kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар "Решение уравнений высших степеней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по решению уравнений высших степеней,
содействовать развитию логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений говорить и слушать,
выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент Повторение теории.                                                                                                                        Что такое уравнение?                                                                                                                                                                    Что значит решить уравнение?                                                                                                                                                     Что такое корень уравнения?                                                                                                                                                                                          В чем заключается процесс решения уравнений?                                                                                                                                                                                          А какие уравнения называются равносильными?                                                                                                                        Что мы называем системой уравнений?                                                                                                                                       Что является решением системы уравнений с двумя неизвестными?

II. Работа по группам – основная часть урока. Повторяем методы решения уравнений высших степеней, систем уравнений.

Класс делится на 7 групп. Каждой группе дается карточка с теоретическим и практическим вопросами: “Разобрать предложенный способ решения уравнения или системы уравнений и объяснить его на данном примере”.

  1. Работа в группе 15 минут.
  2. На доске записаны примеры (доска разделена на 4 части).
  3. Отчет группы проходит 2 – 3 минуты.
  4. Учитель корректирует отчеты групп и помогает при затруднении.

III. Самостоятельная работа. Каждый учащийся получает индивидуальное задание.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Решение уравнений высших степеней" »

Семинар: «Решение уравнений высших степеней»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по решению уравнений высших степеней,
содействовать развитию логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений говорить и слушать,
выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент Повторение теории. Что такое уравнение? Что значит решить уравнение? Что такое корень уравнения? В чем заключается процесс решения уравнений? А какие уравнения называются равносильными? Что мы называем системой уравнений? Что является решением системы уравнений с двумя неизвестными?

II. Работа по группам – основная часть урока. Повторяем методы решения уравнений высших степеней, систем уравнений.

Класс делится на 7 групп. Каждой группе дается карточка с теоретическим и практическим вопросами: “Разобрать предложенный способ решения уравнения или системы уравнений и объяснить его на данном примере”.

  1. Работа в группе 15 минут.

  2. На доске записаны примеры (доска разделена на 4 части).

  3. Отчет группы проходит 2 – 3 минуты.

  4. Учитель корректирует отчеты групп и помогает при затруднении.

Карточка 1.

  1. Решение уравнений выделением целых и рациональных корней. Метод неопределенных коэффициентов. Схема Горнера.

  2. Решить уравнение: 6х4 +7х3 – 6х2 + 7х – 2 = 0.

Карточка 2.

  1. Решение возвратных уравнений 3 и 4 степени.

  2. Решить уравнения:

а) 8 х3 -6 х2 + 3 х - 1 = 0;

б) 6х4 + 5х3 – 38х2 +5х + 6 = 0.


Карточка 3.

  1. Решение однородных уравнений.

  2. Решить уравнение: (х2 – 4х + 4)2( - 1)2 + (2х2 +х – 1)( 18х – 36) – 40(х + 1)2 = 0;


Карточка 4.

  1. Решение уравнений методом «серединки».

  2. Решить уравнение: х (х + 4) (х + 5) (х + 9) + 96 = 0

Карточка 5.

  1. Решение симметрических систем уравнений.

  2. Решить систему уравнений:

Карточка 6.

1. Решение систем, содержащих однородные уравнения.

2. Решить систему уравнений:


Карточка 7.

  1. Решение систем уравнений методом замены (введения новой переменной).

2. Решить систему уравнений:

Карточка 1
  1. Найдите действительные корни уравнения х4 + х3 + 2х – 4 = 0. Какими способами можно было решить данное уравнение? Какой способ решения более рациональный?

Карточка 2
  1. Найдите действительные корни уравнения Зх5 – 6х4 + 4х3 - 8х2 – 3х + 6 = 0.



III. Самостоятельная работа. Каждый учащийся получает индивидуальное задание. Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Найдите действительные корни уравнения Зх3 – 5х2 + Зх – 5 =0.

2. Решите уравнение (х+1)(х – 2)(х+3)(х – 4)=144.


Вариант 2

1. Найдите действительные корни уравнения 2х4 – 5х3х2 + 5х + 2=0.

2. Решите уравнение х(х – 1)(х + 2)(х – 3) = 16.


Вариант 3

1. Найдите действительные корни уравнения 2х5 + 4х4 -5х3 – 10х2 – 7х -14 = 0.

2. Решите уравнение (х – 3)(х+2)(х – 6)(х – 1)+56=0.


Вариант 4
  1. Найдите действительные корни уравнения 4 – 3х2 +1 = 0.

  2. Решите уравнение х3 – 3х2 - 4х + 12= 0.



  1. Работа по времени занимает 20 минут.

  2. За 5 минут до конца урока учитель дает открытые ответы для каждого уравнения.

  3. Учащиеся меняются по кругу тетрадями и проверяют ответы у товарища. Выставляют оценки.

  4. Тетради сдаются учителю на проверку и корректировку оценок.

IV. Итог урока.

Домашнее задание. 1. Решить уравнение: 2. Решить уравнение: х5х4 – 6х3 + х2х – 6 = 0. Рассмотреть все возможные способы его решения и предложить наиболее рациональный способ. Подготовиться к контрольной работе.





Приложение.


УРАВНЕНИЯ

Равенство, содержащее переменную, называют уравнением. Решить уравнение – найти его корни или доказать, что таковых нет. Корнем уравнения называется значение переменной, при под­становке которого в уравнение получается верное равенство.

Примеры

х3 + х = 0 — один корень: х = 0.

х2 + х – 12 = 0 —два корня: х = 3, х = - 4.

х2 = х2 + 1 — нет корней (пустое множество корней ø).

Два уравнения называются равносильными, если множества их корней совпадают.

Примеры

х2 = х + 2 и х2х – 2 = 0 равносильны.

х4 + 2 = -16 и ЅіnЗх = 2 равносильны.

= 2х – 6 и х = (2х – 6)2 неравносильны.

Процесс решения уравнения – замена уравнения ему равносильным уравнением.

Неравносильные преобразования могут привести к: потере корня или появлению «посторонних» корней

Методы решения уравнений и систем уравнений.

Возвратные 3 степени. Уравнение aх3 + bx2 + cx + d = 0 наз. возвратным 3 степени, если его коэффициенты удовлетворяют системе , x = - m есть корень уравнения. Поделив многочлен aх3 + bx2 + cx + d на х + m без остатка, в частном получим квадратное уравнение, решив которое найдем остальные корни исходного уравнения.

Возвратные 4 степени. Уравнение aх4 + bx3 + cx2 + dx + e = 0 наз. возвратным 4 степени, если его коэффициенты удовлетворяют системе .Метод решения: поделим обе части уравнения на

х2 0, , перегруппируем члены уравнения т.о. , , вводим новую переменную , тогда = t2 – 2m. Далее решаем уравнение методом замены.

Метод «серединки» используют при решении уравнений вида а) (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = e и б) (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = ex2. а) Если a + d = b + c, то перемножаем попарно скобки (x + a) и (x + d), (x + b) и (x + c). Получаем уравнение (x2 + (a+d)x + ad)( x2 + (b+c)x + bc) = e. Вводим замену: t = x2 + (a+d)x и получаем квадратное уравнение относительно переменной t. б) Если a ∙ d = b ∙ c, то перемножаем попарно скобки (x + a) и (x + d), (x + b) и (x + c). Получаем уравнение (x2 + (a+d)x + ad)( x2 + (b+c)x + bc) = eх2. Делим обе части уравнения на х2 0. . Вводим замену: t = и получаем квадратное уравнение относительно переменной t.

Однородные уравнения - уравнения вида , где f(x) и g(x) – многочлены или произвольные выражения. Метод решения: делим каждое слагаемое уравнения на 0, получим , вводим новую переменную , получаем квадратное уравнение относительно переменной t.

Подбором. Если уравнение с целыми коэффициентами имеет целые корни, то они являются делителями свободного члена. Если уравнение имеет рациональные корни , p Є Z, g Є N, то p – один из делителей свободного члена, а g – один из делителей старшего коэффициента.

Теорема Безу. Пусть f(x) многочлен, с – некоторое число. 1. f(x) делится на двучлен х – с тогда и только тогда, когда число с является его корнем. 2. Остаток от деления f(x) на х – с равен f(с).

Схема Горнера. Правило отыскания коэффициентов частного и остатка.

1. Старший коэффициент частного равен старшему коэффициенту делимого.

  1. Чтобы найти остальные коэффициенты надо к стоящему над ячейкой числу первой строки прибавить произведение с и предыдущего элемента второй строки.

  2. В последней ячейке 2 строки под свободным членом делимого получается остаток от деления.

Метод решения систем с однородным уравнением. Суть метода: разделяем однородное уравнение системы ax2 + bxy + cy2 = 0 на y20, вводим новую переменную , решаем квадратное уравнение, найдя корни t1 и t2 и используя равенства х = t1y и x = t2y, переходим к совокупности систем и исключаем неизвестную х из других уравнений систем.

Система уравнений с двумя неизвестными называется симметрической, если одновременная замена неизвестных х на у и у на х не изменяет уравнений системы. Решаются такие системы при помощи стандартной замены: х ± у = m и ху = n.


Карточка 3

Решить уравнение заменой переменных:

а) (х2х – 1)2 + 3х2 = 3х + 7;

б) (х – 1)(х + 1)(х + 2)х = 24.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Семинар "Решение уравнений высших степеней"

Автор: Митина Татьяна Николаевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Календарно -тематический план  дисциплины "Математика" специальности "Судовождение" "
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-distsipliny-matiematika-spietsial-nosti-sudovozhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "101786"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402448292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства