«Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия на уроках математики».
«Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия на уроках математики».
Как же пробудить на уроке интерес к предмету и заставить детей быть сосредоточенными и внимательными? Думаю, что учить нужно в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей развивать внимание, логическое мышление зрительное и слуховое восприятие учащихся. На первых порах не все дети справляются с заданиями. Некоторые успевают воспроизвести одну-две фигуры из пяти-шести предложенных, но постепенно количество воспроизведения увеличивается, а качество улучшается. К концу учебного года большинство детей справляется с заданиями. Они им очень нравятся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия на уроках математики».»
«Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия на уроках математики».
Как же пробудить на уроке интерес к предмету и заставить детей быть сосредоточенными и внимательными? Думаю, что учить нужно в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей развивать внимание, логическое мышление зрительное и слуховое восприятие учащихся. На первых порах не все дети справляются с заданиями. Некоторые успевают воспроизвести одну-две фигуры из пяти-шести предложенных, но постепенно количество воспроизведения увеличивается, а качество улучшается. К концу учебного года большинство детей справляется с заданиями. Они им очень нравятся.
Приведу некоторые задания для зрительных диктантов.
1 класс
1. Запомни и нарисуй:
2.Продолжи ряд:
3.Исправь ошибки:
Успех в развитии ребёнка, формирование мышления, внимания, памяти, речи зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке. Принято считать, что развитию творческой активности учащихся способствует включение в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у школьников интерес, активизируют мыслительную деятельность и формируют интеллектуальные умения. Чаще стараюсь применять такие вопросы, которые формируют у младших школьников – умения анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы, выделять существенные признаки, понятия, устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать математические объекты и т.д
Именно такие вопросы я предлагаю детям при выполнении тренировочных упражнений. Выделю некоторые типы вопросов, направленные на развитие мышления школьников Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду проходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические материалы.
Технические средства обучения и вспомогательный интерес к ним .Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности учащихся. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос. Нужно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень.
Приведу примеры таких упражнений:
«Математические бусы»
.
Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
Для выполнения заданий на выявление закономерностей ученик должен владеть не только определенным запасом понятий и терминов, но и уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать.
«Лишнее число».
Даны числа: 1 10 6.
Лишним может быть число 1, так как это нечётное число, а 10 6 – чётные. Лишним может быть10, так как это число двузначное, а 1 и 2 - однозначные. Да и число 6 можно назвать лишним в связи с тем, что для написания всех других чисел использована единица.
Для проведения устного счёта на уроках математики использую «весёлые задачи». Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают зрительное и слуховое восприятие, развивают воображение и память детей.
Семь весёлых мышек
Решили погулять
И еловых шишек
Для себя собрать.
Каждая из мышек
Нашла по 9 шишек.
Сколько же все мышки
Собрали шишек?
Взял иголку ёжик в лапку.
Стал он шить ребятам шапки.
Пять для маленьких зайчат,
А четыре для волчат.
Ёжик шапки шьёт толково.
Сколько шапок у портного?
Вы, слыхали? Вы, слыхали?
Физкультура в новом зале!
И бегут туда в припрыжку
Все девчонки, семь мальчишек,
Будут прыгать и играть.
Всех их ровно 25.
Подскажите, чтоб все знали,
Сколько девочек в спортзале?
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, а с другой - способ постижения мира, будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.
Таким образом, воображение является важным компонентом познавательной психической деятельности младшего школьника. Использование упражнений, активизирующих и развивающих воображение на уроках математики в начальной школе, будет способствовать развитию логического мышления, формированию умения программировать и регулировать деятельность, повышению эффективности усвоения программного материала.
Упражнение: «Геометрический рисунок».
Описание упражнения. Детям предлагается нарисовать что-либо, используя исключительно геометрические фигуры. Можно устроить «конкурс» рисунков: ситуация соперничества будет способствовать активации воображения и творческого мышления.
1Простые примеры рисунков:
Рисунок 1. Домик (из круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) Рисунок 2. Новогодняя елка (из треугольников, прямоугольника и кругов)
2.Тема урока: «Число и цифра 0»
Упражнение: «На что похожа цифра 0?» Описание упражнения. Ребятам предлагается пофантазировать, на что похожа цифра 0 (или что похоже на цифру 0).
Варианты ответов: на букву О, на контур лица, на ягоду винограда, на овал и др.
Тема урока: «Задачи и загадки».
Упражнение: «Составление загадок».
Описание упражнения. Детям предлагается придумать загадки по схеме.
По форме как…
Круглое, как колесо
Рисунок
По цвету как…
Желтое, как лимон
Рисунок
По характеру (содержанию) как…
Яркое, как лампочка
Рисунок Ответ: солнце Рисунок
На каждом уроке можно выделить такой материал, который учащиеся смогут воспринять на слух без опоры на зрительный анализатор. Так, на уроке математики это может быть устный счет, анализ и демонстрация условия задачи (особенно при повторении и закреплении материала), различение математических] терминов и выражений,
У Коли было 8 коп. Он купил тетрадь за 3 коп. Сколько копеек осталось у Коли?
— Какой вопрос задачи?
— Сколько копеек было у Коли? Сколько стоит тетрадь?
-Что нужно узнать?
- Как узнать, сколько копеек осталось у Коли?
- Какой ответ задачи?
. Считаю, что выбранные мной формы и методыРазвитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия на уроках математики».способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.
Поэтому использование учителем-дефектологом этих форм и методов развития на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.