Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по математике «Обобщение логарифмической функции» 11 класс »
КГУ «Акбастауская СОШ»
Разработка открытого урока
по математике
«Обобщение логарифмической функции»
11 класс
Подготовила:
Мейрманова Ш.К.,
учитель математики.
2013-2014 учебный год
Цель:
Обобщение и систематизация знаний по теме “ Логарифмическая функция”.
Задачи:
Образовательная
Закрепить основные методы и навыки решения логарифмических уравнений и неравенств.
Развивающая
Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Развитие навыков работы с дополнительной литературой, с историческим материалом;
Воспитательная
Воспитывать взаимное доверие и уважение и умения общаться
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: доска, компьютер, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на уроке алгебры.
В этом году Вы познакомились с логарифмической функцией, научились строить ее график, познакомились с ее свойствами, которые применяете при решении логарифмических уравнений неравенств.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по решению задач на применение свойств логарифма, в конце урока каждый из вас проверит, как он усвоил тему, прорешав тест. Помните, что каждый урок – это подготовка к ЕНТ по математике.
А ещё мы познакомимся с историей логарифмов, с применением логарифмов в различных областях наук.
А девизом нашего урока пусть будут такие слова:
Орешек знаний тверд
Но все же, мы не привыкли отступать.
Чтоб расколоть его сегодня
Мы будем истину искать.
2. Устная работа.
Итак, мы начинаем свою работу. Запишите в тетрадях число и тему урока.
Начнем урок с теоретических вопросов. .
- Сформулируйте определение логарифма. Слайд
- Запишите на доске основное логарифмическое тождество. Слайд
-Преобразование, с помощью которого находят число по данному его логарифму.
-Операция, позволяющая с помощью свойств логарифмов найти логарифм числа или выражения (логарифмирование).
Найти соответствия в записях свойств логарифмов. Исправь и прочти правильно.
Слайд
-Что называют логарифмической функцией?
Перечислите основные свойства логарифмической функции f(x) = logax:Слайд
Область определения логарифмической функции есть множество положительных чисел.
Область значений логарифмической функции - множество действительных чисел.
При a 1 логарифмическая функция строго возрастает, а при 0 a
loga 1 = 0 и logaa = 1 (a 0, a ≠ 1).
Если a 1, то логарифмическая функция отрицательна при x (0;1) и положительна при x (1;+), а если 0 ax (0;1) и отрицательна при x (1;+).
-Какие их данных функций являются возрастающими , а какие убывающими?
Слайд
-Что называют логарифмическим уравнением?
- Нужна ли проверка полученных корней при решении логарифмических уравнений? Почему?
- Сформулируйте свойства, которые «работают» при решении логарифмических неравенств.
3. Закрепление материала. Решить логарифмические уравнения и неравенства.
Слайд
Ученик идет к доске .Решает с полным объяснением, комментирует какие свойства используем при решении уравнения.
Ученик решает логарифмическое неравенство. Комментирует какие свойства используем при решении данного неравенства.
4.История возникновения логарифмов (сообщение учащихся)
Логарифмы возникли в 16 веке в связи с необходимостью проведения большого объема приближенных вычислений в ходе решения практических задач, и в первую очередь задач астрономии, (в частности, при определении положения судов по звездам и по Солнцу). Логарифмы были введены шотландским математиком Джоном Непером (1550-1617). Джон Непер– известный английский математик, шотландский барон. Непер вошел в историю математики как изобретатель логарифмов (1594 г), составитель первой таблицы логарифмов, которой он посвятил 20 лет своей жизни.
Его современник, Бриг, прославившийся позднее изобретением десятичных логарифмов, отправился в Шотландию, чтобы посетить изобретателя логарифмов. При встрече Бриг сказал: «Я предпринял это долгое путешествие с единственной целью видеть Вас и узнать с помощью какого орудия остроумия и искусства были Вы приведены к первой мысли о логарифмах. Впрочем, теперь я больше удивляюсь тому, что никто не нашел их раньше, - настолько кажутся они простыми после того, как о них узнаешь.»
С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по возможности можно смело поставить рядом с другими, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системы нумерации.
Через десяток лет после появления логарифмов английский ученый Гунтер изобрел очень популярный прежде счетный прибор – логарифмическую линейку. Она помогала астрономам и инженерам при вычислениях, она позволяла быстро получать ответ достаточной точностью в три значащие цифры.
Теперь ее вытеснили калькуляторы, но без логарифмической линейки не были, построены, ни первые компьютеры, ни микрокалькуляторы.
5.Итоговое тестирование по теме урока. Выполнить задания и ответы вписать в контрольный талон. Сдать его учителю. После этого провести взаимопроверку ,сверив свои ответы с ответами на интерактивной доске.
После проверки еще раз повторяем свойства, которые «работают» при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Тест по теме «Логарифмическая функция и ее свойства».
1.Найти область определения функции: у = log 2 (x2 - 4) ;
1)( -2; 2); 2) ( -∞;- 2) U (2; +∞).
3)(2; +∞); 4)( -∞ ; -2).
Ответ: __________
2.Найти область определения функции: у = log0,8 ( 6х - 3 х2)
1)( -∞; 0) U (2; +∞) 2)( -2; +∞);
3) (2; + ∞); 4)( 0; 2).
Ответ:__________
3. Решить уравнение:lg (x+ 7) – lg (x+ 5) = 1.
Ответ: _________
4.Решить уравнение ( если уравнение имеет 2 корня, то в ответ запишите сумму корней уравнения): lg (4x – 3) = 2lgx.
В курсе математики средней и старшей школы мы получаем большой объем математических знаний.
Порой многие понятия курса алгебры и математического анализа 10-11 классов носят абстрактный характер, и мы задаемся вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на уроках математики?»
Задавшись целью, наши учащиеся подготовили небольшие сообщения о прикладном значении логарифмов .
Заслушать сообщения учащихся.
Слайды
Мы не исчерпали всех примеров применения логарифмов, поскольку это сделать просто невозможно. Логарифмы находят самое широкое применение и при обработке результатов тестирований в психологии и социологии, в составлении прогнозов погоды, в экономике, музыке и т.п.
Прослушанные сообщения наших учащихся убедительно показывают, что знание математики нужно не только человеку, непосредственно связанного с математикой, но и людям многих других специальностей.
7. Подведение итогов. Сообщить отметки, отметить наиболее активных учащихся.