1.Закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби.
2.Развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать числа.
3.Воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
-На прошлых уроках вы научились умножать числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы? (Да)- Тогда сказка начинается…
3.Устный счет.
-Жил-был Иван – Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная.
Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван – Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».
100-70
*3
-18
:36
?
Отправился Иван – Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану – Царевичу?
+20 *2 :20 +19
30 --------------------------------
6ц =…кг
+? :?
60-------69-------23
- --? ? : 7 = 30
- ? : 20 = 2(ост.3)
48--------96---------8
:? +?
Чему равна площадь квадрата со стороной 8см?
(Учитель показывает карточки, дети устно считают)
4 Решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями.
-С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тро-пинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лав-ке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму».
Дети письменно решают примеры у доски по очереди с объяснением.
478 * 500 5907 * 90
806 * 400 390 * 300 (На доске наглядность)
1800 * 200 900 * 80
5.Решение задач на движение в противоположные стороны.
- «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, - говорит И.-Ц., - мне надо быстрее. Дай мне лучше ступу».
«Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу.
( На доске вывешивается плакат с чертежом.)
Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 секунд они оказались на расстоянии 650 метров. Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость Бабы Яги.»
(Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Затем проводится фронтальная проверка решения.)
6.Индивидуальная работа с перфокартами.
- Молодец, И.-Ц. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих шифровках.
(Учитель раздает трем ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе.)
Шифровка №1 Шифровка №2 Шифровка №3
50 * 8 – 350 98:7+29 72:3-7
18* 3 – 19 (520-360):4 5*18:3
35 : 5 * 9 150-24*4 40*7-236
23 + 72 : 6 84:4*3 (580-180):5
(270 + 90) : 6 420:6-18 52:4+4
27 * 3 22*4 26*3
Ключ к шифру Ключ к шифру Ключ к шифру
31- Р 60- Т 40- Е 54- Л 17- К 48- М
50- И 81- Ь 43- Ж 63- Т 24- А 62- Ш
35- А 63-Ж 45- В 75- И 30- Н 78- У
58- Е 86- С 52- У 88- Ю 44- О 80- П
7.Задачи на сравнение двух выражений.
-Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог.
Кстати, какое расстояние пролетел И.-Ц.: 1050 метров или 1км 50м?
-Вылез И.-Ц. Из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
(Уч-ся сравнивают выражения и находят дорогу.)
6500*40:100…. 550*50:100
8. Физминутка.
Обрадовался Иван – Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
9. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.
Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван – Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван – Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка: нажал желтую кнопку.
(Учитель демонстрирует перфокарты)
Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одну задачку. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой».
Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет 3\4 площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».
(На доске дети записывают краткое условие. После устного разбора уч-ся записывают решение задачи по действиям с пояснением.)
1 - ? 24 и 30 м
2 - ? ¾ от ?
3 - ? в 2 р. , чем
24 х 30 = 720(кв.м.) – площадь первого зала.
720: 4 х 3 = 540(кв.м.) – площадь второго зала.
540 х 2 = 1080(кв.м.) – площадь третьего зала.
720 + 540 + 1080 = 2340(кв.м.) – общая площадь
Ответ: площадь всего дворца 2340 кв.м.
10.Решение уравнений.
-Решил И.-Ц. задачу, но не захотел К.Б. выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке уравнения:
Х : 60 = 3700 90 х Х = 6300
(Двое учеников у доски, остальные в тетрадях решают эти уравнения)
Решил И.-Ц. уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.
11.Запись математических выражений и нахождение их значений.
Стал И.–Ц. рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще одно задание – трудное, с математическими терминами.
( Под диктовку учителя дети записывают выражения в тетрадях и находят их значения. Один ученик работает у доски.)
-Вот что предложила ему Е.П.:
1.Произведение чисел 700 и 500 уменьшить в 100 раз.
2.Разность чисел 63 и 27 умножить на 30.
3.Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз.
4.Число 6300 разделить на произведение чисел 35 и 2.
5.Из числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90.
-Все решил Иван-Царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
12.Подведение итогов урока.
-Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит?
Что запомнилось на уроке? Чему мы учились сегодня? Что повторяли?
-Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам,