Цель урока: систематизация и обобщение знаний по решению уравнений высших степеней,
содействовать развитию логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений говорить и слушать,
выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент Повторение теории. Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения? В чем заключается процесс решения уравнений? А какие уравнения называются равносильными? Что мы называем системой уравнений? Что является решением системы уравнений с двумя неизвестными?
II. Работа по группам – основная часть урока. Повторяем методы решения уравнений высших степеней, систем уравнений.
Класс делится на 7 групп. Каждой группе дается карточка с теоретическим и практическим вопросами: “Разобрать предложенный способ решения уравнения или системы уравнений и объяснить его на данном примере”.
Работа в группе 15 минут.
На доске записаны примеры (доска разделена на 4 части).
Отчет группы проходит 2 – 3 минуты.
Учитель корректирует отчеты групп и помогает при затруднении.
III. Самостоятельная работа. Каждый учащийся получает индивидуальное задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар "Решение уравнений высших степеней" »
Семинар: «Решение уравнений высших степеней»
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по решению уравнений высших степеней, содействовать развитию логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений говорить и слушать, выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент Повторение теории. Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения? В чем заключается процесс решения уравнений? А какие уравнения называются равносильными? Что мы называем системой уравнений? Что является решением системы уравнений с двумя неизвестными?
II. Работа по группам – основная часть урока. Повторяем методы решения уравнений высших степеней, систем уравнений.
Класс делится на 7 групп. Каждой группе дается карточка с теоретическим и практическим вопросами: “Разобрать предложенный способ решения уравнения или системы уравнений и объяснить его на данном примере”.
Работа в группе 15 минут.
На доске записаны примеры (доска разделена на 4 части).
Отчет группы проходит 2 – 3 минуты.
Учитель корректирует отчеты групп и помогает при затруднении.
Карточка 1.
Решение уравнений выделением целых и рациональных корней. Метод неопределенных коэффициентов. Схема Горнера.
1. Решение систем, содержащих однородные уравнения.
2.Решить систему уравнений:
Карточка 7.
Решение систем уравнений методом замены (введения новой переменной).
2. Решить систему уравнений:
Карточка 1
Найдите действительные корни уравнения х4 + х3 + 2х – 4 = 0. Какими способами можно было решить данное уравнение? Какой способ решения более рациональный?
За 5 минут до конца урока учитель дает открытые ответы для каждого уравнения.
Учащиеся меняются по кругу тетрадями и проверяют ответы у товарища. Выставляют оценки.
Тетради сдаются учителю на проверку и корректировку оценок.
IV. Итог урока.
Домашнее задание. 1. Решить уравнение: 2. Решить уравнение: х5 – х4 – 6х3 + х2 – х – 6 = 0. Рассмотреть все возможные способы его решения и предложить наиболее рациональный способ. Подготовиться к контрольной работе.
Приложение.
УРАВНЕНИЯ
Равенство, содержащее переменную, называют уравнением. Решить уравнение – найти его корни или доказать, что таковых нет. Корнемуравнения называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.
Примеры
х3 + х = 0 — один корень: х = 0.
х2 + х – 12 = 0 —два корня: х = 3, х = - 4.
х2 = х2 + 1 — нет корней (пустое множество корней ø).
Два уравнения называются равносильными, если множества их корней совпадают.
Примеры
х2 = х + 2 и х2 – х – 2 = 0 равносильны.
х4 + 2 = -16 и ЅіnЗх = 2 равносильны.
= 2х – 6 и х = (2х – 6)2 неравносильны.
Процесс решения уравнения – замена уравнения ему равносильным уравнением.
Неравносильные преобразования могут привести к: потере корня или появлению «посторонних» корней
Методы решения уравнений и систем уравнений.
Возвратные 3 степени. Уравнение aх3 + bx2 + cx + d = 0 наз. возвратным 3 степени, если его коэффициенты удовлетворяют системе , x = - m есть корень уравнения. Поделив многочлен aх3 + bx2 + cx + d на х + m без остатка, в частном получим квадратное уравнение, решив которое найдем остальные корни исходного уравнения.
Возвратные 4 степени. Уравнение aх4 + bx3 + cx2 + dx + e = 0 наз. возвратным 4 степени, если его коэффициенты удовлетворяют системе .Метод решения: поделим обе части уравнения на
х2 0, , перегруппируем члены уравнения т.о. , , вводим новую переменную , тогда = t2 – 2m. Далее решаем уравнение методом замены.
Метод «серединки» используют при решении уравнений вида а) (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = e и б) (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = ex2. а) Если a + d = b + c, то перемножаем попарно скобки (x + a) и (x + d), (x + b) и (x + c). Получаем уравнение (x2 + (a+d)x + ad)( x2 + (b+c)x + bc) = e. Вводим замену: t = x2 + (a+d)x и получаем квадратное уравнение относительно переменной t. б) Если a ∙ d = b ∙ c, то перемножаем попарно скобки (x + a) и (x + d), (x + b) и (x + c). Получаем уравнение (x2 + (a+d)x + ad)( x2 + (b+c)x + bc) = eх2. Делим обе части уравнения на х2 0. . Вводим замену: t = и получаем квадратное уравнение относительно переменной t.
Однородные уравнения - уравнения вида , где f(x) и g(x) – многочлены или произвольные выражения. Метод решения: делим каждое слагаемое уравнения на 0, получим , вводим новую переменную , получаем квадратное уравнение относительно переменной t.
Подбором. Если уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена. Если уравнение имеет рациональные корни , p Є Z, g Є N, то p – один из делителей свободного члена, а g – один из делителей старшего коэффициента.
Теорема Безу. Пусть f(x) многочлен, с – некоторое число. 1. f(x) делится на двучлен х – с тогда и только тогда, когда число с является его корнем. 2. Остаток от деления f(x) на х – с равен f(с).
Схема Горнера. Правило отыскания коэффициентов частного и остатка.
1. Старший коэффициент частного равен старшему коэффициенту делимого.
Чтобы найти остальные коэффициенты надо к стоящему над ячейкой числу первой строки прибавить произведение с и предыдущего элемента второй строки.
В последней ячейке 2 строки под свободным членом делимого получается остаток от деления.
Метод решения систем с однородным уравнением. Суть метода: разделяем однородное уравнение системы ax2 + bxy + cy2 = 0 на y20, вводим новую переменную , решаем квадратное уравнение, найдя корни t1 и t2 и используя равенства х = t1y и x = t2y, переходим к совокупности систем и исключаем неизвестную х из других уравнений систем.
Система уравнений с двумя неизвестными называется симметрической, если одновременная замена неизвестных х на у и у на х не изменяет уравнений системы. Решаются такие системы при помощи стандартной замены: х ± у = m и ху = n.