Разработка интегрированного урока математика + химия в 8 классе по теме: «Решение задач на растворы»
Разработка интегрированного урока математика + химия в 8 классе по теме: «Решение задач на растворы»
Цели урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока математика + химия в 8 классе по теме: «Решение задач на растворы» »
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54»
Разработка
интегрированного урока математика + химия в 8 классе по теме:
«Решение задач на растворы»
Выполнили:
учитель математики
А.Д.Маторыкина
учитель химии
О.К.Коровина
Курск – 2014 г.
Интегрированный урок математика + химия
на тему: «Решение задач на растворы»
Цели урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель математики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук математики и химии.
Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема урока « Решение задач на растворы»
Цель урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Девиз:«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери
Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%
- Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%
- Установите соответствие 40% 1/4
25% 0,04
80% 0,4
4% 4/5
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
- Найти 10% от 30 (10%=0,1 30*0,1=3)
- Вычислите 1) 20% от 70 2) 6% от 20
3) х% от 7
Учитель химии
– Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
-- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
¾ поверхности Земли покрыто водой
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)). (Слайды прилагаются)
Учитель химиипредлагает решить учащимся задачу:
Задача №1Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько г марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора?(Ответ: 40 г.)
Решение.
Дано: ω% =
ω%=15%
m(р-ра)=500г
m(в-ва)=?
m(в-ва)= m(р-ра) •ω
m(в-ва)=500 •0,15=75г
Ответ: 75 г марганцовки.
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты вы применили при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
15% от 500
500*0,15=75(г)- марганцовки.
Ответ: 75 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Задачам на растворы в школьной программе уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. В этом году на экзамене в 9 классе была задача на смешивание растворов, и она оценивалась в 6 баллов.
Задача №2. При смешивании 10%-го и 30%-го раствора марганцовки получают 200 г 16%-го раствора марганцовки. Сколько граммов каждого раствора взяли?
Можно ли решить эту задачу так быстро?
О чем говорится в этой задаче? (о растворах.)
Что происходит с растворами? (смешивают.)
Решение:
1способ
Раствор
%-е содержание
Масса раствора (г)
Масса вещества (г)
1 раствор
2 раствор
10% = 0,1
30% = 0,3
х
200-х
0,1х
0,3(200-х)
Смесь
16% = 0,16
200
0,16*200
0,1х + 0,3(200-х) = 0,16*200
0,1х + 60 – 0,3х = 32
-0,2х = -28
х = 140
140(г)- 10% раствора
200 – 140 = 60(г)-30% раствора.
Ответ: 140г, 60г.
2 способ
ω2 0,3 0,06
0,16
ω1 0,1 0,14/0,2
m1=200*,10/0,2=140г.
m2= 200-140=60г.
Ответ: 140г, 60г
Учитель математики. Рассмотрим еще один раствор – это уксусная кислота. Водный раствор уксусной кислоты, полученный из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используется для приготовления майонеза, маринадов и т.д. Уксусная эссенция 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов.«Столовый уксус», используют для приготовления маринадов, майонеза, салатов и других пищевых продуктов. Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция. Как из нее получить столовый уксус. Поможет следующая задача.
Задача №3. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
1способ
Раствор
%-е содержание
Масса раствора (г)
Масса вещества (г)
Уксусная кислота
Вода
80%=0,8
0%=0
х
200-х
0,8х
0
Смесь
8%=0,08
200
0,08*200
0,8х = 0,08*200
0,8х = 16
х = 16:0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180г.
2способ
ω1 0,8 0,08
0,08
ω2 0 0,72/0,8
m1=200*0,72/0,8=180г.
m2=200-180=20г.
Ответ: 180г, 20г.
Учитель химии. А сейчас мы решим экспериментальную задачу.
Приготовить 20 г 5%-го раствора поваренной соли. (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Т-Б).
Решение 1.Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=20г
m(в-ва)=? m(в-ва) = m(р-ра) ·ω
V(р-ля) = ? m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.
m(р-ля) = m(р-ра) - m(в-ва)
m(р-ля) = 20 – 1 = 19 г
V(р-ля) = m(р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл
Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.
2. Экспериментальная часть ( Соблюдать правила техники безопасности).
1. Уравновесить весы.
2. Взвесить необходимое количество соли.
3. Отмерить мерным цилиндром воду.
4. Смешать воду и соль в стакане.
Учитель математики. Проведем проверочную работу, в которую включили задачи из сборника для подготовке к экзаменам в 9 классе.
Проверочная работа.
При смешивании 15%-го и 8% -го раствора кислоты получают 70 г 10%-го раствора кислоты. Сколько граммов каждого раствора взяли?
При смешивании 15%-го и 60% -го раствора соли получают 90 г 40%-го раствора соли. Сколько граммов каждого раствора взяли?
1р
15%=0,15
х
0,15х
2р
8%=0,08
70-х
0,08(70-х)
см
10%=0,1
70
0,1*70
0,15х + 0,08(70-х)=0,1*70
0,15х+ 5,6-0,08х =7
0,07х=7-5,6
0,07х=1,4
х= 1,4:0,07
х=20
20(г)- 15%-го раствора.
70- 20=50(г)-8% раствора
Ответ: 20 гр., 50г.
1р
15%=0,15
х
0,15х
2р
60%=0,6
90-х
0,6(90-х)
3р
40%=0,4
90
0,4*90
0,15х+0,6(90-х)=0,4*90
0,15х+54-0,6х=36
-0,45х=36-54
-0,45х =-18
х=18:0,45
х=40
40(г)-15% раствора.
90-40=50(г)-60% раствора.
Ответ: 40 гр., 50г.
Подведение итогов урока
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Важное место в рационе питания человека, а особенно детей занимает молоко и молочные продукты. Решим такую задачу:
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?
Решение:
%-е содержание
Масса раствора (г)
Масса вещества (г)
Молоко
Пломбир
10%=0,1
30%=0,3
х
100-х
0,1х
0,3(100-х)
Коктейль
20%=0,2
100
0,2*100
0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – молока
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
Ответ:50г молока,50г пломбира.
Задача №2. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Рефлексия. (Синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
Наш урок подошел к концу. Сейчас каждый из вас оставит на парте тот смайлик, какое настроение вы приобрели на уроке.
Спасибо за урок!
(Слайды прилагаются)
Список литературы:
1. В.Б. Воловик, Е.Д. Крутецкая. Неорганическая химия. Упражнения и
задачи. Оракул, СПб., 1999г.
2. С.С. Татарченкова. Урок как педагогический феномен. Учебно-
методическое пособие. КАРО, СПб., 2005г.
3. В.К. Егерев и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы /