Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 классе по теме:
«Треугольник. Виды треугольников»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели и задачи:
Предметные: закрепить навыки классификации треугольников по видам их углов и по количеству равных сторон, развить навыки решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.
Личностные: формировать умение формулировать собственное мнение, планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Планируемые результаты: учащийся закрепит навыки классификации треугольников по видам их углов и по количеству равных сторон, решения геометрических задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: презентация по теме, раздаточный материал.
План проведения урока:
Ход урока (Слайд 1)
I. Организационный этап
Необычен день у нас И гостями полон класс Что гостям сказать нам надо? - (видеть вас мы очень рады)
Очень хорошие загадки для урока математики или геометрии с ответами.
А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник - На столе у бабы Шуры Чертит всякие... (фигуры) Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... (Треугольник) Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни ... (точек) Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч И в тетрадочке бывает, А зовется просто - ... (луч) Едет ручка вдоль листа По линеечке, по краю - Получается черта, Называется ... (прямая) Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, - Что еще таким быть может? (угол) Ноги очень интересны У таинственного друга: Если первая на месте, То другая ходит кругом! (циркуль)
3. Введение в тему урока
Слайд №3
- Что такое треугольник? –это геометрическая фигура, которая имеет 3 угла и 3 стороны. У треугольника 3 вершины, 3 стороны, 3 угла.
-Что умеете находить в треугольнике? - мы умеем измерять стороны и вычислять периметр треугольника.
В тетрадях записывают число, классная работа.
Начертите произвольный треугольник. Назовите его. Вычислите его периметр.
- Все ли треугольники одинаковые?
- Чем они отличаются? –цветом
-Да, действительно, здесь вы и у меня видите треугольники нескольких цветов. Но разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!) Значит, такой вариант нам не подходит.
- Как еще можно попробовать? -(По размеру, потому, что здесь есть большие и маленькие треугольники).
- Действительно, здесь представлены треугольники разных размеров, но существует ли граница между большими и маленькими величинами?
-Выходит, мы с вами пока не можем, не знаем, по каким признакам их можно классифицировать?
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Треугольник и его виды). Запишите тему урока в тетради. (Открыть тему урока на доске).
Цель урока: научиться различать треугольники.
5. Практическая работа
- Сегодня на уроке вы будете исследовать виды треугольников и учиться их классифицировать. Любому треугольнику можно присвоить два названия (по одному согласно каждой из этих классификаций).
- 1. С помощью линейки и транспортира исследуйте желтый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру. Работаем в парах. Я предлагаю одному измерять углы, а другому стороны. И записать в тетрадь рядом с треугольником вывод (2 слова)
Вывод: треугольник разносторонний, остроугольный.
- 2. С помощью линейки и транспортира исследуйте зеленый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник разносторонний, прямоугольный.
- 3. С помощью линейки и транспортира исследуйте оранжевый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник равнобедренный, остроугольный.
-4. С помощью линейки и транспортира исследуйте коричневый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник тупоугольный, равнобедренный.
- 5. С помощью линейки и транспортира исследуйте красный треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник разносторонний, тупоугольный.
- 6. С помощью линейки и транспортира исследуйте розовый треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник прямоугольный, равнобедренный.
- 7. С помощью линейки и транспортира исследуйте синий треугольник. Обвести в тетрадь фигуру.
Вывод: треугольник равносторонний, остроугольный.
- По каким признакам мы сейчас классифицировали треугольники?
(по количеству равных сторон и по видам углов)
А давайте попробуем построить такие домики, чтобы одновременно учесть оба названия. Для этого работаем с таблицей на обратной стороне доски (Приложение 3). «Место жительства» треугольника, определяем вместе, еще раз повторяем его признаки, прикрепляем его в соответствующую ячейку.
После заполнения таблицы обращаем внимание, что остались пустые домики (равносторонний прямоугольный и равносторонний тупоугольный) — таких треугольников не существует.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (Слайд 2)
Ребята, посмотрите на экран. Что вы на нем видите.
Ответ: Треугольники и названия их видов.
Хорошо. У вас на столе лежит раздаточный материал, с помощью которого вам необходимо составить схему-классификацию треугольников по видам. Работаем в паре. Время пошло.
Все справились. Давайте проверим. Посмотрите на экран (Слайд 3).
Те пары, которые справились с задание верно поднимите руки. Молодцы!!! В листе оценивания своих достижений напротив задания «Классификация» поставьте «++», пары допустившие одну или две ошибки – поднимите руки, хорошо. Ставят один «+». Есть такие, кто не справились с заданием? (Нет)
Любому треугольнику по данной классификации можно присвоить два названия. На прошлом уроке мы изучили данные виды треугольников, давайте вспомним их определения. Работаем фронтально. Классификация по количеству равных сторон. Какой треугольник называется равнобедренным:
Ответ. Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным.
Какой треугольник называется равносторонним:
Ответ. Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним.
Какой треугольник называется разносторонним:
Ответ. Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют разносторонним треугольником.
Классификация по виду углов. Какой треугольник называется остроугольным:
Ответ. Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником.
Какой треугольник называется прямоугольным:
Ответ. Если один из углов треугольника прямой, то его называют остроугольным треугольником.
Какой треугольник называется тупоугольным:
Ответ. Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (Слайд 4)
Молодцы ребята. И теперь кто мне скажет, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ. Треугольник и его виды.
Откроем тетради и запишем число и тему урока. На прошлом занятии мы изучили виды треугольников и поработали над их построением. Какова же будет цель нашего сегодняшнего занятия?
Ответ. Закрепить умение определять вид треугольника по видам его углов и числу равных сторон.
Молодцы. Также на прошлом занятии мы научились находить периметр треугольника с разными сторонами и периметр равностороннего треугольника. Какие задачи мы хотим научиться решать сегодня:
Ответ.
Научиться решать задачи на нахождение периметра равнобедренного треугольника.
Научиться решать задачи на нахождение сторон треугольника через известный периметр.
IV. Первичное закрепление
Хорошо. Мы с вами вспомнили виды треугольников, составили подсказку классификацию на сегодня и сейчас вы выполните индивидуальное задание для закрепления. В печатных тетрадях откройте стр. 52 № 147. Время пошло.
Закончили (Слайд 5). Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания друг у друга. Проверяющие ставят два «++», если ошибок не допущено, один «+» за одну или две ошибки. Меняемся тетрадями обратно и переносим свои плюсы в оценочный лист напротив «Закрепления». Поднимите руки те… и те…. Молодцы.
VI. Физкультминутка (Слайд 6)
«Правда – ложь»
Ребята встали ровно, руки подняли вверх и потянулись, как-будто только что проснулись, опустили руки. Послушайте меня – если я говорю верное утверждение, т.е. «правду» – вы хлопаете мне в ладоши, если нет, т.е. я говорю «ложь» – вы недовольны и топаете ногами. Начнем.
1. Прибор для измерения углов называют – транспортир (да).
2. Единица измерения угла – километр (нет).
3. Градусная мера прямого угла равна 1800 (нет).
4. Градусная мера прямого угла равна 900 (да).
5. 2+2=5 (нет).
6. У треугольника три угла (да).
7. У треугольника шесть сторон (нет).
8. У треугольника три стороны (да).
9. Наша планет квадратная (нет).
10. На улице идет снег (нет).
11. Математика – царица наук (да).
Садитесь ребята.
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Переходим к решению задач. Работаем в группах.
Каждая группа получает задачу: № 344, 346 (1), 326 (2), 348; решает ее и один человек от каждой группы готовится объяснить ее у доски. дело Виды многогранников - тетраэдр , октаэдр , икосаэдр. (Показ фигур на экране, слайды № 13 и 14)
Кроме тетраэдра у треугольника есть другие пространственные родственники ( демонстрация)
Октаэдр – состоит из 8 правильных треугольников-восьмигранник.
Икосаэдр - состоит из 20 правильных треугольников.
Найдите на парте листочки с изображением этих многогранников
Виды многогранников
Икосаэдр
Октаэдр
Тетраэдр
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (Слайды 7-14)
Вернемся к нашим задачам. Один человек от каждой группы выписывает задачу на доску, читает ее и готовится ее объяснить.
Молодцы. Возвращаемся на свои места.
VII. Самостоятельная работа (Слайд 15)
Для закрепления решенных задач проведем самостоятельную работу (дидактический материал № 88, 89, стр. 15).
Время вышло. Посмотрите на экран и проверьте свое решение (Слайд 16). Кто верно решил обе задачи в листе оценивания ставит себе два «++» напротив этапа «Самостоятельная работа». Кто решил верно одну задачу ставит себе один «+».
VIII. Итог урока (Слайд 17)
Ребята, давайте подведем итоги. В начале урока мы ставили себе цель: закрепить навыки классификации треугольников по видам его углов и числу равных сторон и хотели научиться решать задачи на нахождение периметра равнобедренного треугольника и на нахождение сторон треугольника через известный периметр.
Посмотрите на доску и продолжите высказывания об уроке:
Я закрепил (закрепила)… .
Я научился (научилась)… .
Мне понравилось… .
Значит мы достигли цели нашего сегодняшнего урока? (Да)
Откройте дневники, выставим оценки за урок и запишем домашнее задание.
++++++ - 5 (молодцы)
2-5 + - 4 (хорошо поработали)
1 + -3 (еще подтянутся и покажут себя на следующем уроке)
Х. Домашнее задание (Слайд 18)
п.14, № 345, 347, 349
Елочка настроения (Слайд 19, 20)
Отложили дневники. И сейчас ребята, я хочу, чтобы вы украсили нашу елочку настроения, ведь скоро новый год и все мы будем наряжать елку. Возьмите в руки желтые смайлики и маркеры и если вы…. И украшаем нашу елочку!!!