2.Актуали-зация знаний и фиксация затруднений. Цель этапа: Создание проблемной ситуации, фиксация на новой учебной задаче. (10мин) | (слайд №2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6c89495-a581-40f1-b541-731375df36e8/085_Shopen_Vals_op69_N2.mp3 (Звучит негромко музыка Фридриха Шопена) http://kopilkaurokov.ru/ за номером 226774 (показ слайда№3, №4, №5) | Вступительное слово. Проверка домашнего задания. Математический диктант. - Какое сегодня число? Запишите в тетради. Вспомним материал предыдущих уроков, напишем небольшой математический диктант. I . Запишите в тетради через запятую числа в виде десятичной дроби: а) двенадцать целых три сотых; б) три целых пять тысячных; в) двадцать целых сорок четыре десятитысячных. II . Сравните числа: а) и б) и в) и г) и III. Выполните действия: а) 2,110; б) 3,1100; в)2,3 :10; г) 5, 6 :100;д) 1,05:10; е) 0,01 100. Проверяем вместе, с помощью слайдов комментируя и объясняя трудные моменты. Оцените себя сами ( за 13 верно решённых «5», за 11-12 оценка «4», за 8-9 оценка «3», за 7и меньше-«2»). Свои оценки запишите в индивидуальный оценочный лист. А теперь мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получит карточки с заданиями. У вас будет две три минутки на обсуждение, а потом проверим результаты. Пока вы выполняете задание, я вам поставлю музыкально сопровождение. Задание для первой группы. На уроке физической культуры ученики 5класса Соревновались по прыжкам в длину с места, получили следующие результаты: Вася Иванов-169см; Коля Носков-172см; Толя Петров-131см; Сергей Васильков-156см; Петя Москвин-160см. У кого из ребят самый лучший результат, а кто на последнем месте? Расположите результаты соревнований по прыжкам в длину в порядке убывания. Задания для второй группы. Пациентам в больнице измерили температуру и получили следующие результаты. Иван Иваныч-37,7; Татьяна Васильевна- 38,2; Анна Николаевна- 36,6; Семён Семёныч- 37,3; Наталья Петровна-36,5. Определите, у кого из пациентов повышена температура, а кто здоров? Расположите значение температуры пациентов в порядке возрастания. Задания для третьей группы. Учащиеся пятых классов собрали макулатуру, получили следующие результаты: 5 «А» класс-10, 235кг; 5 «Б» класс-10,3 кг; 5 «В» класс-10,11кг; 5 «Г» класс-15, 123кг; 5 «Д» класс-14 кг. Какой класс собрал больше всего макулатуры, а какой - меньше всего? Расположите результаты классов по количеству собранной макулатуры в порядке возрастания. Проверяем вместе, обсуждаем результаты. Особое внимание уделяем трудным моментам. Что больше 10, 3 или 10, 235? Что больше 10, 3 или 10, 11? Что больше 10, 235 или 10,11? Оказывается, что у третьей группы есть ошибки, и они не могут на них дать правильные ответы. -какие числа сравнивала первая группа? - какие числа вторая и третья? - как сравниваются натуральные числа? -можно ли утверждать, что десятичные дроби сравниваются, так же как и натуральные? | Записывают в тетрадях число классная работа, выполняют задания математического диктанта. Проверяют и оценивают себя, результаты записывают в оценочный лист. Разбиваются на группы и выполняют задание. От каждой группы выходит представитель к доске и записывает результаты, которые потом сравнивают с правильными ответами на слайде. Отвечают на вопросы учителя. Первая группа сравнивала натуральные числа. - Вторая и третья группы сравнивали десятичные дроби. - Из двух чисел меньше то, которое при счете называют раньше и больше то, которое при счете называют позже. -можно сравнить с помощью координатного луча. Точка с меньшей координатой лежит на координатном луче левее точки с большей координатой. -нет. Десятичные дроби сравниваются по другому правилу. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. | Оформлять свои мысли в устной форме. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. | Самооценка, взаимооценка. |
3. Формулиро-вание темы и цели урока. Цель этапа: 1) организовать коммуника-тивное взаимодейст-вие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной де-ятельности: отсутствие правила сравнения десятичных дробей; 2) согласовать цель и тему урока: правило сравнения десятичных дробей. (3 мин) | http://kopilkaurokov.ru/ за номером 226774 (показ слайда№6) | -С какими заданиями мы не справились? - Какова же цель нашего урока? -Какая же будет тема урока? | - Задания, где сравнивают десятичные дроби, выполнили неверно. -Цель урока -научиться сравнивать десятичные дроби. - Тема урока «Сравнение десятичных дробей». | Обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Определять и формулировать цель на уроке и тему урока | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Цель этапа: 1) организовать коммуникатив-ное взаимодейст-вие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2)организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. 3) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме. ( 8 мин) | http://kopilkaurokov.ru/ за номером 226774 (показ слайда№7) Демонстрация слайда №8 http://kopilkaurokov.ru/ за номером 226774 (показ слайда№9) (показ слайда№10) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc821290-0b4e-4d04-ae45-50999a3b1d37/%5BM56_5-04%5D_%5BPK_07%5D.swf (демонстрация) | -Запишите тему нашего урока. Давайте вместе попробуем разобраться, как же сравниваются десятичные дроби и как же нам помочь выполнить верно, задания третей группе. Сейчас поработайте в паре и сделайте следующее задание. Разбейте следующие пары чисел на две группы и запишите результат в два столбика. 36,4 и 361,7 21,374 и 21,381 21,3 и 21,03 121,4 и 36, 74 21, 14 и 21,4 13,2 и 132 - Почему разбили пары на такие группы? Верно, получили группу из чисел с одинаковыми целыми и с - разными целыми. -Какую группу вы можете легко сравнить и как? Выполните сравнение. -Вторая группа дробей как их сравнить? Посмотрите вот на эту пару 21, 3 и 21, 03. Правильно, целых одинаковое количество, но десятых у первой дроби больше, чем у второй: 3 0. Значит, 21,3 21,03. Рассмотрим следующую пару 21, 374 и 21,381. - Сравните и эту пару 21,14 и 21,4. Верно, вы получили правильный ответ 21,1421,4! Давайте убедимся в этом, а то у некоторых ребят сомнения. -Какие дроби мы умеем сравнивать? Тогда переведём наши десятичные дроби в обыкновенные дроби, точнее в смешанные числа. -Как их сравнить? -Что получилось? Вот мы убедились, что дробь 21,1421,4 Мы разобрали все возможные случаи сравнения десятичных дробей, попробуем сформулировать правило с помощью учителя. Воспользуемся ЭОР и посмотрим на справочник. | Записывают тему урока и выполняют задание. Отвечают на вопросы: - Десятичные дроби с разными целыми сравнить будет легко. Сначала смотрим на количество целых. Больше будет та дробь, у которой больше целых. Выполняют сравнение. - Целых и десятых одинаковое количество, но сотых у второй дроби больше, чем у первой: 78. Значит, 21,374. - Умеем сравнивать обыкновенные дроби. - Дроби привести к общему знаменателю. В тетради и на доске записано: Значит: Проговаривают правило: Для того чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество целых, больше будет та дробь, у которой целых больше, если целых у них одинаково, то сравниваем количество десятых и так далее. | Структурирование знаний, выбор способов решения задач. анализ объектов и синтез. | Развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. | Умение оценивать правильность выполнения действия; планирование пути достижения цели; прогнозирова-ние. | Осознание ответственности за общее дело, вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное. |
5. Первичное закрепление Цель этапа: организовать первичное применение нового знания (10мин) | | А теперь выполним номера из учебника №687; №688; №691(б,г,д) на стр192. | К доске выходят (по приглашению учителя) ученики и выполняют задания. Остальные ребята работают в тетрадях, обсуждают и проверяют результаты, сверяя их с ответами на доске. | Выполнять действия по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. | Взаимодействовать с учителем, друг с другом во время взаимопроверки. Использовать в общении правила вежливости. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять самоконтроль и взаимоконт-роль. | Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи. Уметь контролиро-вать процесс и результат учебной деятельности. |
6. Обучающая самостоятельная работа. Цель этапа: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. (10 мин) | (показ слайда№11) | Молодцы, все задания выполнили, а теперь проверим, как вы справитесь с самостоятельной работой, которая состоит из двух вариантов. (самостоятельная работа № С-41.1из сборника автор: Зубарева И.И. « Математика. 5 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений», 2013г.) Время на выполнение работы 7-8 мин. Вам интересно как вы выполнили работу? Проверьте её по ответам на слайде и выставите себе оценку. Если выполнили: 9 заданий-«5»; 7-8 заданий-«4»; 6 заданий-«3». Результат запишите в оценочный лист. Какие были затруднения? Что не понятно? У кого какие получились оценки? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выставляют себе оценку и записывают результат в оценочный лист. | Формировать умения по использованию знаний для сравнения десятичных дробей и оценки полученных результатов. Делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение с заданным критерием. | Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.
Формировать умения сверять полученные результаты с эталоном.
Формировать умения оценивать полноту и правильность усвоения информации. | Формировать умение ставить личные цели деятельности. Планировать свою работу, действовать по плану. Оценивать полученные результаты. | Вырабатывать доброжелательное отношение к мнению, не похожему на собственное; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7. Рефлексия деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. (3 мин) Домашнее задание. | (показ слайда№12,13) | Наш урок подошёл к концу. О чём мы сегодня говорили? Какую цель поставили? Справились ли мы с поставленной целью? Всё ли было понятно? А теперь в оценочном листе выставите себе итоговую оценку за урок, нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке, и сдайте мне. Запишите домашнее задание № 686; № 689; № 693. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы, оценивают работу на уроке, записывают домашнее задание. | Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |