kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ (технологические находки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.

Ключевые слова: разложение многочленов n-й степени на линейные множители, соотношения между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ (технологические находки) »

Статья/Физика и математика – Математика


Пономарёва О.Ф.

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ

НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ

МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д.


В данной работе рассматривается метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.

Ключевые слова: разложение многочленов n-й степени на линейные множители, соотношения между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.

Практическое значение имеет умение быстро производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители. В своей практике считаю весьма важным и даже необходимым добиваться от учащихся именно такого способа решения приведённых уравнений n-й степени.

Повторив определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена:

  1. Р(х) = х2 + pх + qприведённый квадратный трёхчлен.

  2. Разложение квадратного трёхчлена на множители:

если х1 , х2 корни приведённого квадратного трёхчлена, то х2 + pх + q = (х — х1) (х — х2 ).

На основании этого свойства можно составить квадратный трёхчлен по его корням.

Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням х1 = 3; х2 = 5.

Решение.

х1 = 3; х2 = 5, то (х — 3) (х — 5) = х2 — 8х + 15.

Ответ: х2 — 8х + 15.

  1. Теорема Виета для приведённого квадратного трёхчлена.

Если х1 , х2 корни многочлена х2 + pх + q, то p = — (х1 + х2), q = х1 • х2.

Решая приведённые квадратные уравнения, отыскиваются корни среди делителей свободного члена.

Задание 2. Решить уравнение х2 — 5 х + 6 = 0.

Решение.

х2 — 5 х + 6 = 0, х1 = 2; х2 = 3,

так как — (х1 + х2) = — 5, х1 • х2 = 6.

Ответ: х1 = 2; х2 = 3.

Подумайте над следующим вопросом: «Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?» Используя сравнение и аналогию, учащиеся дают определение приведённого многочлена n-й степени и формулируют для него свойство, аналогичное свойству II. «Если х1, х2, х3,..., хnкорни приведённого многочлена Р(х) степени n, то Р(х) = (х — х1) (х — х2)... (х — хn)».

Задание 3. Составить приведённый многочлен Р(х) 3-й степени,

если х1 = 1, х2 = 2, х3 = 1.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х1 ) (х — х2 )... (х — хn ),

где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х — 1 ) (х — 2 ) (х + 1 ).

Произведя раскрытие скобок, имеем: Р(х) = х3 — 2 х2 — х + 2.

Ответ: х3 — 2 х2 — х + 2.

Задание 4. Составить приведённый многочлен Р(х) 4-й степени, если х1 = х2 = 2, х3 = х4 = ―√2.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х1 ) (х — х2 )... (х — хn ),

где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х — 2) (х — 2) (х + 2) (х + 2).

Используя формулу сокращённого умножения (а2 — в2) =(а — в) (а + в),

имеем: Р(х) = (х2 — 2)2, Р(х) = х4 — 4 х2+ 4.

Ответ: х4 — 4 х2+ 4.

Используя разложение приведённого многочлена n-й степени на множители, выведем соотношения между корнями и коэффициентами

приведённого многочлена третьей степени, четвёртой степени.

  1. Если многочлен х3 + pх2 + qx + r имеет корни х1, х2, х3, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3), q = x1х2 + х2х3 + х1х3, r = х1 х2 х3.

  2. Если многочлен х4 + pх3 + qx2 + rх + s имеет корни х1, х2, х3, х4, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3 + х4), q = x1х2 + x1х3 + x1х4 + х2х3 + х2х43 х4, r = ― (х1 х2 х3 + х1 х2 х4 + х2 х3 х4), s = х1 х2 х3 х4.

Задание 5. Числа х1, х2, х3 ― корни многочлена D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4.

Определить: 1) х1 + х2 + х3; 2) х1 х2 х3; 3) 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3.

Решение.

Так как D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4, то Р(х) = х3 + 5/3 х2 + 1/3 х + 4/3,

где х1, х2, х3 — корни приведённого многочлена Р(х) степени 3-й.

х1 + х2 + х3 = — р, то 1) х1 + х2 + х3 = — 5/3.

Используя r = х1 х2 х3 , имеем: 2) х1 х2 х3 = ― 4/3.

3) Преобразуем: 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3 =

х2 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х2 : (х1 х2 х3) =

1 х2 + х1 х3 + х2 х3) : (х1 х2 х3) = 1/3 : (― 4/3) = ― 1/4.

Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.

Задание 6. Решить уравнение х3 — 5 х2 — х + 21 = 0.

Решение.

х3 — 5 х2 — х + 21 = 0,

Так как х1 + х2 + х3 = 5; x1х2 + х2х3 + х1х3 = — 1; х1 х2 х3 = — 21.

Решая систему из трёх уравнений с тремя неизвестными,

отыскиваем корни данного уравнения: х1 = 1 — 22; х2 = 3; х3 = 1 + 22.

Ответ: х1 = 1 — 22; х2 = 3; х3 = 1 + 22.

Применяя данный метод разложения приведённого многочлена n-й степени на множители, от учащихся не нужно требовать подробной записи, после условия исходного приведённого многочлена n-й степени можно сразу записывать разложение на множители.

Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, что имеет важное практическое значение для учащихся во время проведения внешних аттестаций, различного типа исследований качества знаний.


Литература:

  1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / под ред. А. Б. Жижченко.– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 368 с.

  2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ (технологические находки)

Автор: Пономарёва Ольга Фёдоровна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Разложение многочленов на линейные множители. Теорема Виета для приведённого многочлена n-й степени (технологические находки)."
    ["seo_title"] => string(137) "razlozhieniiemnoghochlienovnalinieinyiemnozhitielitieoriemaviietadliapriviedionnoghomnoghochlienanistiepienitiekhnologhichieskiienakhodki"
    ["file_id"] => string(6) "297912"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456246580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1470 руб.
2260 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1220 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства