Методическое описание используемого интерактивного оборудования
Назаренко В.А.
Математика, 5 класс
Учебник «Математика-5» Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. и др...
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: межпредметный интегрированный урок.
Характеристика занятия. Это первый урок в 5 классе по заданной теме. Он направлен на создание условий для получения учениками знаний о сложении и вычитании десятичных дробей, о правилах сложения и вычитания, формирование умений применять полученные знания при решении задач и уравнений, нахождении значений числовых и буквенных выражений.
Особенности продукта:
Особенностью дидактического материала является применение на уроке файла учебного занятия в виде плаката. Для его использования необходим компьютер и мультимедийный проектор. Высокая наглядность, продуманный дизайн, различные виды интерактива делают файл удобным и полезным инструментом учителя. Теоретические материалы соответствуют базовому уровню подготовки. Вместе с файлом плаката имеется папка «Контент», для корректной работы файла её не рекомендуется удалять или перемещать. В зависимости от готовности класса, его потенциала, основной слайд в виде плаката даёт возможность выбора необходимых ресурсов.
Данный урок предусматривает следующую структуру:
Повторение
Изучение нового материала
Закрепление
1 этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала целесообразно начать с устного счета. Данный ресурс вызывается с помощью ссылки щелчком на основном слайде плаката.
Задание устного счета предусматривает выполнение действий с натуральными числами. Вырабатывает внимательность обучающихся Ученикам необходимо определить массу бобра.. Задание игрового характера, что особенно характерно для обучающихся данного возраста.
Результат выполнения данного задания проверяется с помощью нажатия щелчком на «проверка», после чего появляется результат выполненных действий. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
2 этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала направлен на отработку чтения десятичных чисел. Данный ресурс вызывается с помощью ссылки щелчком на основном слайде плаката ( 2).
Чтение дробей формирует у обучающихся разряды десятичных дробей, правильность их произношения, что способствует развитию у ребят математической речи. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
3 этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала направлен на развитие логического мышления учащихся при закреплении правила сравнения десятичных дробей и умения применять его при словесной формулировке (3). На данном этапе формируются у обучающихся коммуникативные компетентности, умения комментировать и аргументировать свои действия. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
4 этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала направлен на конкретных примерах сравнения десятичных дробей (4). Данное задание способствует развитию зрительного восприятия при чтении десятичных дробей. Проверка правильности ответа осуществляется выбором правильного ответа. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
На этапе усвоения новых знаний в форме фронтального опыта учащимся предлагается работа с учебником математики. И заключительным моментом будет переход на слайд плаката. Данный слайд вызывается с помощью гиперссылки «правило сложения» щелчком на основном слайде плаката (5).
Выполнение данного задания слайда способствует ребятам увидеть связь между двумя дробями: обыкновенной со знаменателем 100 и десятичной, проговорить правило сложения, выделяя основные его этапы и зрительную запись сложения десятичных дробей столбиком. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
С помощью гиперссылки «правило вычитания» щелчком на основном слайде плаката (6) осуществляется переход на слайд, отражающий правило вычитания десятичных дробей. С помощью щелчка открывается поэтапный алгоритм выполнения данного правила. И еще раз закрепляется усвоение обучающимися темы урока. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
С помощью гиперссылки «спортивная пятиминутка» щелчком на основном слайде плаката (7) осуществляется переход на слайд, где имеются ссылки перехода для организации на уроке физкультминутки. С помощью гиперссылки «физкультминутка» щелчком на слайде плаката (8) осуществляется переход на слайд, расположенный в папке Контент. Ребята в этот момент заостряют свое внимание на движении «бабочки», звучит спокойная, успокаивающая музыка. Данная физкультминутка снимает напряженность глаз, способствует расслаблению и отдыху детей. Немаловажным значимым событием года 2014 является проведение в России Зимних Олимпийских игр. На уроке математики необходим воспитательный момент, касающийся данного события и для этого в разработанный плакат включена гиперссылка перехода на слайд, где размещена викторина, посвящённая данному событию (9).
На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
На этапе проверки понимания нового материала проводится игровой момент, способствующий переключить внимание обучающихся на дальнейшее усвоение изученного материала. С помощью гиперссылки «угадай знак действия» щелчком на основном слайде плаката (10) осуществляется переход на слайд, где в игровой форме ребятам предлагается определить знак действия. Результат данных упражнений проверяется с помощью анимаций исчезновения, путем нажатия на место, предназначенное для расположения знака действия.
Данное задание нацелено на отработку правил сложения и вычитания десятичных дробей. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
Далее с основного слайда осуществляется переход с помощью гиперссылки «исправь ошибку» щелчком на основном слайде плаката (11) осуществляется переход на слайд, где предлагается задание на внимательность. С помощью щелчка появляется одно задание за другим. Контроль данного задания производится после обсуждения результата действия. Данное задание способствует закреплению полученных знаний, которые ребята должны продемонстрировать, выполняя самостоятельную работу. Известно, что запятая в русском языке имеет важное значение. От расстановки запятых в предложении можно изменить его смысл. Например: казнить, нельзя помиловать или казнить нельзя, помиловать. В математике от положения запятой зависит верно или неверно равенство. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
На этапе проверки понимания нового материала ребятам предлагается самостоятельная работа. Демонстрация ресурса вызывается с помощью ссылки «самостоятельная работа» щелчком и сопровождается учителем разъяснительной работой. Результатом правильности выполнения работы обучающиеся должны получить слова из полученных букв. Нажатием на вариант самостоятельной работы анимацией «появление» высвечивается правильный ответ. Данная работа позволит учителю выявить уровень усвоения нового материала и наметить пути в ликвидации пробелов в знаниях обучающихся на последующих уроках. На этом же слайде данного ресурса имеется управляющая кнопка «вернуть», что позволяет при нажатии на неё щелчком вернуться на основной слайд плаката.
Учитель предлагает пройти более подготовленным ученикам тренажер. Демонстрация ресурса вызывается с помощью ссылки «тренажер». Выполняя действия, предложенные на тренажере, перед ребятами раскрывается картина. Эпизод картины появится только после правильного ответа на задание. Неправильный результат вычисления с помощью стрелки возвратит ребенка на начало примера. Данный элемент плаката предназначен для отработки внимательности, сосредоточенности и, конечно, знаний по изученной теме.
Источники содержания:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика, 5 кл., М.: Мнемозина, 2011;
Чесноков А.С., Нешков К.И., «Дидактические материалы по математике для 5 класса», М.: «Классикс Стиль», 2009.
Интернет - ресурсы: