Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 8 класса по теме: «Степень с отрицательным целым показателем»»
Конспект урока для учащихся 8 класса по теме:
Тема урока: «Степень с отрицательным целым показателем»
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока:Ознакомить учащихся с понятием степени с целым отрицательным показателем и научить применять ее при вычислениях и преобразованиях.
Общеобразовательный аспект.
1.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
умение планировать свою деятельность при решении задач;
умение контролировать свою деятельность при решении задач;
умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока;
умение работать по образцу и в сходной ситуации при первичном закреплении.
2. Продолжить формирование специальных умений и навыков:
умение работать с учебником при объяснении нового материала;
умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.
Развивающий аспект.
1. Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.
Продолжить развитие логического мышления.
Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Воспитательный аспект.
Реализовать комплексный подход к воспитанию.
1. Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.
Расширять представление об окружающем мире.
Оборудование: презентация.
Методы обучения:
по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня гости и я надеюсь мы вместе проведём познавательный урок. А девизом нашего урока будут слова «Дойти можешь лишь тогда, когда идёшь; Узнать можно лишь тогда, когда учишься»
- Как вы понимаете?
Ответ: Для того, чтобы что-то узнать новое, нужно учиться
- Открываем тетради, записываем число, классная работа (учащиеся делают записи в тетрадях).
-Перед вами лежат на партах лист самооценки и лист с заданиями, которые будем решать сегодня на уроке.
Даны выражения:
(27 *24):213= …=2-2
- Что объединяет все эти выражения
Ответ. Числовые выражения. Степень.
- А что мы знаем о степени?
Ответ. Определение, свойства.
-Дайте определение степени числаa с n показателем
Ответ. Произведение nодинаковых множителей, равных a.
- Как называют aи n?
Ответ.n –показатель степени, a – основание степени.
- Что можно сказать о виде числа n?
Ответ. n – натуральное число.
- А что умеем?
Ответ. Находить значение выражения.
- Выполните и сопоставьте ответы с буквами по порядку задания
29
9
8
-3
1
Т
Ь
Н
Ю
О
Ответ: НЬЮТОН. (лист самооценки + или -)
-А значение какого выражения нет в таблице?
- Возникает вопрос - - Может такое быть?
Ответ: Да, Нет!
- Да, Существует отрицательный показатель степени.
- Это и будет темой нашего урока «Степень с отрицательным целым показателем»
-Сформулируем цели:
Ответ: познакомиться со степенью с отрицательным показателем,
Научиться находить степень с отрицательным показателем,
Находить значения степеней с отрицательным показателем
(Готовиться к контрольной работе, к ГИА).
- Какой план составим?
Ответ: 1. Определение. 2. Вычисление. 3. Применение.
Историческая справка.
Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д."
- Вернёмся к нашему примеру, как можно записать ответ?
- Можем ли мы взять степень с другим основанием? С любым?
Ответ. Да, например … 5-2 , 3-3 ,…Кроме 0. (- Почему? Вычислите 0-2 )
- Какое определение дадите степени с целым отрицательным показателем?
Ответ: степень с целым отрицательным показателем есть обратное число, или взаимообратное число,… а-п=(1\а)п = 1п / ап = 1/ап
- Найдём в учебнике стр.33 (читаем в слух, прочитываем про себя, проговариваем друг другу)
- Запишите в тетради формулы из учебника стр.34 (Учитель записывает на правой маленькой доске _ (а/в)-п = (в/а)п , в частности (1/а)-п = ап )
З апись на доске:
(Учитель записывает на доске)
- Известный математик К. Вейерштрасс сказал:
«Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе».
и данное правило можно запомнить в стихотворной форме
(Известный математик К. Вейерштрасс сказал: «Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе». И пусть следующие стихи не идут ни в какое сравнение с творчеством А.С.Пушкина, но многим из вас они будут полезны при решении упражнений, связанных с понятием степени с отрицательным целым показателем. У вас у каждого это стихотворение на парте – можете использовать его как памятку при выполнении заданий.)
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы ее как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И еще, конечно, минус
В показатель добавляем
- Открываем задачники стр.56 №8.1 по цепочки пишем в тетради и проговариваем, сразу по возможности вычисляем (третий ряд), №8.3 только (а,в).
- Работаем в парах выполняем задание 2.
Степень— дробь
3 -3 = , 13 -2, 5-2 , (а- в)-2
-Проверяем… (лист самооценки справились + или - )
Ответы: 1/33, 1/132, 1/52, 1/(а-в)2
(слайд на экране телевизора)
- Выполним вместе обратное задание, на доске записывает (__________________)
1/72 , 1/24, 1/5, 1/(х+у)3
- Теперь работаем в парах
Дробь—степень
=6-7, , ,
Проверяем… (лист самооценки справились + или - )
Ответы: 6-7, y-8, 7-1, (n + s)-3
(слайд на экране телевизора)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Самостоятельная работа с самопроверкой (на доске с обратной стороны).
1 вариант
2 вариант
Cтепень — дробь
Степень — дробь
а) 3-4=
а) 5-3 =
б) a-1 =
б) x-1 =
в) (m-h)-2 =
в) (c-d)-2 =
Дробь — степень
Дробь — степень
а) =5-8
а) =8 -5
б) ( )10=(в+c)-10
б) ( )9=(в-c)-9
в) =(x-y)-1
в) =(x+y)-1
Микроитог.Найдите и запишите общую сумму баллов, если за верный ответ : 1 балл.
Дополнительно (если успеваем по времени), выполняем номер у доски и в тетрадях. №8.7
Степень с отрицательным показателем применяется… Например, заглянув в справочник по физике в разделе о массах физических тел я узнала что масса электрона равна 9,108*10-28 г. (для простоты = 10-27 г.)
степени используются не только в математике, но и в физике, в астрономии, химии, биологии, в медицине. А ещё, слово степень только ли математическое? В каких словосочетаниях встречается слово «степень»?
Степень истощения
Степень окисления
Степень сравнения
Степень загрязнения
До известной степени
В высшей степени
Степень точности
Степень разрушения
То есть слово «степень» используется в повседневной жизни.
Значение слова «степень» - предел, граница.
Интегрированное домашнее задание
Обязательный уровень: п.8, №8.2, 8.5
Повышенный уровень: п.8, №8.2, 8.5, 8.10
Творческий уровень: найти примеры какие и где используются степени с отрицательными целыми показателями.
Диагностика эмоционального фона
Учащимся предлагается проанализировать своё настроение и эмоциональное состояние после проведенного урока, результат данного анализа представляется в виде смайлика на листе самооценки.
Учитель формулирует незаконченное предложение, а учащимся предлагается продолжить по итогам своей деятельности во время урока:
«Сегодня на уроке я узнал …»
« Наиболее трудным для меня было…»
«Больше всего мне понравилось…»
«Завтра я буду более успешным, потому что…»
Ответы учащихся позволят учителю иметь представление о характере трудностей, которые испытывают учащиеся во время изучения рассматриваемой темы, а также будут формировать состояние успеха у учащегося.