1. Организационный этап - 2 мин
2. Актуализация знаний - 4-5 мин
3. Мотивационная деятельность учащихся - 4-5 мин
4. Первичное усвоение новых знаний - 8-9 мин
5. Физкультминутка - 1-2 мин
6. Первичная проверка понимания - 4-5 мин
7. Первичное закрепление - 10 мин
8. Подведение итогов урока - 2-3 мин
9. Домашнее задание - 2 мин
10. Рефлексия - 1-2 мин
Этапы урока и его задачи | Деятельность учителя (содержание материала) | Деятельность учащихся | Формируемые учебные действия (УУД) |
Организационный момент Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? - Посмотрите на это высказывание. СЛАЙД 2 "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!" (А. Франс) - Как вы понимаете его? Какие мысли приходят? - Чтобы определить, каких успехов мы с вами достигнем, мы в конце урока отметим выполненные пункты в карточке “Самооценивание” (Приложение 1). Они лежат у вас на партах, можете посмотреть. - Готовы с аппетитом поглотить новые знания? | Ученики настраиваются на урок, проверяют принадлежности. - С хорошим настроением. Смотрят на представленную цитату на слайде. - Стараться работать на уроке с энтузиазмом, быть любознательным. Рассматривают карточки. - Да, мы готовы. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Актуализация знаний Задача: актуализация опорных знаний и способов действий. | - Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, начнем урок с устного счета (работа в парах). Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара. - У вас на столах лежит карточка Лото (Приложение 2) и карточка Решайка (Приложение 3). Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке. СЛАЙД 4 Решайка 1) 153 увеличить на 7; 2) 100 вычесть 6; 3) 90 разделить на 90; 4) 15 умножить на 3; 5) 284 увеличить на 6; 6) 17 увеличить в 3 раза; 7) 200 уменьшить на 10; 8) 238 увеличить на 3; 9) 80 уменьшить в 4 раза; 10) 40 уменьшить на 17; 11) 18 увеличить в 4 раза. - Какие числа остались открытыми? Из соответствующих букв составьте слово. - Какое действие мы будем сегодня повторять? | Учащиеся решают примеры устно. СЛАЙД 3 Лото 12 С | 1 З | 13 М | 20 Н | 160 П | 21 У | 241 О | 23 Т | 48 М | 290 Е | 51 Ь | 336 А | 94 Р | 45 И | 190 Е | 72 Р | Устное решение: 1) 153 + 7 = 160; 2) 100 – 6 = 94; 3) 90 : 90 = 1; 4) 284 + 6 = 290; 5) 15 · 3 = 45; 6) 238 + 3 = 241; 7) 17 · 3 = 51; 8) 200 – 10 = 190; 9) 80 : 4 = 20; 10) 40 – 17 = 23; 11) 18 · 4 = 72. - Открытыми остались 12, 13, 21, 48, 336. - Слово СУММА. - Складывать числа, сложение чисел. | Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Мотивационная деятельность учащихся Задача: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | - С какими числами вы работали на предыдущих уроках? - Какое слово мы получили в лото? - Тогда какую тему с вами сегодня изучим? - Запишите тему сегодняшнего урока: СЛАЙД 5 Сложение натуральных чисел и его свойства - Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа? Может это вам как-то пригодиться в жизни? - Послушайте. Немного из истории В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. - Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? - Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия. Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? - Как вы думаете, какие цели нашего урока? - Перед нами будут стоять следующие цели. СЛАЙД 7 Выяснить: - какие правила существуют для сложения натуральных чисел? - какими свойствами удобно пользоваться при сложении натуральных чисел? | - С натуральными числами. - Сумма. - Сложение натуральных чисел. Записывают тему. - Чтобы быть образованными. - Да. В учёбе, посчитать деньги. Слушают рассказ учителя. Портрет. СЛАЙД 6 - Он их сложил. Записывают в тетрадь. - Научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. Читают цели на слайде. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Первичное усвоение новых знаний Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства. | Работа по учебнику, стр.42-43 (Приложение 4). - Ребята, откройте учебник на странице 42. Прочитаем информацию на этой странице. - Теперь ответим на вопросы, для закрепления прочитанного. - Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? - Как называются компоненты действия сложения? - Какие свойства сложения вы знаете? - Где они используются? СЛАЙД 8 - Из чисел 567, 200, 6, 210, 433 выберите те, которые в сумме получилось четырехзначное число. - Прочитайте пример всеми возможными способами. - Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. СЛАЙД 9 - Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. - Что значит прибавить 4? - В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка? СЛАЙД 10 - Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат. СЛАЙД 11 - Изобразим на координатном луче сумму 4 + 2. Что получилось? СЛАЙД 12 - Какой вывод можно сделать? - Как называется это свойство? СЛАЙД 13 - Изобразим сложение на одном координатном луче: 1 + 2 = 3 и 3 + 4 = 7 - Сколько чисел мы прибавили к 1? - Как эту сумму записать по-другому? Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4 СЛАЙД 14 - Какой можно сделать вывод? - Как называется это свойство? СЛАЙД 15 - Найдите результат сложения: 1 + 0 = 12 + 0 = 0 + 24 = 0 + 71 = СЛАЙД 16 - Какой вывод можно сделать? - Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни? (Приложение 5). Вклейте в тетрадь свойства сложения. Свойства сложения: 1.Сумма чисел не изменяется при переставновке слагаемых. Например, 5+4=9 и 4+5=9. Это свойство сложения называют переместительным. 2. Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме - второе слагаемое. Например, 3+(8+6) = 3+14 = 17 и (3+8)+6 = 11+6 = 17. Это свойство сложения называют сочетательным. 3. От прибавления нуля число не изменяется. Например, 9+0=9. Так как 9+0=0+9, то и 0+9=9. Значит, если прибавить к нулю какое-нибудь число, то получится прибавленное число. | Чтение информации. - Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1. - Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми. - При перестановке слагаемых сумма не меняется. - В примерах, в задачах. Читают вслух. 567 + 433 = 1000 - сумма 567 и 433 равна 1000; - 567 прибавить 433 равно 1000; - 567 плюс 433 равно 1000; - сумма двух слагаемых 567 и 433 равна 1000. Изучают презентацию. - Это значит к числу 1 четыре раза прибавить 1. В правую сторону. - Выходит 2 + 4 = 6. - Получилось 4+2 = 6. - Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. - Переместительное свойство сложения. - Два числа . - 1 + ( 2 + 4) = 7 - Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое. - Сочетательное свойство сложения. Ответ: 1 + 0 = 1 12 + 0 = 12 0 + 24 = 24 0 + 71 = 71 - Если прибавить к числу нуль, то получится данное число. - Свойства нужно знать, чтобы проще считать. Пригодятся на уроках математики, на работе в будущем. Вклеивают карточки со свойствами в тетрадь. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
Физкультминутка Задача: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Повороты, наклоны, прыжки на месте. Прыжки на месте. Поворот головы. Поднятие рук вверх, опускаем вниз. Усаживаются за парты. | Коммуникативные: умение работать по заданию. Личностные: формирование ЗОЖ. |
Первичное проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Решите самостоятельно задачи по вариантам. - Задания представлены на презентации и для большего удобства на карточках (Приложение 6). СЛАЙД 17 Вариант 1 | Вариант 2 | 1. Как называется результат сложения? | 1. Как называются числа, которые складывают? | 2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ? | 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ? | 3. Чему равна сумма 5432 и 0 ? | 3. Чему равна сумма 0 и 2538? | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 | 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373 | - У вас возникли трудности при решении? Если возникли трудности, поднимите руки и мы все вместе разберём задания. | Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение. Правильный ответ представлен на слайде презентации. СЛАЙД 18 I вариант 1. сумма; 2. 6000; 3. 5432; 4. 1548. | II вариант. 1.слагаемые; 2. 10000; 3. 2538; 4. 1021. | - Трудностей не было. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Личностные: ориентация в межличностных отношениях. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). |
Первичное закрепление Задача: установление правильности и осознанности изучения темы. | - Вернемся к задаче Гаусса, которую я вам озвучивала. СЛАЙД 19. - Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу и какой ответ он получил? СЛАЙД 20. Чтобы подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, нужно сложить числа от 1 до 100 между собой: 1+2+3+...+100 и в ответе мы получим 5050. Можете проверить это дома. - Решим следующие задания в учебнике. Страница 44, номер 182 1) 999+1= 2) 78099+1= 3) 999 999 + 1 = Страница 44, номер 190 Проверка решения по образцу на слайде презентации. 4+3= 4+6= 4+8= 8+4= СЛАЙД 21 Страница 44, номер 191 Как вариант, можно устно. а) (457+705)+295 = б) 554+(46+1425) = Страница 44, номер 192 а) 385+548+615= б) 221+427+373= Страница 45, номер 193 а) 458+333+42+67= б) 635+308+1365+392= в) 411+419+145+725+87= г) 11+12+13+14+15+16+17+18+19= | - Он сложил все числа. Мы не знаем, какое число у него получилось. Смотрят на слайд презентации. Страница 44, номер 182 Ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные выполняют его письменно в тетради. 1) 999+1=1000 2) 78099+1=78100 3) 999 999 + 1 = 1 000 000 Страница 44, номер 190 Двое учеников выходят к доске. Первый ученик решает первые два примера, второй ученик решает вторые два примера, остальные учащиеся решают в тетради. 4+3=7 4+6=10 4+8=12 8+4=12 СЛАЙД 22 Страница 44, номер 191 Ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные выполняют его письменно в тетради. а) (457+705)+295 = 457+(705+295) = 1457 б) 554+(46+1425) = (554+46)+1425 =2025 Страница 44, номер 192 Ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные выполняют его письменно в тетради. а) 385+548+615=(365+615)+548=1528 б) 221+427+373=221+(427+373)=1021 Страница 45, номер 193 Двое учеников выходят к доске. Первый ученик решает пример под буквами а) и б), второй ученик решает примеры под буквам в) и г), остальные учащиеся решают в тетради. а) 458+333+42+67=(458+42)+(333+67)=900 б) 635+308+1365+392= = (635+1365)+(308+392)=2700 в) 411+419+145+725+87=1787 г) 11+12+13+14+15+16+17+18+19= = (11+19)+(12+18)+(13+17)+(14+16)+15=135 | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Личностные: профессиональное самоопределение. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. |
Подведение итогов урока Задача: самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | -Какие цели мы ставили на уроке? -Удалось ли нам выполнить данные цели? - Какие свойства вы запомнили? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? | - Узнать, какие правила существуют для сложения натуральных чисел. - Узнать, какими свойствами удобно пользоваться при сложении натуральных чисел. - Да, удалось. - У нас получилось. - Переместительное свойство, сочетательное свойство. - В магазине, считая общую сумму покупок. На других предметах. - Я хорошо и быстро считал, работа с лото. - Научиться решать задачи. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем. |
Домашнее задание Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Итак, откройте дневник, запишите домашнее задание. СЛАЙД 23 п.6, стр. 42-43, читать, запомнить свойства сложения; стр. 48, №215; стр. 50, №235; стр. 50, №239; стр. 50, №240. - Дополнительно, попробуйте решить на стр.50, №238. | Записывают домашнее задание в дневник, если есть вопросы по выполнению, задают их учителю. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
Рефлексия Задача: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | - Определим, каких успехов мы с вами достигли на уроке, отметим выполненные пункты в карточке “Самооценивание” (Приложение 1). СЛАЙД 24 - Какое у вас настроение к концу урока? - Посмотрите на слайд и скажите, какой котик вы сегодня: веселый, грустный, недовольный, “у меня лапки”. - Вы все молодцы, ведь каждый старался и упорно трудился. - Спасибо за вашу работу на уроке. | Оценивают свою работу, отмечая на карточке. Критерии отметок: 18-16б - оценка 5; 15-13б - оценка 4; 12-10б - оценка 3; меньше 10б - оценка 2. - Хорошее. - Весёлый, “у меня лапки”. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности. Личностные: позитивная оценка результатам своей деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество. |
2. Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое,
а потом к полученной сумме - второе слагаемое.
3. От прибавления нуля число не изменяется.