостные Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий | Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды 3, 4). - Чем мы занимались на прошлом уроке? - Зачем нам надо уметь находить периметр прямоугольника? - Задача на нахождение периметра прямоугольника (слайды 5,6). - Составьте выражение для нахождения периметра прямоугольника, запишите в тетрадь. - Что необходимо знать, чтобы найти периметр прямоугольника? - Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками. Чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке разгадаем кроссворд. (слайд 7 ) - Какое слово получилось? Немного из истории: Мы очень часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь. (слайд 8) В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка. Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробья, веревка, жеребья. Но основными стали «десятина» и «четь». Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово «площадь». | Учащиеся решают примеры устно. - Рассматривали фигуры, четырехугольники, находили периметр прямоугольника. - Чтобы использовать в жизни: в строительстве, в сельском хозяйстве, дома и т.д. Решают задачу на нахождение периметра. (6 + 4) · 2 = 20 (см) Ответ: 20 см периметр прямоугольника. Р = (а + b) · 2 Длины его сторон (длину, ширину).
Разгадывают кроссворд. Сумма длин сторон геометрической фигуры; (периметр) Инструмент для измерения длины отрезка; (линейка) Правило, записанное с помощью букв; (формула) Пройденный путь; (расстояние) Арифметическое действие. (деление) - Площадь. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Цель этапа: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока Пальчиковая гимнастика | -Какова площадь данного прямоугольника?- Для выполнения задания потребовалось много времени. Предлагаю найти способ вычисления площади прямоугольника, который позволил бы выполнить эту работу быстрее. Сосчитайте число квадратов, расположенных в первом ряду по длине прямоугольника. - Сосчитайте количество таких рядов. Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты, школьного стадиона? Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника разбивать его на клетки 1х1см? - Проблема: Как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры? Слайд 5 Демонстрирует ЭУМ Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? | Дети высказывают свои предположения - Разбить прямоугольник на квадратные сантиметры, подсчитать их количество и узнать площади. Разбивают прямоугольник на квадратные сантиметры. Подсчитывают квадратные сантиметры. - Их количество равно длине прямоугольника. -Их количество равно ширине прямоугольника. -Для нахождения площади прямоугольника надо длину умножить на ширину. Дети делают вывод, о нахождении площади прямоугольник Цель урока: научиться находить площадь прямоугольника. | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Сцепим пальчики в замок, Чтоб никто войти не смог. Пустим только ёжика, Пустим только зайчика, Пустим только девочку, Пустим только мальчика. | Дети выполняют движения сцепленными кистями рук вправо и влево. Встают девочки. Встают мальчики. | Усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями. Установка на здоровый образ жизни |
IV. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника. | - Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. - Как называется тема нашего урока? Откройте учебник на стр.61 и прочитайте правило нахождения площади прямоугольника. Демонстрирует ЭУМ. - Обозначим площадь буквой S, длину буквой a, ширину – буквой b и записать правило в виде формулы. - Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. (слайд 10) I вариант Найти площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 5см. II вариант. Найти площадь прямоугольника со сторонами 4см и 7см. III вариант. Найти площадь прямоугольника со сторонами 4см и 9см. | Отвечают на вопросы: Тема урока: Площадь прямоугольника». Работа с учебником стр. 61. Знакомство с правилом: «Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину». Делают вывод: S=a•b Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. I вариант 8 ·5 = 40 (см2) Ответ: площадь прямоугольника равна 40 см2. II вариант. 4 · 7 = 28(см2) Ответ: площадь прямоугольника равна 28см2. III вариант. 4·9=36 см2. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физминутка | Постройте геометрические фигуры, используя свои руки и руки соседа. (слайд 13) | Выполняют упражнения | Усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями. Установка на здоровый образ жизни |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для сам.работы по новому материалу. (творческая работа) | 1. Задача (слайд 11,12) - Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? - Каких данных не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи? - Что сказано о ширине по условию задачи? Как ее найти? - Теперь можно ответить на вопрос задачи? - Как найти ширину прямоугольника по площади и длине? (слайд 12) 2. Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. (слайд 14, 15) Требуется отремонтировать детскую комнату: положить на пол линолеум и прикрутить плинтус. Посчитайте какое количество и какого товара потребуется купить для ремонта. Свои подсчеты занесите в «Таблицу ответов». Список материалов для ремонта магазина «ВСЕ для РЕМОНТА» 1. Линолеум 1 рулон: 2м на 10м 2. Плинтус 1шт: 3 м | - Сразу на вопрос задачи ответить нельзя. - Нам неизвестна ширина прямоугольника.- Ширина меньше длины в 4 раза. Чтобы найти ширину площадь надо разделить на длину. Записывают решение в тетрадь. 1) 6 :2 = 3(см) – ширина 2) 6 3 = 18 (см2) – площадь прямоугольника. Ответ: 18 см2.По группам выполняют творческое задание Решение: 1 гр. 5 · 3 = 15(м2) – площадь пола. 2 · 10 = 20 (м2) – площадь одного рулона линолеума. 15 : 20 = 0 (ост 15) – 1 рулона линолеума надо. 2 гр. (5 + 3) · 2 = 16 (м) – периметр комнаты. 16 : 3 = 5 (ост 1) – плинтуса надо 6 штук | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
VI. Подведение итогов урока. Цель этапа: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | -Какую задачу мы ставили на уроке? (слайд 16) -Удалось решить нам поставленную задачу? -Каким способом? - По каким формулам находятся площадь прямоугольника? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями) | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.
Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Контроль, коррекция, оценка Нравственно -этическая ориентация |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. стр.стр. 61 № 3, № 9 (слайд 17) | Знакомятся с заданием, слушают инструкцию | |
III.Рефлексия. Цель этапа: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | -С каким настроением вы уйдете с урока? (слайд 18,19) Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа Если не разобрались, было не очень интересно | Оценивают свою работу и свое настроение в конце урока.
| Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. |