kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по геометрии на тему "Параллельность прямых в пространстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой разработку урока по одной из рассматриваемых в курсе геометрии теме, а именно,  "Параллельность прямых в пространстве". На уроке освещаются следующие вопросы:

Параллельные прямые в пространстве

Параллельность трёх прямых

Параллельность прямой и плоскости

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ 3D ЧЕРТЕЖИ»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ 3D ЧЕРТЕЖИ

(ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)


Теорема. Признак скрещивающихся прямых. Если одна из двух прямых лежит в плоскости, а другая пересекает эту плоскость в точке, не принадлежащей первой прямой, то эти две прямые скрещиваются.



Лемма. Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и другая пересекает эту плоскость.




Теорема. Транзитивность параллельности. Две прямые, параллельные третьей, параллельны между собой. Другими словами, если и , то .



ИНТЕРАКТИВНЫЕ 3D ЗАДАЧИ-ПЯТИМИНУТКИ


Задача №1. Даны скрещивающиеся прямые и точка . Провести через точку прямую, пересекающую прямые и .

Решение. Если точка лежит на одной из прямых или , то задача тривиальна и имеет бесконечное множество решений. Пусть, например, . Выберем на прямой произвольную точку и проведем искомую прямую .



Рассмотрим случай, когда точка T не лежит ни на одной из прямых , . Проведем плоскость через прямую и точку . Пусть (если , решений не существует). Проводим прямую . Если , то прямая – искомая. Если , решений не существует.

Задача №2. В планиметрии справедлива теорема: две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны. Справедлива ли эта теорема в стереометрии?



Решение. Рассмотрим прямоугольный параллелепипед . и , но прямые и не параллельны (это скрещивающиеся прямые).

Ответ: нет.

Задача №3. Прямые и скрещивающиеся. Провести прямую, пересекающую и параллельную прямой .


Решение. На прямой возьмем произвольную точку . Проведем плоскость через прямую и точку . В плоскости через точку проводим прямую . Прямая – искомая.

Задача №4. Через данную точку провести прямую, параллельную данной плоскости.


Решение. Если данная точка лежит на данной плоскости α, то задача не имеет решения. Пусть . Проведем в плоскости любую прямую . Через прямую и точку проведем плоскость . В плоскости проведем через точку прямую , параллельную прямой . Прямая параллельна плоскости по признаку параллельности прямой и плоскости.

Задача №5. На ребрах AB и куба взяты соответственно точки . Построить сечение куба плоскостью, проходящей через точки .





Решение. Если пересечением многогранника и плоскости является многоугольник, то этот многоугольник называется сечением многогранника. Поскольку точки , лежат в плоскости , то вся прямая лежит в этой плоскости. Отрезок – это след секущей плоскости на грани куба . Также легко установить, что – след секущей плоскости на грани . Легко заметить, что прямая параллельна плоскости . По теореме о следе секущая плоскость оставляет на грани след, параллельный . Проводим отрезок . Трапеция – искомое сечение.

Задача №6. Две скрещивающиеся прямые лежат в параллельных плоскостях. Доказать, что эта па-ра плоскостей определяется единственным образом.





Решение. Пусть прямые и скрещивающиеся. Выберем на прямой произвольную точку и проведем через нее прямую . На прямой выберем произвольную точку и проведем через нее прямую . Прямые и определяют плоскость ; прямые и определяют плоскость . Плоскости и параллельны по признаку параллельности плоскостей. Эта пара плоскостей единственна, так как она не зависит от выбора точек и .









Просмотр содержимого документа
«Лекция 3»

2 курс


лекционный материал


Лекция №3

Тема: Параллельность прямых, прямой и плоскости

План:

  1. Параллельные прямые в пространстве

  2. Параллельность трёх прямых

  3. Параллельность прямой и плоскости


  1. Параллельные прямые в пространстве

Введем понятие параллельных прямых в пространстве.

Определение. Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пере­секаются.

Параллельность прямых и обозначается так: . На рисунке прямые и параллельны, а прямые и , и не параллельны.








Докажем теорему о параллельных прямых.

Теорема. Через любую точку пространства, не лежащую на данной прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна.

Доказательство. Рассмотрим прямую и точку , не лежащую на этой прямой (смотреть рисунок).





Через прямую и точку проходит плоскость, и притом только одна. Обозначим эту плоскость буквой . Прямая, проходящая через точку парал­лельно прямой , должна лежать в одной плоскости с точкой и прямой , то есть должна лежать в плоскости . Но в плоскости , как известно из курса планиметрии, через точку проходит прямая, параллельная прямой , и притом только одна. На рисунке эта прямая обозначена буквой . Итак, – един­ственная прямая, проходящая через точку параллельно пря­мой . Теорема доказана.

В дальнейшем нам понадобятся также понятия параллельных отрезков, параллельных отрезка и прямой, параллельных лучей. Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых. Аналогично определяется параллельность отрезка и прямой, а также параллельность двух лучей. На рисун­ке отрезки и параллельны , а отрезки и не параллельны, отрезок параллелен прямой .










  1. Параллельность трёх прямых

Докажем лемму о пересече­нии плоскости параллельными прямыми, необходимую для даль­нейшего изложения.

Лемма. Если одна из двух параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость.

Доказательство. Рассмотрим параллельные прямые и , одна из которых – прямая – пересекает плоскость в точ­ке (смотреть рисунок).









Докажем, что прямая также пересекает плоскость , то есть имеет с ней только одну общую точку.

Обозначим буквой плоскость, в которой лежат параллель­ные прямые и . Так как две различные плоскости и имеют общую точку , то по аксиоме 3 они пересекаются по некоторой прямой (смотреть рисунок ниже). Эта прямая лежит в плоскости и пере­секает прямую (в точке ), поэтому она пересекает парал­лельную ей прямую в некоторой точке . Прямая лежит также в плоскости , поэтому – точка плоскости . Следовательно, общая точка прямой и плоскости .










Докажем теперь, что прямая не имеет других общих точек с плоскостью , кроме точки . Это и будет означать, что пря­мая пересекает плоскость . Действительно, если бы прямая имела еще одну точку с плоскостью , то она целиком лежала бы в плоскости и, значит, была бы общей прямой плоскос­тей и , то есть совпадала бы с прямой . Но это невозможно, так как по условию , а прямые и пересекаются. Лемма до­казана.

Из курса планиметрии известно, что если три прямые лежат в одной плос­кости и две из них параллельны треть­ей прямой, то эти две прямые парал­лельны. Докажем аналогичное утверж­дение для трех прямых в пространстве.

Теорема. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.

Доказательство. Пусть и . Докажем, что . Для этого нужно доказать, что прямые и : 1) лежат в одной плоскости и 2) не пересекаются.

1. Отметим какую-нибудь точку на прямой и обозначим буквой плоскость, проходящую через прямую и точку (смотреть рисунок).








Докажем, что прямая лежит в этой плоскости. Дей­ствительно, если допустить, что прямая пересекает плоскость , то по лемме о пересечении плоскости параллельными прямыми прямая также пересекает плоскость . Но так как , то и прямая пересекает плоскость , что невозможно, ибо прямая лежит в плоскости .

2. Прямые и не пересекаются, так как в противном случае через точку их пересечения проходили бы две прямые ( и ), параллельные прямой , что невозможно. Теорема доказана.


  1. Параллельность прямой и плоскости

Если две точки прямой лежат в данной плоскости, то по аксиоме 2 вся прямая лежит в этой плоскости. Отсюда следует, что возможны три случая взаим­ного расположения прямой и плоскости в пространстве:

а) прямая лежит в плоскости;

б) прямая и плоскость имеют только одну общую точку, то есть пересекаются;

в) прямая и плоскость не имеют ни одной общей точки.

Определение. Прямая и плоскость называются парал­лельными, если они не имеют общих точек.

Параллельность прямой и плоскости обозначается так: . Наглядное представление о прямой, параллельной плос­кости, дают натянутые троллейбусные или трамвайные провода – они параллельны плоскости земли. Другой пример дает линия пересечения стены и потолка – эта линия параллельна плоскости пола.








Заметим, что в плоскости пола имеется прямая, параллельная этой линии. Такой прямой является, например, линия пересечения пола с той же самой стеной. На рисунке указанные прямые обозначены буквами и . Оказывается, что если в плоскости имеется прямая , параллельная прямой , не лежащей в плоскости , то прямая и плоскость парал­лельны (смотреть рисунок ниже). Другими словами, наличие в плоскости прямой , параллельной прямой , является признаком, по которому можно сделать вывод о параллельности прямой и плоскос­ти . Сформулируем это утверждение в виде теоремы.







Теорема. Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она параллельна данной плоскости.

Доказательство. Рассмотрим плоскость и две парал­лельные прямые и , расположенные так, что прямая лежит в плоскости , а прямая не лежит в этой плоскости. Докажем, что . Допустим, что это не так. Тогда прямая пересекает плоскость , а значит, по лемме о пересечении плоскос­ти параллельными прямыми прямая также пересекает плос­кость . Но это невозможно, так как прямая лежит в плоскости . Итак, прямая не пересекает плоскость , поэтому она парал­лельна этой плоскости. Теорема доказана.

Докажем еще два утверждения, которые часто используются при решении задач.

. Если плоскость проходит через данную прямую, парал­лельную другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей параллельна данной прямой.

Пусть через данную прямую , параллельную плоскости , проходит плоскость , пересекающая плоскость по прямой .








Докажем, что . Действительно, эти прямые лежат в одной плоскости (в плоскости ) и не пересекаются: ведь в против­ном случае прямая пересекала бы плоскость , что невозможно, поскольку по условию .

. Если одна из двух параллельных прямых параллельна данной плоскости, то другая прямая либо также параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости.

В самом деле, пусть и – параллельные прямые, причем прямая параллельна плоскости . Тогда прямая не пере­секает плоскость , и, следовательно, по лемме о пересечении плоскости параллельными прямыми прямая также не пере­секает плоскость . Поэтому прямая либо параллельна плос­кости , либо лежит в этой плоскости.


Вопросы на закрепление темы

  1. Какие две прямые в пространстве называются параллельными?

  2. Сформулируйте и докажите теорему о параллельных прямых.

  3. Сформулируйте лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми.

  4. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они …? Докажите.

  5. Прямая и плоскость называются параллельными, если …?

  6. Сформулируйте и докажите теорему о параллельности прямой и плоскости.



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

ТАШКЕНТСКИЙ ВОЕННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ


Технологическая карта учебного занятия

Предмет

Геометрия

Фамилия, имя, отчество

преподавателя

Тема занятия

«Параллельность прямых в пространстве»

Захаров Александр Вячеславович

Продолжительность

2 академических часа (80 минут)

Цели занятия

Образовательные

Актуализировать и систематизировать имеющиеся знания, осветить новые понятия

Развивающие

Развитие познавательного интереса, развитие способности анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве, развитие умений выполнения чертежей по условиям задачи

Воспитательные

Воспитание дисциплины, ответственного отношения к учёбе

Ожидаемый результат

Знания учащихся будут систематизированы, также будет повышен их уровень информированности, будут сформированы умения и навыки чтения и построения пространственных чертежей

Обеспечение занятия

Дидактический

материал

Телетекст, компьютерный курс «Стереометрия», анимированные 3D-чертежи

Технические

средства обучения

Компьютер, мультимедийный видеопроектор, акустическая система

Используемые педагогические технологии

Технология развивающего обучения

Литература

Л. С. Атанасян «Геометрия», А. В. Погорелов «Геометрия»

Дополнительные

источники информации

Ресурсы Internet: http://www.mathematics.ru

Содержание занятия

Этап

Продолжительность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Организационный

5 минут

Докладывают об отсутствующих, готовят учебные принадлежности

Слушает, заполняет нормативную документацию

2

Актуализация знаний учащихся

10 минут

Повторяют теоретический материал, слушают, наблюдают, отвечают

Задаёт вопросы, заслушивает ответы учащихся (проводит систематизацию знаний)

3

Изложение (объяснение) нового учебного материала

30 минут

Внимательно слушают, конспектируют, выполняют геометрические построения, задают вопросы

Излагает учебный материал, акцентирует внимание учащихся, управляет демонстрационным процессом, отвечает на вопросы учащихся

4

Систематизация знаний

10 минут

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задачи-пятиминутки, заслушивают вердикт преподавателя

Задаёт контрольные вопросы, проводит оценку деятельности учащихся

5

Решение задач-пятиминуток, подведение итогов занятия, выставление рейтинговой оцен-ки

20 минут

Выходят к доске и осуществляют работу с интерактивными 3D-чертежами, проводят описательный анализ задачи

Координирует деятельность учащихся, дополняет ответ учащихся и вносит коррективы

6

Задание на самоподготовку

5 минут

Записывают в дневники задание

Диктует задание на самоподготовку, контролирует процесс записи задания



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по геометрии на тему "Параллельность прямых в пространстве"

Автор: Захаров Александр Вячеславович

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока векторы в пространстве "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-viektory-v-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "240337"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444997341"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока Векторы 10класс "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-viektory-10klass"
    ["file_id"] => string(6) "240605"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445070317"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Тема Векторы "
    ["seo_title"] => string(14) "tiema-viektory"
    ["file_id"] => string(6) "240608"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445070843"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Параллелепипед. Призма. Пирамида. "
    ["seo_title"] => string(33) "parallieliepipied-prizma-piramida"
    ["file_id"] => string(6) "108510"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403719132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства