Квадратные уравнения
Учитель математики МБОУ «Путинская СОШ»
Катаева В.Л.
Девиз урока:
- «Думаем, мыслим, работаем и помогаем друг другу».
- x 2 + 9x – 12 = 0;
- 4x 2 + 1 = 0;
- x 2 –2x + 5 = 0;
- 2z 2 – 5z + 2 = 0;
- 4y 2 = 1;
- – 2x 2 – x + 1 = 0;
- x 2 + 8x = 0;
- 2x 2 =0;
- – x 2 – 8x=1
- 2x + x 2 – 1=0
Вопросы учащимся
Примерные ответы
1. Дайте определение квадратного уравнения
Уравнение вида ax 2 +bx+c=0, где a 0, называется квадратным
2. Назовите виды квадратных уравнений
- полное; - неполное; - приведенное
3. Запишите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске
1,3, 7, 10
4. Запишите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске
2, 3, 7, 8
5. Запишите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске
1, 3, 4, 6, 9, 10
6. По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду?
В зависимости от коэффициентов уравнения.
7. Как называются коэффициенты квадратного уравнения?
a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член
8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется?
x 2 -12x+6=0
9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
От знака дискриминанта.
0, значит корня. 3. D 0, значит 1 корень. 4. D 0, значит корней. Оценка: 2 балла." width="640"
Задание №2
Что скрывается за ?
2. D 0, значит корня.
3. D 0, значит 1 корень.
4. D 0, значит корней.
Оценка: 2 балла.
Теорема Виета.
- Если х 1 и х 2 корни приведённого квадратного
- Если х 1 и х 2 корни приведённого квадратного
уравнения х ² + p x + q = 0 ,
то x 1 + x 2 = - p , а x 1 x 2 = q .
Обратное утверждение:
- Если числа m и n таковы, что m + n = - p , mn = q , то эти числа являются корнями уравнения х² + p x + q = 0.
- Если числа m и n таковы, что m + n = - p , mn = q , то эти числа являются корнями уравнения х² + p x + q = 0.
Приемы устного решения некоторых квадратных уравнений.
1) a + b +с = 0 х 1 = 1, х 2 = с/а.
- 5х 2 + 4х – 9 = 0; х 1 =1, х 2 = - 9/2.
2) а - b + с = 0 х 1 = - 1, х 2 = - с/а.
- Например: 4х 2 + 11х + 7 = 0;
х 1 = - 1, х 2 = - 7/4.
Приемы устного решения некоторых квадратных уравнений.
3) а в +с 0
- Устно решить уравнение: х 2 + bх + ас = 0
- Его корни разделить на а.
- а) 2х 2 – 11х + 5 = 0.
- Решаем устно уравнение: х 2 – 11х + 10 = 0. Его корни 1 и 10. Делим на 2.
- Тогда х 1 =0,5 , х 2 = 5.
- Ответ: 0,5; 5.
Приемы устного решения некоторых квадратных уравнений.
Решаем устно уравнение: х 2 –7х – 18 = 0. Его корни -2 и 9. Делим на 6.
Тогда х 1 = - 1/3, х 2 = 1,5.
Ответ:-1/3 ; 1,5 ; .
Решите уравнения, используя эти свойства:
Iгруппа.
1) 2х 2 – 3х + 1 = 0
IIгруппа.
1) 3х 2 – 8х + 5 = 0
2) х 2 +9х +20 = 0
III группа
1)х 2 +5х-6=0
3)10х 2 – 8х - 2= 0
2)х 2 + 2х -24 = 0
3)2 х 2 -7х +5 = 0
2)5х 2 -7х+2=0
3)100х 2 -99х-199=0
Ответы:
1группа 1)1; 0,5. 2) -5;-4. 3) 1;-0,2.
2группа 1)-2:4/3. 2) -6; 4. 3) 1; 2,5.
3 группа 1)-6;1. 2)1; 0,4. 3)-1;-199/100.
Соотнесите квадратные уравнения и способы их решения:
- 2х 2 – 3х + 11 = 0
- 7 х 2 = 8х
- х 2 – 10х + 100 = 0
- х 2 –5х –6 = 0
- – 2х 2 + х +14= 0
- разложение на множители
- общая формула корней
- теорема Виета
Найдите ошибки в решении уравнений:
- х 2 – 16х – 63 =0
- D = 64 – 63=1, 2 корня;
- х = , х = ,
- х =-7,5; х =-8,5
- Ответ: -7,5; -8,5 .
- х 2 – 16х – 63 =0
- D = 64 – 63=1, 2 корня;
- х = , х = ,
- х =8,5; х =7,5
- Ответ: 7,5; 8,5 .
Найдите ошибки в решении уравнений:
D= 1 + 168 =169, 2 корня;
D= 1 + 168 =169, 2 корня;
х = , х =
х = , х =
х 1 =4; х 2 =-3,5
х 1 =6; х 2 =-7
Ответ:-3,5;4 .
Ответ:-7;6 .
Самостоятельная работа
Один из корней квадратного уравнения
на 3 больше другого. Найдите свободный член .
25 C -1; 1 -0,5; 0,5 1 уровень 1 в 2в 0; 3 -4; 0 -9; 7 0,5; 2 -13;-5 -0,5; 2 20 2 1 в -5; 5 2в 0 0 -9; 0 0; 5 -4; 4 1; 3 -7 1; 5 4" width="640"
Самостоятельная работа
;
3 уровень
1 в
0;
2в
0;
-10; 5
-2; 6
С25
C
-1; 1
-0,5; 0,5
1 в
2в
0; 3
-4; 0
-9; 7
0,5; 2
-13;-5
-0,5; 2
20
2
1 в
-5; 5
2в
0
0
-9; 0
0; 5
-4; 4
1; 3
-7
1; 5
4
Оцените свою работу:
- 28- 23баллов –оценка 5;
- 22-18балла –оценка4;
- 12-17 балла –. оценка4
Домашнее задание
- Решить уравнения из сборника заданий
- 1уровень.№ 385-388; №405-408;
- 2 уровень.№433-436; №470-473;
- 3 уровень.№490-493; №95(1),99(1)
Итог урока
- - Кто скажет, что сегодня мы повторили на уроке?
- - Вам понравилось, как мы это делали?
Продолжи фразы:
- Теперь я точно знаю …
- Я понял …
- Я научился …
- Моё мнение …
Использованные источники:
- Алгебра: Учебники для 8- 9 классов средней школы / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.; Под редакцией Теляковского С.А. – М.: Мнемозина, 2011.
- http://xn--80aaicww6a.xn--p1ai/?redir=1
- http//aida.ucoz.ru