kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ (технологические находки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.

Ключевые слова: разложение многочленов n-й степени на линейные множители, соотношения между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ (технологические находки) »

Статья/Физика и математика – Математика


Пономарёва О.Ф.

РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ

НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ

МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д.


В данной работе рассматривается метод разложения многочленов n-й степени на линейные множители, решение приведённых уравнений n-й степени. Даны алгоритмы решения и краткости рассуждений.

Ключевые слова: разложение многочленов n-й степени на линейные множители, соотношения между корнями и коэффициентами приведённого многочлена третьей и четвёртой степеней.

Практическое значение имеет умение быстро производить разложение многочленов n-й степени на линейные множители. В своей практике считаю весьма важным и даже необходимым добиваться от учащихся именно такого способа решения приведённых уравнений n-й степени.

Повторив определение и свойства приведённого квадратного трёхчлена:

  1. Р(х) = х2 + pх + qприведённый квадратный трёхчлен.

  2. Разложение квадратного трёхчлена на множители:

если х1 , х2 корни приведённого квадратного трёхчлена, то х2 + pх + q = (х — х1) (х — х2 ).

На основании этого свойства можно составить квадратный трёхчлен по его корням.

Задание 1. Составить квадратный трёхчлен по его корням х1 = 3; х2 = 5.

Решение.

х1 = 3; х2 = 5, то (х — 3) (х — 5) = х2 — 8х + 15.

Ответ: х2 — 8х + 15.

  1. Теорема Виета для приведённого квадратного трёхчлена.

Если х1 , х2 корни многочлена х2 + pх + q, то p = — (х1 + х2), q = х1 • х2.

Решая приведённые квадратные уравнения, отыскиваются корни среди делителей свободного члена.

Задание 2. Решить уравнение х2 — 5 х + 6 = 0.

Решение.

х2 — 5 х + 6 = 0, х1 = 2; х2 = 3,

так как — (х1 + х2) = — 5, х1 • х2 = 6.

Ответ: х1 = 2; х2 = 3.

Подумайте над следующим вопросом: «Справедливы ли эти свойства для произвольного многочлена n-й степени?» Используя сравнение и аналогию, учащиеся дают определение приведённого многочлена n-й степени и формулируют для него свойство, аналогичное свойству II. «Если х1, х2, х3,..., хnкорни приведённого многочлена Р(х) степени n, то Р(х) = (х — х1) (х — х2)... (х — хn)».

Задание 3. Составить приведённый многочлен Р(х) 3-й степени,

если х1 = 1, х2 = 2, х3 = 1.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х1 ) (х — х2 )... (х — хn ),

где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х — 1 ) (х — 2 ) (х + 1 ).

Произведя раскрытие скобок, имеем: Р(х) = х3 — 2 х2 — х + 2.

Ответ: х3 — 2 х2 — х + 2.

Задание 4. Составить приведённый многочлен Р(х) 4-й степени, если х1 = х2 = 2, х3 = х4 = ―√2.

Решение.

Так как Р(х) = (х — х1 ) (х — х2 )... (х — хn ),

где х1, х2, х3,…, хn — корни приведённого многочлена Р(х) степени n,

то Р(х)= (х — 2) (х — 2) (х + 2) (х + 2).

Используя формулу сокращённого умножения (а2 — в2) =(а — в) (а + в),

имеем: Р(х) = (х2 — 2)2, Р(х) = х4 — 4 х2+ 4.

Ответ: х4 — 4 х2+ 4.

Используя разложение приведённого многочлена n-й степени на множители, выведем соотношения между корнями и коэффициентами

приведённого многочлена третьей степени, четвёртой степени.

  1. Если многочлен х3 + pх2 + qx + r имеет корни х1, х2, х3, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3), q = x1х2 + х2х3 + х1х3, r = х1 х2 х3.

  2. Если многочлен х4 + pх3 + qx2 + rх + s имеет корни х1, х2, х3, х4, то верны равенства: р = ― (х1 + х2 + х3 + х4), q = x1х2 + x1х3 + x1х4 + х2х3 + х2х43 х4, r = ― (х1 х2 х3 + х1 х2 х4 + х2 х3 х4), s = х1 х2 х3 х4.

Задание 5. Числа х1, х2, х3 ― корни многочлена D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4.

Определить: 1) х1 + х2 + х3; 2) х1 х2 х3; 3) 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3.

Решение.

Так как D(х) = 3х3 + 5х2 + х + 4, то Р(х) = х3 + 5/3 х2 + 1/3 х + 4/3,

где х1, х2, х3 — корни приведённого многочлена Р(х) степени 3-й.

х1 + х2 + х3 = — р, то 1) х1 + х2 + х3 = — 5/3.

Используя r = х1 х2 х3 , имеем: 2) х1 х2 х3 = ― 4/3.

3) Преобразуем: 1/ х1 + 1/х2 + 1/х3 =

х2 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х3 : (х1 х2 х3) + х1 х2 : (х1 х2 х3) =

1 х2 + х1 х3 + х2 х3) : (х1 х2 х3) = 1/3 : (― 4/3) = ― 1/4.

Ответ: — 5/3; ― 4/3; ― 1/4.

Задание 6. Решить уравнение х3 — 5 х2 — х + 21 = 0.

Решение.

х3 — 5 х2 — х + 21 = 0,

Так как х1 + х2 + х3 = 5; x1х2 + х2х3 + х1х3 = — 1; х1 х2 х3 = — 21.

Решая систему из трёх уравнений с тремя неизвестными,

отыскиваем корни данного уравнения: х1 = 1 — 22; х2 = 3; х3 = 1 + 22.

Ответ: х1 = 1 — 22; х2 = 3; х3 = 1 + 22.

Применяя данный метод разложения приведённого многочлена n-й степени на множители, от учащихся не нужно требовать подробной записи, после условия исходного приведённого многочлена n-й степени можно сразу записывать разложение на множители.

Отметим, что рассмотренный метод позволяет быстро определять корни приведённых уравнений n-й степени и уравнений общего вида n-й степени, что имеет важное практическое значение для учащихся во время проведения внешних аттестаций, различного типа исследований качества знаний.


Литература:

  1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / под ред. А. Б. Жижченко.– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 368 с.

  2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ n-Й СТЕПЕНИ НА ЛИНЕЙНЫЕ МНОЖИТЕЛИ (технологические находки)

Автор: Пономарёва Ольга Фёдоровна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Разложение многочленов на линейные множители. Теорема Виета для приведённого многочлена n-й степени (технологические находки)."
    ["seo_title"] => string(137) "razlozhieniiemnoghochlienovnalinieinyiemnozhitielitieoriemaviietadliapriviedionnoghomnoghochlienanistiepienitiekhnologhichieskiienakhodki"
    ["file_id"] => string(6) "297912"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456246580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства