Просмотр содержимого документа
«« Сложение чисел с помощью координатной прямой» »
Урок
Предмет: математика
Класс:6 «Б»
Учитель: Аскерова Ф.Н.
Тема: « Сложение чисел с помощью координатной прямой»
Тип урока: урок применения знаний и умений
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие и научить складывать числа с помощью координатной прямой.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; продолжать формирование математической речи.
Воспитательные:
побудить интерес к изучению математики; способствовать развитию практических навыков.
Оборудование: термометр, математические звезды, макет космического корабля, компьютер
Ход урока
I.Актуализация знаний
Сегодня мы проведем урок в космосе. Необычайно? Да. Чтобы долететь до звезд нужно уметь считать , различать отрицательные и положительные числа, уметь находить их модули, а самая главная цель сегодняшнего урока - научиться складывать числа с помощью координатной прямой.
Устный опрос.
В каком случае изменение температуры положительно, а в каком – отрицательно?
Что означает положительное перемещение точки по координатной прямой и что означает отрицательное перемещение?
Мы готовимся к полету. Посмотрите на звезды. Они не простые, а математические.
(На доске прикреплены разного цвета звезды, в звездах – числа: 5 ; -17; ½; 7,5; 0; ¾; 100; 0,5; -7½; 17; -3/4; 0,75; -1245.)
- выберите те из них, на которых написаны положительные числа.
- выберите те, на которых написаны отрицательные числа.
- укажите звезды с противоположными числами.
- покажите звезду, в которой число не является ни отрицательным, ни положительным.
- найдите звезды с равными числами
- покажите звезду с самым маленьким числом.
- найдите звезду с самым большим числом.
Какие числа имеют равные модули? Найдите такие звезды.
- найдите звезды, на которых написаны целые числа.
К доске выходят один мальчик и одна девочка. Они должны расставить числа – звезды в порядке возрастания.
Числа для мальчика: -110; 20,59;5; -0,5.
Числа для девочки: 50,1; -170; 4; -0,2,
II. Изложение нового материала
Сели удобно, пристегнули ремни…(минуту звучит космическая музыка). Для работы нам необходимы :термометр, координатная прямая, ручка и тетрадь. Измеряем температуру за бортом. Начинаем космические наблюдения. Все результаты фиксируем в тетрадях.
На термометре
6
-3
-3
Изменение температуры
4
4
-5
результат
6+4=10
-3+4=1
-3+(-5)=-8
Находим результат с помощью модели термометра.
Вывод: если дана начальная температура и ее изменение, то конечная температура находится действием сложения.
Продолжаем лететь, высота меняется, показания приборов тоже.
1 прибор
2 прибор
3 прибор
Данное число
5
-6
-7
Изменение показаний
3
-4
5
результат
5+3=8
-6+(-4)=-10
-7+5=-2
Вывод. Прибавить к числу а число b – значит изменить число а на b единиц.
Откройте тетради , начертите координатную прямую.
Найдите сумму чисел 8 и 3; 8 -3.
Вывод. Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прбавления отрицательного
Найдите сумму чисел 4 и -4.
Вывод. Сумма двух противоположных чисел равна нулю( а+(-а)=0).
Найдем сумму -5 и 0; -5+0=-5.
Вывод. При прибавлении нуля число не изменяется(а+0=а)
III. Закрепление
Продолжим исследования, ребята. Утром температура воздуха была равна 8°С. За первую половину дня температура воздуха изменилась на 4°С, а за вторую половину дня- на -7°С. Какой стала температура после двух изменений?
8+4+(-7)=5.
Вывод. Результаты двух последовательных измерений находят с помощью сложения.
Итак, наши исследования закончены. Мы научились сложению чисел. А сейчас найдем место приземления. Земля разрешает посадку в точку пересечения двух прямых АВ и СD : А(-6;3), В(0;-1), С(-5;0), D(1;3).
Проверим , готовы ли мы к посадке.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: -7 и 5; -4 и -8; 8 и -3; -4,8 и 4,8; 0 и -9.
Напишите в порядке возрастания числа:
-2; -12; 0; 5; -9.
т л и м е
Вариант 2
1. Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел: -3 и -5; -9 и 4; -5,2 и 5,2; 7 и -2; -10 и 0.
2. Напишите в порядке убывания числа:
-8; -5; 0; 5; -10.
О м о д й
Читается надпись «Летим домой»-разрешающий посадку.
IV.Задание на дом: №237, 243, 246.
V.Итог урока
Знания, полученные на уроке вам будут необходимы в дальнейшем. Я думаю и надеюсь, что вы не утратите интереса , а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными.